Цель урока: формирование представления о здоровье.
Задачи:
- образовательная: выделить компоненты здоровья человека и познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы в рамках здоровьесберегающих технологий;
- развивающая: способствовать развитию речевой деятельности;
- воспитательная: содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью, прививать умения работать в коллективе.
Планируемые результаты:
- учащиеся узнают о профессии своих родителей и старших членов своей семьи; научатся определять названия профессий по характеру деятельности;
- читать и обсуждать прочитанное;
- работать в паре и группе.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор.
- Компьютер.
- Карточки у каждого ученика.
Технологии:
- здоровьесберегающие;
- использование ИКТ;
- использование элементов развивающего обучения и игровых методов.
Ход урока
1. Организационный момент
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. С таким прекрасным настроением мы начинаем наш урок.
2. Сообщение темы и целей урока
- Здравствуйте ребята!
- Скажите, что я сделала? (поздоровались с нами)
- Да, действительно, я вас поприветствовала, но ещё я вам пожелала здоровья.
- А что такое здоровье? (мнения детей)
- А теперь послушайте, какое определение этого понятия даёт С.И.Ожегов в Толковом словаре.
Здоровье - это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
- Поднимите руки, кто из вас хочет быть здоровым и жить долго и счастливо? Для этого я предлагаю отправиться в страну здоровья.
- Я уверена в том, что если хочешь быть здоров…
- соблюдай правила личной гигиены;
- соблюдай режим дня;
- будь ленивым;
- разнообразно питайся;
- больше двигайся и закаляйся.
3. Работа над новой темой
- Кто согласен со мной, поднимите руки.
- Что вас смущает в моей таблице? (лень) Что такое лень? (ответы детей)
Ленивый человек не может быть здоровым.
- Послушайте, что говориться о лени в одном из стихотворений:
Если долго ты в постели провалялся,
Если выучить уроки не успел,
Если маме помогать ты отказался,
Значит, ленью ты серьёзно заболел.
Ленью можно друг от друга заразиться,
Лень прилипчива, как клей или смола,
И одно лекарство только есть - трудиться,
Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.
- Почему мальчик не успел ничего сделать? (ему помешала лень, он заболел ленью)
- А какой совет вы бы дали ему? Чтобы всё успевать, надо что соблюдать? (режим дня)
1) - Что такое режим? (ответы детей)
Режим - это распорядок дел в течение дня.
Дети читают стихотворение:
О режиме дня нам расскажут ребята.
«Режим дня».
Чтоб прогнать тоску и лень, подниматься каждый день
Нужно ровно в семь часов, отворив окна засов.Сделать лёгкую зарядку и убрать свою кроватку.
Душ принять, и завтрак съесть, а потом за парту сесть!После школы отдыхай, но только не валяйся.
Дома маме помогай, гуляй, закаляйся!Пообедав, можешь сесть выполнить задания,
Всё в порядке, если есть воля и старание.Соблюдаем мы всегда распорядок строго дня.
В час положенный ложимся, в час положенный встаём.
Нам болезни нипочём!
- Давайте посмотрим, какой режим дня у Серёжи. Открываем учебники на странице 10.
- Рассмотрите иллюстрации и прокомментируйте их.
- Что здесь пропущено?
Вывод делает учитель. У каждого человека режим дня индивидуальный. Вы учитесь в одном классе, но после школы посещаете разные кружки, спортивные секции, кто-то из вас ходит в музыкальную школу и поэтому у каждого из вас свой индивидуальный режим дня. Но в режиме дня есть общие правила для всех ребят вашего возраста.
- Спать 8-9 часов.
- Принимать пищу 3-4 раза в день.
- Гулять 2 часа.
- Чередовать учёбу или работу с отдыхом.
Используя полученные знания, вы дома составите свой режим дня. Оформите его и принесёте на следующий урок.
Итак, как вы считаете, режим дня помогает нам быть здоровыми?
2) Следующая станция: «Движение и закаливание».
- Как вы понимаете высказывание: «Движение - это жизнь» (мнения детей)
- Делай каждый день зарядку.
- Гуляй, играй на улице в подвижные игры.
- Занимайся спортом и закаляйся.
- Ну а мы сейчас с вами подвигаемся.
Физминутка:
На болоте две подружки, две зелёные лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Итак, для того чтобы быть здоровым, нужно двигаться и закаляться.
3) - Послушайте отрывок из произведения и подумайте, о чём мы будем говорить дальше.
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки,
Убежали от тебя.Рано утром на рассвете,
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки, и башмаки.
- Догадались, о чём пойдёт речь? (о личной гигиене) Из какого произведения я прочитала отрывок? Кто автор этого произведения? (К.И.Чуковский «Мойдодыр») А в каком ещё произведении он призывает героя к чистоте и порядку? (К.И.Чуковский «Федорино горе»)
- Личная гигиена. Личная мне понятно, это значит моя, а вот что такое гигиена?
Толковый словарь С.И.Ожегова.
Гигиена - это раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья.
