Образовательный проект "Волшебный космос"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование, Патриотическое воспитание, Профессия — педагог

Ключевые слова: космос


12 апреля Земля празднует международный День космонавтики. Но этого не было бы, если бы не жили люди, которые задолго до наших дней мечтали о полетах в космос. И среди них одним из самых выдающихся умов является Константин Циолковский, который по праву считается отцом русской космонавтики.

На примере его жизни мы можем сказать, что мечты сбываются...

Ребята-дошкольники могут гордиться отрядом космонавтов, ученых-изобретателей, конструкторов, работающих в области космоса и своей великой страной, которая всегда верит в будущее…

Описание: предлагаемый проект может быть интересен педагогам и родителям детей старшего дошкольного возраста для проведения занятий и интересного досуга.

Актуальность проекта: дети с речевыми проблемами имеют недостаточные представления о космосе, людях, создавших первую ракету и космонавтах-покорителях внеземных цивилизаций и ограниченный словарный запас поданной теме.

Паспорт проекта «Волшебный космос»

Тип проекта - информационно-творческий, игровой.

Возраст детей - 5-7 лет (дошкольный).

Продолжительность проекта - долгосрочный.

Период выполнения - 15.03.2021 - 15.03.2024 г.

Охват проекта: логопед Антонова С.А., воспитатели Афанасьева Т.А., Артёмова Н.Г. педагог-психолог Каксис И.Н., тренеры по ФК Ильина Н.И, Давыденко О.В., музыкальный руководитель Морозова Ю.А, дети, родители (50 человек).

Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Цели:

  • вызвать познавательный интерес у детей к окружающему миру;
  • активизировать фантазию и творческие способности;
  • развивать коммуникативную функцию и музыкальные способности у детей 5-7-летнего возраста;
  • реализовать проект посредством игры в интерактивной песочнице, создав комфортный психологический климат и благоприятную пространственную среду в группе;
  • пропагандировать в детском коллективе здоровый образ жизни (популяризация прикладного плавания) через обучение детей упражнениям игрового стретчинга.

Ожидаемые результаты:

  • расширить кругозор детей по данной теме, заинтересовав их интересными научными фактами;
  • сформировать познавательную активность, творческие способности, желание приносить пользу своему государству;
  • сформировать чувство гордости и патриотизма;
  • сформировать у детей коммуникативные компетенции;
  • воспитать у детей привычку к здоровому образу жизни на примере наших космонавтов.

Создание и разрешение проблемной ситуации: «Как защитить Планету от экологической катастрофы?»

Привлечь родителей к совместному творчеству.

Изготовление работ на темы: «Космос - наше будущее», «еда для космонавтов».

Задачи, решаемые учителем-логопедом и воспитателем в ходе реализации проекта.

Коррекционно-образовательные:

  • создать условия для развития речи, познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки и проведения проекта;
  • уточнить и расширить знания детей о Солнечной системе, космических объектах;
  • формировать представления детей о деятельности людей по освоению космоса и познакомить с профессиями: космонавт, астронавт, конструктор;
  • активизировать словарный запас по теме (галактика, вселенная, звёзды, планеты, млечный путь, созвездия, Солнечная система, астероиды, кометы, метеорит, болит, метеор, чёрная дыра, космический мусор;
  • космонавт, астронавт, звездочёт, невесомость;
  • телескоп, ракета- носитель, космический корабль, космическая станция, космодром, луноход, марсоход);
  • совершенствовать грамматический строй и связную речь: упражнять детей в образовании существительных родительного падежа множественного числа в согласовании с числительными; обучать детей составлению предложений из опорных слов и рассказов по картинкам;
  • совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы;
  • упражнять детей в образовании новых слов (марсоход, луноход, космодром, телескоп, земляне, инопланетяне);
  • воспитывать у детей готовность спасти свою планету в случае экологической катастрофы.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать познавательные и творческие способности детей, внимание, память, воображение, логическое мышление, моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к нашей планете;
  • чувство гордости за свою страну, за подвиги людей в освоении космоса;
  • чувство сотрудничества, умение слышать и слушать друг друга.

Задачи, решаемые инструктором по ФИЗо в ходе реализации проекта.

