Если хочешь быть здоровым

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: здоровый стиль жизни, здоровое питание, ЗОЖ


Цель урока: формирование представления о здоровье.

Задачи:

  • образовательная: выделить компоненты здоровья человека и познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы в рамках здоровьесберегающих технологий;
  • развивающая: способствовать развитию речевой деятельности;
  • воспитательная: содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью, прививать умения работать в коллективе.

Планируемые результаты:

  • учащиеся узнают о профессии своих родителей и старших членов своей семьи; научатся определять названия профессий по характеру деятельности;
  • читать и обсуждать прочитанное;
  • работать в паре и группе.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор.
  • Компьютер.
  • Карточки у каждого ученика.

Технологии:
- здоровьесберегающие;
- использование ИКТ;
- использование элементов развивающего обучения и игровых методов.

Ход урока

1. Организационный момент

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. С таким прекрасным настроением мы начинаем наш урок.

2. Сообщение темы и целей урока

- Здравствуйте ребята!

- Скажите, что я сделала? (поздоровались с нами)

- Да, действительно, я вас поприветствовала, но ещё я вам пожелала здоровья.

- А что такое здоровье? (мнения детей)

- А теперь послушайте, какое определение этого понятия даёт С.И.Ожегов в Толковом словаре.

Здоровье - это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

- Поднимите руки, кто из вас хочет быть здоровым и жить долго и счастливо? Для этого я предлагаю отправиться в страну здоровья.

- Я уверена в том, что если хочешь быть здоров…

  • соблюдай правила личной гигиены;
  • соблюдай режим дня;
  • будь ленивым;
  • разнообразно питайся;
  • больше двигайся и закаляйся.

3. Работа над новой темой

- Кто согласен со мной, поднимите руки.

- Что вас смущает в моей таблице? (лень) Что такое лень? (ответы детей)

Ленивый человек не может быть здоровым.

- Послушайте, что говориться о лени в одном из стихотворений:

Если долго ты в постели провалялся,
Если выучить уроки не успел,
Если маме помогать ты отказался,
Значит, ленью ты серьёзно заболел.
Ленью можно друг от друга заразиться,
Лень прилипчива, как клей или смола,
И одно лекарство только есть - трудиться,
Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.

- Почему мальчик не успел ничего сделать? (ему помешала лень, он заболел ленью)

- А какой совет вы бы дали ему? Чтобы всё успевать, надо что соблюдать? (режим дня)

1) - Что такое режим? (ответы детей)

Режим - это распорядок дел в течение дня.

Дети читают стихотворение:

О режиме дня нам расскажут ребята.

«Режим дня».

Чтоб прогнать тоску и лень, подниматься каждый день
Нужно ровно в семь часов, отворив окна засов.

Сделать лёгкую зарядку и убрать свою кроватку.
Душ принять, и завтрак съесть, а потом за парту сесть!

После школы отдыхай, но только не валяйся.
Дома маме помогай, гуляй, закаляйся!

Пообедав, можешь сесть выполнить задания,
Всё в порядке, если есть воля и старание.

Соблюдаем мы всегда распорядок строго дня.
В час положенный ложимся, в час положенный встаём.
Нам болезни нипочём!

- Давайте посмотрим, какой режим дня у Серёжи. Открываем учебники на странице 10.

- Рассмотрите иллюстрации и прокомментируйте их.

- Что здесь пропущено?

Вывод делает учитель. У каждого человека режим дня индивидуальный. Вы учитесь в одном классе, но после школы посещаете разные кружки, спортивные секции, кто-то из вас ходит в музыкальную школу и поэтому у каждого из вас свой индивидуальный режим дня. Но в режиме дня есть общие правила для всех ребят вашего возраста.

  1. Спать 8-9 часов.
  2. Принимать пищу 3-4 раза в день.
  3. Гулять 2 часа.
  4. Чередовать учёбу или работу с отдыхом.

Используя полученные знания, вы дома составите свой режим дня. Оформите его и принесёте на следующий урок.

Итак, как вы считаете, режим дня помогает нам быть здоровыми?

2) Следующая станция: «Движение и закаливание».

- Как вы понимаете высказывание: «Движение - это жизнь» (мнения детей)

  1. Делай каждый день зарядку.
  2. Гуляй, играй на улице в подвижные игры.
  3. Занимайся спортом и закаляйся.

- Ну а мы сейчас с вами подвигаемся.

Физминутка:

На болоте две подружки, две зелёные лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет!

Итак, для того чтобы быть здоровым, нужно двигаться и закаляться.

3) - Послушайте отрывок из произведения и подумайте, о чём мы будем говорить дальше.

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки,
Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете,
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.

Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки, и башмаки.

- Догадались, о чём пойдёт речь? (о личной гигиене) Из какого произведения я прочитала отрывок? Кто автор этого произведения? (К.И.Чуковский «Мойдодыр») А в каком ещё произведении он призывает героя к чистоте и порядку? (К.И.Чуковский «Федорино горе»)

- Личная гигиена. Личная мне понятно, это значит моя, а вот что такое гигиена?

Толковый словарь С.И.Ожегова.

Гигиена - это раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья.