Слово гигиена пришло к нам из греческого языка и означает - «здоровый». И это не случайно. Ведь именно в Древней Греции существовал культ здорового тела.
Работа в парах.
- Сейчас, работая в парах, вы должны выбрать названия предметов, которые помогают вам в жизни соблюдать личную гигиену.
(на парте у ребят карточки с названиями следующих предметов: мочалка, ручка, мыло, тетрадь, расчёска, шампунь, зубная щётка, полотенце, пенал).
- А что у вас осталось? (школьные принадлежности). Они вам не понадобятся, отложите их в сторону.
- Разделите названия предметов гигиены на две группы, в одну - предметы индивидуальной личной гигиены, этими предметами можете пользоваться только вы (мочалка, зубная щётка, расчёска, полотенце), а во вторую группу определите предметы общего пользования (шампунь, мыло).
Шампунь и мыло - это предметы, которыми может пользоваться вся семья.
- Когда мы моем руки мылом? ( перед едой, после посещения туалета, перед сном,утром)
Это интересно. Раньше на Руси, в основном крестьяне, не могли себе купить мыло и поэтому мыли голову, тело, стирали бельё древесной золой. А что такое древесная зола?
Опять обратимся к словарю Ожегова.
Древесная зола - остаток от сжигания древесины, в виде серо - чёрной пыли.
- Для чего человеку нужна зубная щётка? (чтобы чистить зубы).
- А зачем их чистить? (чтобы они были здоровыми, белыми, красивыми).
- Сколько раз в день вы чистите зубы? (2 раза в день, утром и вечером).
- А как чистить зубы, мы прочитаем в учебнике, на с. 13 последний абзац.
- Сколько минут надо чистить зубы? Чем надо чистить зубы?
- Как вы думаете, всегда ли у человека была современная зубная щётка? А какая она была?
Сообщение об истории возникновения зубной щётки читает ученик.
Как вы думаете, какое изобретение человечества можно считать самым великим? Компьютер? Нет, нет и ещё раз нет. Величайшее изобретение человечества …это обычная зубная щётка.
Человечество начало заботиться о гигиене полости рта очень давно. Правда, зубная щётка представляла собой всего лишь пучок травы, которым древние люди терли зубы..
Самым древним образцом зубной щётки можно назвать деревянную палочку, размочаленную с одного конца и заострённую с другого. Острый конец использовали для удаления волокон пищи, другой разжёвывали зубами, при этом грубые древесные волокна удаляли с зубов налёт. Делали такие «щётки» из специальных пород дерева, содержащих эфирные масла и известных своими дезинфицирующими свойствами.
Дошла мода на чистку зубов и до России. Уже при Иване Грозном бородатые бояре нет-нет да и доставали в конце бурного пира из кармана кафтана «зубную метлу» - деревянную палочку с пучком щетины.
При Петре I щётку царским указом велено было заменить тряпочкой и щепоткой толчёного мела. В деревнях же по-прежнему зубы натирали берёзовым углём, который отлично отбеливал зубы.
В конце 30-х годов XX века появилась первая электрическая зубная щётка.
В России электрические щётки появились лишь 15 лет назад. Сейчас уже существует ультразвуковая щётка. А недавно в Японии представили щётку, которая подключается к компьютеру через USB-порт. Куда чудо-технологии заведут нас завтра - покажет время…
Может, кто ни будь из вас, изобретёт новую зубную щётку. А пока мы поиграем с вами в игру.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный ответ
Говорите: «Нет, нет, нет!»Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять,
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет?Навсегда запомните,
Милые друзья:
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладошиПостоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Запомните совет полезный:
Нельзя грызть предмет
железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?Не грызите лист капустный:
Он совсем, совсем не вкусный!
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
4) - Почему нельзя есть много сладкого? (сладкое разрушает зубы, здоровье)
- А что нужно употреблять в пищу, чтобы быть здоровым?
Игра «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что есть».
Итак, правильное питание - это разнообразное питание. Для жизни человеку необходимы питательные вещества, которые находятся в разных продуктах питания. Есть лучше в одно и тоже время. Старайтесь употреблять больше овощей и фруктов, пить молоко и кефир, есть творог, поменьше употреблять сладкого, жирного и солёного. И будете здоровы!
А теперь несколько загадок о полезных продуктах.
Загадки.
1.
Маленький, горький, луку брат. (чеснок)
Пифагор, великий Древнегреческий учёный, называл чеснок королём всех пряностей.
2.
Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло. (свёкла)
Этот овощ в Древней Персии считался символом ссор и сплетен.
3.
С виду красная, раскусишь - белая. (редиска)
В Древней Греции редис на золотом блюде приносили в жертву богу Аполлону.
4. Итог урока
- Если хочешь быть здоров… возьми в помощники:
- Правила личной гигиены.
- Режим дня.
- Движение и закалка.
- Правильное питание.
5. Домашнее задание
- Составить режим дня;
- Учебник с. 10-13, читать.
Закончим наш урок на позитивной ноте. Закройте глаза и вспомните все правила, которые помогут вам быть здоровыми. Звучит песенка о здоровье.