Образовательные:

  • расширять и закреплять знания детей в области космоса;
  • обучать детей разным видам имитационных движений игрового стретчинга.
  • упражнять детей в ходьбе и беге различными способами, сохранении равновесия при ходьбе по повышенной опоре;
  • совершенствовать координационные навыки в играх с мячом;
  • совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, точности, выразительности их выполнения.

Развивающие:

  • развивать мышечную силу и выносливость в упражнениях игрового стретчинга;
  • развивать физические качества: общую координацию, ловкость, гибкость;
  • развивать эмоционально-волевые качества личности, память, мышление, внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной деятельности, формировать навыки сотрудничества в процессе подготовки к НОД;
  • cоздавать положительный эмоциональный настрой, воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели.

Оздоровительные:

  • укреплять мышцы стопы с целью предупреждения плоскостопия;
  • способствовать формированию правильной осанки и развитию всех групп мышц;
  • развивать мышечную и дыхательную системы при выполнении упражнений.

Перспективное планирование проекта.

а) Вопросы к эвристической беседе «Человек в космосе»: «На что похоже состояние невесомости?», «Можно ли её испытать на Земле?», «Как космонавт перемещается внутри корабля?», «Как справляется с состоянием невесомости?» (Опыт с пружинными весами), «Почему в космическом корабле очень важно вовремя услышать тишину?», «Бывает ли полная тишина на корабле?»

б) Вопросы к эвристической беседе «Солнечная система»: «Какие планеты образуют солнечную систему? Почему ее называют Солнечной?», «Что обозначает зелёный, синий, желтый цвет на изображении Земли?», «Для чего нужен луноход?», «Что мы знаем о луне?», «Из чего состоят астероиды и метеориты?»

в) Вопросы к беседе «Созвездия»: «Для чего нужен телескоп?», «Какая звезда самая большая и самая яркая?», «Что образуют звёзды, которые находятся рядом?», «Назовите созвездия, которые вам знакомы»

г) Вопросы к беседе «Человек в космосе»: «Какие животные побывали в космосе?», «Что придумал и запустил человек в космос?», «Кто совершил первый полёт вокруг земли?», «Зачем в космос запустили муху дрозофилу?»

д) Вопросы к беседе «Угрожает ли планете Земля экологическая катастрофа?»: «Что несёт за собой космический мусор?», «Почему люди боятся азоновых дыр?», «Кто и зачем организует час Земли?»

Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

Оформление предметно-развивающей среды.

Материалы и оборудование:

  • материалы для творчества (ватман, краски, фломастеры, мелки, карандаши, клей, нитки, фольга), резиновый мяч для игр;
  • костюм космонавта и шлем (для ребенка), набор разрезных ракет, разрезные слова в капсуле, карточки с зашифрованными кодами, космические конфеты с загадками; большой отрывной календарь;
  • распечатанные фотографии основоположников космоса, изображения планет Солнечной системы;
  • фишки, кубик и презентация «Космическое путешествие».
  • Музыкальное сопровождение, надувные мячи по количеству детей, обручи, плавательные дощечки.

Этапы реализации проекта

I этап - подготовительный.

1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

2. Информирование педагогического коллектива и родителей о предстоящей деятельности.

3. Создание необходимых условий для реализации проекта: подготовка презентации, познавательных фильмов о космосе, игр малой и средней подвижности, демонстрационных плакатов для украшения группы, музыкального зала, бассейна.

II этап - основной (практический)

1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний и умений дошкольников по данной теме.

2. Организация сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

3. Продуктивная деятельность: рисование, аппликация, конструирование, изготовление «Космического календаря», игры-ходилки «Люберецкая орбита», карты Созвездий, «Маршрутного листа космонавта».

4. Проведенные мероприятия: космический квест на тему: «Спасём Планету», музыкальный досуг ко «Дню космонавтики», соревнования по прикладному плаванию «Юный спасатель», посвящённые 60-летию полёта в космос Ю.А.Гагарина.

III этап - заключительный

Презентация проекта. Космическая конференция для детей других групп. Оформление результата проекта в виде фотоотчета, папки с детскими работами. Публикация проекта.

Организация и участие родителей в выставке детских работ.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

Познание

Уточнять и расширять знания детей о космосе, космических объектах, символике созвездий.

