Разработка родительского собрания в 8-м классе на тему "Электронная сигарета – современная реальность. Как помочь подростку побороть тягу к электронной сигарете?"

Разделы: Классное руководство

Класс: 8

Ключевые слова: родительское собрание, табакокурение


Цели собрания: провести разъяснительную работу с родителями по вопросам: что такое электронная сигарета, её виды, воздействие на растущий организм подростка; оказать посильную помощь родителям современных подростков в решении проблемы курения электронных сигарет.

Задачи собрания: привлечь внимание родителей подростков к проблеме использования электронных сигарет; совместно с педагогом-психологом и социальным педагогом разработать общие пути решения проблемы курения электронных сигарет.

Оборудование: ПК, экран, мультимедийный проектор, видеофильм о вреде электронной сигареты, воздушный шарик

Вид собрания: групповое, тематическое

Участники собрания: родители (законные представители) обучающихся 8 «А» класса, классный руководитель 8 «А» класса, педагог-психолог.

Форма проведения собрания: круглый стол с элементами консультативной помощи.

Предварительная работа: анкетирование (анонимное) детей и родителей по вопросам: знают ли они, что такое электронная сигарета; использовали ли они её хоть раз в жизни?

Ход собрания

1. Организационный момент

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады, что вы нашли время и пришли к нам на очередное родительское собрание. Сегодня мы пригласили всех вас не просто для того, что бы рассказать о насущных проблемах, событиях и достижениях обучающихся нашего класса. Мы будем говорить об электронной сигарете. В ходе беседы, совместно с педагогом-психологом, мы попытаемся разобраться в вопросах: почему дети проявляют интерес к электронной сигарете, какие факторы заставляют их курить её; осведомлены ли они о вреде на организм этого устройства, постараемся вместе выработать пути решения данной проблемы.

Ни для кого не секрет, что подростки копируют поведение взрослых. Находясь рядом со своими детьми, мы чаще всего не задумываемся о том, что, порой, сами подаем им дурной пример. Задача взрослого, родителя состоит в умении позаботиться о своих детях, научить и выработать у них правильное поведение, сформировать привычку к ведению здорового образа жизни.

2. Психологический тренинг «Давайте познакомимся!»

(Проводится педагогом-психологом совместно с классным руководителем).

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! (представляется). Предлагаю начать наш с вами разговор с небольшого тренинга, который называется «Давайте познакомимся!» (родители сидят по кругу общего стола). Я представилась вам, теперь вас попрошу представиться мне. Педагог-психолог передает воздушный шарик. Тот у кого шарик оказывается в руках, называет свои фамилию, имя, отчество, род деятельности, свое хобби. (Во время тренинга происходит настрой участников собрания на плодотворную работу, установление дружественной атмосферы).

Следующим шагом, педагог-психолог просит разделиться присутствующих на микрогруппы, используя жребий. (Заранее заготовлены полоски зеленого, красного и синего цветов). В результате деления, образуется три микрогруппы, объединенных одним цветом полосок. Педагог-психолог ставит общую задачу для каждой группы: обсудить друг с другом проблему, сформулировать и выразить общее отношение к поставленной теме, обозначить её значимость.

После окончания времени беседы (5 минут) родителей в микрогруппах, педагог-психолог предлагает высказаться желающих от каждой группы по данной проблеме, обозначить свою позицию, поделиться своим мнением по этому вопросу, возможно, рассказать о личном опыте использования электронных сигарет.

Далее следует подвести итоги анкетирования детей и родителей по указанным выше вопросам. Проанализировать полученные сведения.

Педагог-психолог: по результатам анкетирования обучающихся класса можно сделать вывод, что многие ребята знают, что такое электронная сигарета или слышали о таковой. Некоторые пробовали курить электронную сигарету или курят её до сих пор. Сегодня нам предстоит ответить на ряд вопросов касательно курения электронных сигарет и попытаться найти выход из сложившейся ситуации.

3. Информационный блок (выступление классного руководителя)

Дорогие родители, а теперь давайте поговорим о том, чем же вредна электронная сигарета? Вашему вниманию предлагается видеоролик об электронных сигаретах, их разновидностях и об оказываемом вреде на растущий организм подростка. (Затем идет совместное обсуждение с родителями увиденной информации по вопросам).

