Современные образовательные технологии как ресурс повышения качества знаний (из опыта работы)

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: качество образования, качество обучения


Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или компетентностный) признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования.

Во всём мире сегодня идёт активный поиск новой модели образования, которая обеспечила бы устойчивое развитие человечества, и проблема качества образования является ключевой как для системы образования, так и для развития любого государства в целом.

Образовательные технологии в школе - важный элемент образовательного процесса, влияющий в определённой степени на качество всей системы общего образования. В современной практике образования соседствуют как традиционные, так и инновационные технологии.

Применение новых образовательных технологий в школе сегодня - необратимый процесс. Учителя уже не могут работать по-старому, ведь на смену книжной цивилизации приходят электронные информационные средства: телевидение, видео, компьютеры, телекоммуникации, мультимедиа. Активно развивающиеся средства массовой информации в своих передачах, особенно детских, подают информацию с использованием специальных, очень привлекательных, красочных методов с целью привлечь внимание детей, бросают образованию вызов и вынуждают школу сделать преподавание и обучение методически и технически более богатым и разнообразным, расширять палитру информационных, и в частности, компьютерных технологий обучения.

Важнейшим субъективным фактором, влияющим на всю систему образования, общепринято считать и учительский корпус. В обществе растёт понимание значения металичностных образований педагога и их трансляций в личность обучающегося субъекта (ребенка), так как педагог, выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности, в то же время представляет собой общественного субъекта, носителя и транслятора общественных знаний и ценностей. Поэтому огромное значение имеет зрелость его личности, наполненность нравственно-духовным содержанием, реализуемым через здоровый образ жизни и определяющим, что и как он репрезентирует, хотя результат его деятельности может быть получен опосредованно через многие годы. Только физически и психологически развитая и здоровая личность в условиях высокой профессиональной активности и устойчивой профессиональной работоспособности готова адекватно и продуктивно осуществлять трансляцию социального опыта, общественных знаний и ценностей, собственных металичностных образований в соответствии с профессиональными задачами.

Сегодня очень важно не сформировать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нём механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Это и есть компетентность. Формирование ключевых компетенций - является основой современных образовательных стандартов. О каких компетенциях идёт речь? Это информационная компетентность, коммуникативная, самоорганизационная и самообразующая. И одним из эффективных средств формирования ключевых компетенций (далее КК) обучающихся является использование современных педагогических технологий. Здесь я бы хотела остановиться подробнее на технологии РКМЧП, так как применение этой технологии помогает добиваться определённых результатов. Данная технология помогает подготовить обучающихся к итоговой аттестации, помогает научить детей работать с различными текстами, ориентироваться в огромном потоке информации. Обучающийся в процессе обучения сам конструирует свой процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат. Эта технология позволяет включить учащихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний, формировать виды УУД. Нужно научить задавать вопросы, но и быть готовым, что и учителю могут задать вопрос. Вспомним, как гласит китайская мудрость: тот, кто задаёт вопрос, - глупец в течение пяти минут, тот, кто не задаёт - глупец всю жизнь. Это и есть критическое мышление. Но не в узком, а в широком смысле слова. Как правило, о критическом мышлении в последнее время говорят в узком смысле, понимая под ним конкретную педагогическую технологию, которая, действительно, позволяет добиваться конкретных результатов.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов - осмысление - рефлексия». Если посмотреть на три стадии занятия с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они есть на каждом обычном уроке.

  1. «Вызов»: актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению информации, постановка учеником собственных целей.
  2. «Осмысление»: получение новой информации, корректировка учеником поставленных целей обучения.
  3. «Рефлексия»: размышление, «рождение» нового знания, постановка учеником новых целей обучения.

В чём же различие? На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много, но объединяет их то, что все они направлены на развитие ключевых компетенций. Под ключевыми компетентностями понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Учащиеся в процессе обучения сами конструируют образовательный процесс, исходя из реальных и конкретных целей, самостоятельно определяют конечный результат.