  • Воспитывать у детей бережное отношение к нашей планете, желание защитить её в случае экологической катастрофы.
  • Понакомить с профессиями людей, посвятивших свою жизнь космосу.

Коммуникация

Организованная логопедическая деятельность:

1. беседы с детьми на тему: «Первый отряд», «Первая женщина-космонавт», «Солнечная система», «Основоположники космоса», «Созвездия звёздного неба» с рассматриванием иллюстраций солнечной системы, фотографий космонавтов, космической техники, презентации «Космос»;

2. проведние НОД на тему: «Что такое Солнечная система?», «Земля и Луна - космические соседи во вселенной», «Шаги в освоении космоса», «Удивительный мир космоса», «Космос вокруг нас»;

3. проведение квест-игры на тему: «Спаси планету»;

4. проведение «Космической конференции».

Логопедические игры: «Составь слово», «Собери предложение из слов», «Подбери рифму», «Засели планеты», «Отгадай загадку», «Что я возьму с собой в космос?», «Космическое путешествие», «Посылка из космоса»
Логопедические считалки: «На Луне жил звездочёт», «По порядку все планеты назовёт любой из нас», «Вот летит ракета вокруг земного шара», «Всем в мире хорошо знаком отважный русский парень», «В космической ракете».
Отгадывание загадок.

Чтение художественной литературы

«Незнайка на Луне» Н.Носов, «Космонавты, объявляется посадка!» Пьер-Франсуа Моро, Матильда Двордж, «Первые в космосе» М.Пегов, «Малая энциклопедия Вселенной» О.Фейгин, космические сказки «Кометы и астероиды» Е.Ульева, «Знакомство с Солнечной системой», Станция «Луна» П.Клушанцев, «Большое космическое путешествие» Н.Тайсон, «Маленький шаг» на Луне, энциклопедия «Изучаем космос».

Продуктивная деятельность

Изобразительная деятельность. Рисование: «Я рисую космос», «Солнечная система», «Наша планета Земля».
Аппликация «Белка и стрелка», «Космические дали» (коллективная работа).
Лепка «Летающая тарелка», «Эти загадочные инопланетяне».
Конструирование «Ракета», «Космический корабль Шатл».
Изготовление космической игры-ходилки «Люберецкая орбита».
Оформление «Космического календаря».
Рисование «Карты созвездий».

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Проведение соревнований по прикладному плаванию «Юный спасатель», посвящённых 60-летию полёта в космос Ю.А.Гагарина.
Подвижные игры: «Планеты перепутались».
Дыхательная гимнастика: «Покорители космоса».
Физминутки: «Горячая комета», «Звездочет».
Фонематический слух: «Игра в космические слова», «Хлопни-топни-повтори».
Артикуляционная моторика: «Космическая зарядка с Лунтиком».

Развивающая среда

Подбор детской литературы по теме, иллюстративного материала, развивающих книжек с заданиями и наклейками «Космос»;
демонстрационного материала: сюжетных картин из серии «Космос», фотографий из интернета.
Оформление космического музея книгами, работами детей, тюбиками с космической едой, скафандром космонавта.
Настольные дидактические игры: «Мемори», «Космическое притяжение», «Космос», «Путешествие в космос», «Скажи наоборот», «Четвертый лишний», «Собери ракету», «Разрезные картинки», «Один-много», «Назови ласково».

Работа с родителями

Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?»
Рекомендации педагогов по чтению произведений на космическую тему, составлению рассказов о профессиях: космонавт, изобретатель, конструктор.
Изготовление родителями и детьми питания для космонавтов в музей Космонавтики группы.
Рисунки и поделки детей и родителей по теме: «Космос - наше будущее».

Социализация

  • Формирование представлений детей об основоположниках отечественной космонавтики и их деятельности по освоению космоса.
  • Знакомство детей с профессиями: космонавт, конструктор, изобретатель.
  • Формировать у детей бережное отношение к своей планете.

Конспект НОД на тему «Космическая конференция» для детей старшей и подготовительной логопедических групп

Конспект НОД на тему «Космос вокруг нас» для детей подготовительной логопедической группы

Конспект НОД на тему «Удивительный мир космоса» для детей подготовительной логопедической групп