Применение инновационных технологий при обучении лексической стороне речи на уроках иностранного языка в средней школе

Разделы: Иностранные языки

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Как известно работа с лексическим материалом на уроках иностранного языка не вызывает у учащихся интерес, а наоборот, учащиеся, как правило, с нежеланием изучают данный материал. Для того чтобы сделать процесс изучения лексики более эффективным, а также развить у детей желание изучать иностранный язык мы применяем на уроках инновационные технологии. Проблема обучения иноязычной лексике в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова. Данная проблема широко освещалась в трудах таких исследователей, как Азимов, Мерцалов, Каприлович, Бондаренко и другие [1].

Приобщение к сравнительно новому образовательному пространству, как всемирная сеть Интернет, выведет культуру преподавания на качественно новый уровень, переход от традиционной методики преподавания иноязычной лексики к обучению с применением инновационных технологий обучения на сегодняшний день неизбежен. В настоящее время необходимо привести методику преподавания иностранного языка в школе в соответствие с развитием современных информационных технологий. Что же такое «инновационная образовательная технология»? Бондаренко О.В. определяет инновационные образовательные технологии как комплекс, включающий в себя три взаимосвязанных составляющих:

  • Современное содержание обучения, которое должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
  • Современные методы обучения - активные методы формирования языковых компетенций, основывающиеся на взаимодействии учащихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
  • Современная инфраструктура обучения, позволяющая эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения [2].

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные инновационные технологии при обучении лексике. Среди них можно выделить следующие:

  • Метод проектов. Работа над проектом - это комплексный подход к изучению языка, состоящий из нескольких уровней и затрагивающий чтение, аудирование, говорение, грамматику и лексику. Метод проектов способствует формированию у учащихся лексического навыка, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, используя изученную лексику.
  • 2. Еще одной инновационной технологией является технология сотрудничества. Основная идея заключается в том, что на уроке создаются условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Главное преимущество такого подхода в обучении лексики в том, что выигрывает весь класс, так как в совместной работе ликвидируются пробелы. Данная технология помогает в отработке лексических единиц.
  • 3. Так же, одной из важнейших инновационных технологий в обучении лексике является использование мультимедийных и компьютерных средств обучения. Одним из наиболее доступных мультимедийных средств следует признать электронный учебник. Их преимущество заключается в том, что они позволяют наглядно представить материал (использование цвета, иллюстраций, звука, видео, анимации и т.д.); возможна быстрая обратная связь (встроенные тест-системы обеспечивают мгновенный контроль за усвоением материала), что способствует более эффективному запоминанию лексических единиц.
  • 4. Немаловажным инновационным средством обучения является применение учебных игр, а именно лексических игр. «Без игры нет и не может быть полноценного развития», - писал В.А. Сухомлинский. Применение различных лексических игр на уроке иностранного языка позволяет овладеть лексическим материалом в занимательной форме, способствует развитию памяти, внимания, сообразительности, поддерживает интерес к изучению иностранного языка [3].

Так как лексика является основным строительным материалом нашей речи, то формирование знаний и компетентностей без знания лексики невозможно. Проблема обучения лексике освещается в работах таких исследователей, как И.И.Антонова, С.А.Долидзе, С.Ш.Канатова, Т.П.Карпилович и других. Основу содержания работы на данных этапах составляют условно-речевые упражнения. Эти упражнения выполняются на похожих речевых учебных ситуациях, по аналогичному контексту и в связи с текстом, по мотивам и по теме, с использованием наглядности.

Условно-речевые упражнения подразделяются на:

  • имитативные, то есть ученик имитирует свою реплику по реплике учителя
  • подстановочные, требующие от ученика подстановки в модель усваиваемого речевого образца какую-либо другую единицу.
  • трансформационные, предполагающие трансформацию воспринятой формы.
  • репродуктивные, предполагающие воспроизведение усвоенной формы, например.

Обучение лексической стороне речи до сих пор является важной методической проблемой и поиски эффективных путей обучения лексике на иностранном языке занимают важное место в работе каждого педагога [4].

Развитие лексических навыков для последующего их включения в речевую деятельность учащихся является основной задачей в овладении лексикой. Применение компьютерных технологий при формировании лексических навыков значительно усиливает эффективность данного процесса. Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам, учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой.