Слово гигиена пришло к нам из греческого языка и означает - «здоровый». И это не случайно. Ведь именно в Древней Греции существовал культ здорового тела.

Работа в парах.

- Сейчас, работая в парах, вы должны выбрать названия предметов, которые помогают вам в жизни соблюдать личную гигиену.

(на парте у ребят карточки с названиями следующих предметов: мочалка, ручка, мыло, тетрадь, расчёска, шампунь, зубная щётка, полотенце, пенал).

- А что у вас осталось? (школьные принадлежности). Они вам не понадобятся, отложите их в сторону.

- Разделите названия предметов гигиены на две группы, в одну - предметы индивидуальной личной гигиены, этими предметами можете пользоваться только вы (мочалка, зубная щётка, расчёска, полотенце), а во вторую группу определите предметы общего пользования (шампунь, мыло).

Шампунь и мыло - это предметы, которыми может пользоваться вся семья.

- Когда мы моем руки мылом? ( перед едой, после посещения туалета, перед сном,утром)

Это интересно. Раньше на Руси, в основном крестьяне, не могли себе купить мыло и поэтому мыли голову, тело, стирали бельё древесной золой. А что такое древесная зола?

Опять обратимся к словарю Ожегова.

Древесная зола - остаток от сжигания древесины, в виде серо - чёрной пыли.

- Для чего человеку нужна зубная щётка? (чтобы чистить зубы).

- А зачем их чистить? (чтобы они были здоровыми, белыми, красивыми).

- Сколько раз в день вы чистите зубы? (2 раза в день, утром и вечером).

- А как чистить зубы, мы прочитаем в учебнике, на с. 13 последний абзац.

- Сколько минут надо чистить зубы? Чем надо чистить зубы?

- Как вы думаете, всегда ли у человека была современная зубная щётка? А какая она была?

Сообщение об истории возникновения зубной щётки читает ученик.

Как вы думаете, какое изобретение человечества можно считать самым великим? Компьютер? Нет, нет и ещё раз нет. Величайшее изобретение человечества …это обычная зубная щётка.

Человечество начало заботиться о гигиене полости рта очень давно. Правда, зубная щётка представляла собой всего лишь пучок травы, которым древние люди терли зубы..

Самым древним образцом зубной щётки можно назвать деревянную палочку, размочаленную с одного конца и заострённую с другого. Острый конец использовали для удаления волокон пищи, другой разжёвывали зубами, при этом грубые древесные волокна удаляли с зубов налёт. Делали такие «щётки» из специальных пород дерева, содержащих эфирные масла и известных своими дезинфицирующими свойствами.

Дошла мода на чистку зубов и до России. Уже при Иване Грозном бородатые бояре нет-нет да и доставали в конце бурного пира из кармана кафтана «зубную метлу» - деревянную палочку с пучком щетины.

При Петре I щётку царским указом велено было заменить тряпочкой и щепоткой толчёного мела. В деревнях же по-прежнему зубы натирали берёзовым углём, который отлично отбеливал зубы.

В конце 30-х годов XX века появилась первая электрическая зубная щётка.

В России электрические щётки появились лишь 15 лет назад. Сейчас уже существует ультразвуковая щётка. А недавно в Японии представили щётку, которая подключается к компьютеру через USB-порт. Куда чудо-технологии заведут нас завтра - покажет время…

Может, кто ни будь из вас, изобретёт новую зубную щётку. А пока мы поиграем с вами в игру.

Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный ответ
Говорите: «Нет, нет, нет!»

Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять,
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет?

Навсегда запомните,
Милые друзья:
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши

Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

Запомните совет полезный:
Нельзя грызть предмет
железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?

Не грызите лист капустный:
Он совсем, совсем не вкусный!
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?

4) - Почему нельзя есть много сладкого? (сладкое разрушает зубы, здоровье)

- А что нужно употреблять в пищу, чтобы быть здоровым?

Игра «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что есть».

Итак, правильное питание - это разнообразное питание. Для жизни человеку необходимы питательные вещества, которые находятся в разных продуктах питания. Есть лучше в одно и тоже время. Старайтесь употреблять больше овощей и фруктов, пить молоко и кефир, есть творог, поменьше употреблять сладкого, жирного и солёного. И будете здоровы!

А теперь несколько загадок о полезных продуктах.

Загадки.

1.

Маленький, горький, луку брат. (чеснок)

Пифагор, великий Древнегреческий учёный, называл чеснок королём всех пряностей.

2.

Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло. (свёкла)

Этот овощ в Древней Персии считался символом ссор и сплетен.

3.

С виду красная, раскусишь - белая. (редиска)

В Древней Греции редис на золотом блюде приносили в жертву богу Аполлону.

4. Итог урока

- Если хочешь быть здоров… возьми в помощники:

  1. Правила личной гигиены.
  2. Режим дня.
  3. Движение и закалка.
  4. Правильное питание.

5. Домашнее задание

  1. Составить режим дня;
  2. Учебник с. 10-13, читать.

Закончим наш урок на позитивной ноте. Закройте глаза и вспомните все правила, которые помогут вам быть здоровыми. Звучит песенка о здоровье.