Примерами технологии критического мышления могут служить различные приёмы: чтение с остановками, групповая дискуссия, мозговая атака, игра «Верите ли вы, что…», «Верные и неверные утверждения», «Фишбоун», «Корзина идей», «Шесть шляп». В качестве примера рассмотрим следующие приёмы:

  • «Толстые» и «тонкие» вопросы - проблемные, требующие анализа, оценки и простые, односложные, требующие ответа на уровне воспроизведения. Этот приём может быть использован на любой стадии урока. «Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.
  • «Кластер» - приём систематизации материала, выделение смысловых единиц и графическое оформление в виде схемы (звезда, гроздь, тучка, дерево и т.д.). Этот приём применяется на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником. Готовый кластер несколько раз озвучивается, т.е. расшифровывается. Озвучивание - обязательный этап, потому что даёт возможность развивать речь учеников и формирует умение понимать логические схемы.
  • «INSERT» - (интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления) - особая маркировка текста («V» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопрос). Прочитав текст один раз, возвращаемся к своим первоначальным предложениям. Затем заполняем таблицу «Инсерт»: «V» - знаю; «+» - новое; «?» - вопрос

На уроках с этим приёмом мы работаем и на стадии осмысления. Это зримый процесс накопления информации. Усвоенное знание обязательно проговаривается.

  • Синквейн - приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Синквейн (в переводе с французского «пять строк») - белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию.
  • Очень эффективная художественная форма письменной речи - эссе. Это форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.

Самостоятельно добывать знания, формировать навыки самоанализа и самоконтроля, осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность позволяет использование технологии педагогических мастерских. Это одна из интенсивных технологий, которая включает каждого участника в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям.

Структура мастерской

I. Индуктор - прием, обеспечивающий "наведение на проблему", свернутый смысл темы.

Цель индуктора - затронуть внутренние пружины сознания, погрузить в безбрежное фантазирование по созданию своего мира, пробудить желание включиться в учебный процесс.

Сущность данного приема заключается в постановке задания, которое отвечает следующим требованиям:

  • актуализация личного жизненного опыта каждого ученика.
  • доступность, "нетрудность" задания, снимающая внутренние препятствия для включения в деятельность по его выполнению.
  • "открытость" задания, предполагающая возможность выбора вариантов его выполнения.
  • неожиданность, оригинальность задания, вызывающая эффект новизны и эмоциональную привлекательность.
  • внутренняя связь задания с основной идеей и сверхзадачей мастерской.

II. Система заданий

Самоконструкция - диалог ученика с самим собой.

Социоконструкция - выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и т.д.

Социализация - "обнародование", защита своего мнения; представление всем участникам мастерской промежуточного, а затем и окончательного результата своей работы (как индивидуальной, так и групповой).

Деконструкция - превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий, ведущее к осознанию учеником неполноты, неточности своего прежнего знания.

Реконструкция - поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения, закона, формулы и т.д.

Афиширование - представление работ на общее обсуждение.

Разрыв - кульминация творческого процесса, озарение как новое видение предмета, переход к новому осознанию явления.

III. Рефлексия - самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской.

Мастерские отличаются и особенностью организации деятельности учащихся: творческая, поисковая, исследовательская деятельность; групповая форма учебного взаимодействия; самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы; право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным; допустимость ситуации незавершённости поиска ответов и решений.

Особенности организации деятельности учителя

  • Специфика деятельности учителя не в объяснении материала, а в предъявлении заданий, ориентирующих учащихся на самостоятельную деятельность по построению нового знания, созданию творческого продукта.
  • Учитель не задает вопросов, и сам не торопится отвечать на них.

По форме педагогическая мастерская представляет собой совместное решение познавательной проблемы в процессе особым образом организованного занятия в составе малой группы при участии учителя-мастера.

Конечно, универсальных методов и средств, подходов, с помощью которых можно добиться результатов, нет.

Сегодня на любом уроке дети сами формулируют цели и задачи урока, сами определяют тему, сами открывают новые знания на любом уроке, а иначе познавательные УУД не формируются. На любом уроке дети должны работать в паре, в группе, а иначе коммуникативные УУД не формируются. А что учитель? На любом уроке мы не можем позволить себе быть источником знаний (учитель - помощник, наставник, идущий рядом).

Современные образовательные технологии (СОТ) могут найти широкое применение в образовательных учреждениях разного типа, так как позволяет при наименьших затратах сил, времени учителя достигнуть более высоких результатов в обучении.

Применение СОТ позволяет удовлетворить запросы родителей, которые хотят видеть ребенка, способного принимать решение, реализовывать свой творческий потенциал, применять на практике полученные знания.

Представленный педагогический опыт вариативен и применим для всех ступеней обучения в зависимости от конкретных условий.