Современные педагогические технологии и приёмы на уроках физической культуры для повышения качества знаний

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Что такое технология? Технология - это инструментарий конкретной области деятельности человека, набор процессов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта.

В основе педагогической технологии лежит последовательная, взаимосвязанная система действий педагога. Главная особенность применения технологии проблемного обучения заключается в развивающей стороне обучения и формировании у школьников умения учиться.

Что же представляет собой технология проблемного обучения? Многие великие педагоги суть процесса проблемного обучения видят по-своему. Мне наиболее близко обобщенное определение понятия проблемного обучения: проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Это создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность учащихся по их разрешению. Процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированных системой проблемных ситуаций [2, с.267].

При проведении уроков необходимо нацеливать школьников на усвоение способов познания как конечной цели обучения, помогать развивать практическое мышление и практический способ познания, где обучающийся действует как субъект собственной учебной деятельности.

Считаю важным проблемный подход в обучении основам двигательных действий, так как это наиболее эффективное средство повышения двигательной активности школьников, формирования мировоззрения, а также критического, творческого, диалектического мышления. Проблемная ситуация - основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление.

Каковы же условия, соблюдение которых требует технология проблемного обучения?

Это:

  • наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.
  • выполнение действий для приобретения недостающих знаний и умений.
  • выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний.

Заботиться надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.

Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.

В соответствии с этой технологией ученики на уроке участвуют в совместном открытии понятий и представлений о физической культуре на основе сформулированной самими учениками цели урока. У детей развиваются способности определять цель своей деятельности, планировать работу по её осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом.

В учебниках по физической культуре (В.И.Лях) предусмотрена система работы учителя и класса по развитию способностей в решении проблем. На первых порах совместно с учителем ученики выполняют репродуктивные задания, позволяющие им понять тему, затем наступает черёд продуктивных заданий, в рамках которых ученики пробуют применить полученные понятия в новой ситуации. Наконец, в конце изучения тем учащиеся решают жизненные задачи (имитирующие ситуации из жизни). Таким образом, осуществляется управляемый переход от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. В результате формируются универсальные учебные действия.

Как же изменить структуру урока физической культуры? Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он в результате её достиг желаемых целей и результатов? Ведь главной целью в преподавании для каждого учителя является залог успешности каждого урока, чтобы учащиеся умели использовать полученные двигательные умения и навыки не только на уроках, но и в жизни.

Физическая культура - это не умственный предмет, где деятельностная технология обучения обеспечивает включение детей в учебно-познавательную деятельность, а двигательный. При данном подходе ребенок не может показать определенные упражнения или действия, если с ними не знаком. А «открыть» их в процессе собственной деятельности - небезопасно, а иногда и травмоопасно. Задача учителя при введении нового материала заключается в организации коллективно-поисковой деятельности детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и попытались объяснить, как надо действовать в новых условиях. На основе этих объяснений учитель может продемонстрировать то или иное двигательное действие, которое необходимо разучить на уроке.

Связь с практикой и использование жизненного опыта учащимися при проблемном обучении выступают не как простая иллюстрация теоретических выводов, правил (хотя это и не исключается), а главным образом как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности. По этой причине связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и (непосредственным или опосредованным) критерием оценки правильности решения учебных проблем.

Для решения созданной проблемной ситуации на уроке физической культуры наиболее эффективными являются следующие педагогические приемы:

  • Побуждающее действие - постановка проблемной ситуации, которая основана на противоречии между житейским и научным фактом и которая вызывает удивление у детей;
  • Постановка учебной задачи, которая основана на противоречии между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя и которая вызывает затруднения у детей.
  • Подводящие к открытию умения действия
  • Создание условий, при которых учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
  • Столкновение учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Применение таких педагогических приёмов стимулирует мыслительную деятельность учащихся на поиск необходимого решения поставленной практической задачи (задания). Задание учителя должно быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, но в то же время посильным для самостоятельного нахождения решения.

Использование технологии проблемного обучения позволяет проводить интересные уроки, формирует у школьников умение самостоятельно добывать новые знания и совершенствовать умения, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения. Учащиеся при этом стремятся показать свои умения и способности, стараются первыми найти правильное действие на поставленную практическую задачу, к тому же у них формируется чувство сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя и других. Учащиеся проявляют самостоятельность и индивидуальность при защите ИИП (итоговых индивидуальных проектов), умеют составлять план собственных занятий на перспективу и оценивать свой уровень здоровья, достигают хороших результатов при сдаче норм ГТО. Технология стимулирует к саморазвитию, у учащихся возникает потребность в физической активности, они приобретают практические навыки и способы самоконтроля, могут выступать в роли судей, решать жизненные задачи.