Изучив теоретические основы применения инновационных технологий в обучении лексике на уроках иностранного языка в средней школе в рамках опытно - экспериментальной работы мыс коллегами провели методический эксперимент на базе 7 классов МБОУ СОШ № 3 г.Амурска. Мы применили методы анкетного опроса, тестирования, наблюдения с целью изучения состояния проблемы на практике. На этапе констатирующего эксперимента учащимся было предложено ответить на вопросы разработанной нами анкеты. Проанализировав полученные данные, мы получили следующие результаты.

На вопрос «Часто ли вы используете компьютер и интерактивную доску при изучении лексики на уроках китайского языка?» большинство учащихся ответило «да, часто» - это составило 75%. Учащиеся часто используют ПК на уроках.

На вопрос «Интересно ли вам посещать уроки, когда преподаватель активно использует ПК и интерактивную доску при работе с лексикой?» большинство ответило, что «да, интересно» -78,6%. Это означает, что учащиеся нуждаются в использовании ПК и интерактивной доски на уроках иностранного языка.

Вопрос «Лексика на китайском языке усваивается лучше с использованием ПК и интерактивной доски на уроке?» большинство учащиеся ответили «да», и это составило 67,8%. Таким образом, можно сказать, что материал при помощи инновационных технологий усваивается лучше.

На вопрос «Помогает ли использование ПК и интерактивной доски при запоминании лексики на иностранном языке?» большинство учащихся считают, что «да, помогает» - 60,7%.

На вопрос «Пользуетесь ли вы интерактивными учебниками в работе с лексикой на уроках китайского языка?» большинство учащихся ответили «нет» - это составило 67,9%.

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента мы разработали серию уроков по обучению лексике с применением инновационных технологий. По итогам работы был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого наблюдается определенная динамика. В ходе итогового среза учащимся были предложены задания, идентичные использованным на этапе констатирующего эксперимента. В результате мы обнаружили разницу на начальном и конечном этапах.

Сопоставив результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента, мы получили следующие данные. На вопрос «Часто ли вы используете компьютер и интерактивную доску при изучении лексики на уроках китайского языка?» 78% ответили «да», что на 3% выше, чем на этапе констатирующего эксперимента.

На вопрос «Интересно ли вам посещать уроки, когда преподаватель активно использует ПК и интерактивную доску при работе с лексикой?» 80% учащихся ответили «да», на этапе констатирующего эксперимента лишь 78% дали утвердительный ответ.

При ответе на вопрос «Лексика на китайском языке усваивается лучше с использованием ПК и интерактивной доски на уроке?» 80% опрошенных ответили «да», что на 12% выше, чем на этапе констатирующего эксперимента.

При ответе на вопрос «Помогает ли использование ПК и интерактивной доски при запоминании лексики на иностранном языке?» мы видим, что 70 % учащихся ответили «да», что на 10% выше, чем на этапе констатирующего эксперимента.

При ответе на вопрос «Пользуетесь ли вы интерактивными учебниками в работе с лексикой на уроках китайского языка» 52% ответили «нет», в отличие от этапа констатирующего эксперимента, где «нет» выбрали 68%, что на 16% ниже.

Проанализировав и сопоставив данные опросов, мы приходим к выводу о том, что применение инновационных технологий в работе над лексикой при обучении иностранному языку значительно способствует усвоению материала и в конечном итоге развитию речевых умений учащихся.

Итак, подводя итог нашей опытно-экспериментальной работе, я пришла к следующим выводам: процесс усвоения нового лексического материала будет более эффективным при условии систематического использования различных инновационных технологий. Об этом свидетельствуют сравнительные данные, полученные нами в ходе педагогического и методического экспериментов.

Список литературы

  1. Белкова, М.М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка [Текст]/ М.М.Белкова. - М.: Издательство Просвещение, 2008. - 256 с.
  2. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. [Текст]/ Н.Д.Гальскова. - М.: Издательство АРКТИ, 2004. - 321 с.
  3. Пассов, Е.И. Содержание иноязычного образования как методическая категория [Текст]/Е.И.Пассов//Иностранные языки в школе. - 2007. - №6.- С. 13-22.
  4. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. [Текст]/ Г.В.Рогова, Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. - М.: Издательство Просвещение, 1991.-182 с.