Классный руководитель: 8 класс - это самый пик возраста, называемого переходным. Ваши дети как раз претерпевают действие этого периода. Это непростое время для вас и ваших детей. В этот период подростки пытаются заслужить своё уважение у сверстников и у ребят постарше, они хотят большей самостоятельности, хотят поднять свой авторитет в глазах окружающих. И к сожалению, очень часто для этих целей они выбирают самый простой и действенный способ - курение, зачастую не отдавая себе отчет в том, что бессознательно наносят вред своему здоровью. Если раньше мы боролись с курением обычных сигарет, то теперь появилась новая мода - мода на курение электронных сигарет. Вейпинг - так называется процесс курения электронных сигарет, по мнению ученых, ещё больше вредит детскому организму. Но ведь подростки об этом не знают, им хочется быть такими, как все, подражать «модным тенденциям». Мы, конечно же, против любой пагубной привычки. Но надо уметь донести наши мысли до детей. Как это сделать? Поделитесь, пожалуйста, опытом, уважаемые родители! (Идёт обсуждение, обмен мнениями).

4. Практическая часть «А что делать, если…?»

Выступление педагога-психолога: Родители разбиты на микрогруппы по цвету. Предлагается ситуация для обсуждения в каждой группе: представьте себе, что вы, разбирая вещи ребенка в его спальне, случайно обнаружили электронную сигарету. Ребенок отпирается, утверждает, что эта вещь не его. Как поступите? (идет обсуждение предложенной ситуации).

Итог обсуждения в группах:

  1. Постараться понять ребенка, проанализировать создавшуюся ситуацию.
  2. Не прибегать к жестким наказаниям, крику. Они бесполезны в этом возрасте.
  3. Как можно чаще беседовать со своим ребенком, интересоваться его успехами.
  4. Постараться самим, особенно при детях, не допускать курения и использования электронной сигареты. Ведь если ребенок видит курящих при нем родителей, то ему сложно впредь будет объяснить, что этого лучше не делать.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: самое важное в период переходного возраста для подростка - не быть для него надзирателем, строгим судьёй. Наоборот, нужно постараться стать для своего ребенка другом, товарищем, которому он смог бы открыть все секреты, поделиться переживаниями, проблемами, рассказать о неудачах. Нужно как можно чаще говорить по душам с подростком, постараться сформировать доверительные отношения между вами и тогда он начнет брать пример не с соседа, курящего везде и дымящего на всех, а с вас - тех, кому можно открыться и кто поддержит его в любой жизненной ситуации и поможет найти себя в жизни.

И самое главное, если мы хотим, чтобы наши дети никогда не имели такой пагубной привычки, нам самим нужно быть примером для них. Проведя анонимное анкетирование среди вас, и проанализировав полученные результаты было выявлено, что многие родители сами не прочь подымить электронной сигаретой или обычной сигаретой, иногда даже при ребенке-подростке. А если родитель или оба родителя курят достаточно давно, то ребенок, видя это с раннего возраста, инстинктивно считает это нормальным делом и, впоследствии, чаще всего, начинает подражать. Вы спросите: что же нам теперь делать? Ответ прост. Если вы не хотите, что бы ваш ребенок начал курить, подражая вам же, позовите его на откровенную беседу. В ходе беседы расскажите о том, что были глупы, когда начинали курить, что вас никто не предостерег от этой пагубной привычки. Расскажите также о том, что за все время курения вы стали гораздо хуже себя чувствовать, у вас появились отдышка, учащенное сердцебиение, боли в сердце, кашель. Но здесь очень важно почувствовать тонкую грань в разговоре: никогда не переходите на крик, угрозы, запреты. Ребенок, а особенно подросток, которому что-то настойчиво запрещают, обязательно захочет попробовать «запретный плод».

5. Рефлексия, подведение итогов собрания

Подходит к логическому концу наше родительское собрание. И подводя итоги беседы, я бы хотела попросить каждого присутствующего здесь родителя высказать свое мнение по данному вопросу. (Передается воздушный шарик из рук в руки. Получая его, родители делятся впечатлениями о встрече, сообщают, была ли эта информация им полезна, пригодится ли она им в будущем в воспитании своих детей.)И в заключении, дорогие родители, мне очень хочется вас поблагодарить за то, что пришли, за то, что остались неравнодушными к этой проблеме. С надеждой верю, что каждый из вас взял из этого потока информации что-то для себя. Удачи вам в воспитании ваших детей без вредных привычек. Ведь не зря говорят: здоровье - дороже золота. Берегите свое здоровье и здоровье ваших детей. Спасибо за внимание! До скорой встречи!

6. Использованные материалы

  1. Видеоролик из сети Интернет https://www.youtube.com/watch?v=Xib_Su0Iinc&t=21s

7. Приложение

Анкета для родителей и детей (анонимная)

  1. Курите ли вы в данный момент?
  2. С какого возраста начали курить?
  3. Курение для вас это……?
  4. Слышали ли вы об электронной сигарете?
  5. Знаете ли вы, что такое электронная сигарета?
  6. Если вы используете электронную сигарету, то как давно вы это делаете?
  7. Знаете ли вы о вреде электронной сигареты и о последствиях её использования?