Конспект урока на тему "Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией"

Разделы: Информатика

Класс: 7

Ключевые слова: информатика


Класс: 7.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и универсальных учебных действий.

Образовательная технология: технология смешанного обучения.

Цель: систематизировать представления учащихся о компьютере как универсальном устройстве для работы с информацией.

Задачи:

образовательные:

  • систематизировать знания учащихся об устройстве компьютера, программном обеспечении, устройствах ввода и вывода информации;
  • организовать учебную деятельность на основе самоконтроля и самооценки учащихся.

развивающие:

  • развивать навык работы с информацией;
  • развивать навыки работы на образовательных платформах Classtime, Learnis.

воспитательные:

  • воспитывать умение работать в команде.

Планируемые результаты:

  • предметные: понимать универсальность компьютера как устройства обработки информации, описывать устройство компьютера, классифицировать устройства ввода и вывода информации; применять навыки работы на компьютере, в частности на платформах Classtime, Learnis;
  • метапредметные: работать самостоятельно или в группе, искать и находить способы решения поставленной задачи; анализировать модельно-схематические средства;
  • личностные: формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, интересоваться информатикой как наукой, осознавать ценность полученной информации в реальной жизни.

Основные понятия: компьютер, персональный компьютер, программа, программное обеспечение, файл, каталог, пользовательский интерфейс, индивидуальное информационное пространство.

Список литературы

  1. Учебник: Информатика 7 класс /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд. Стереотип. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. - 288 с.
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: демонстрация к лекции «Логическая схема понятий по теме: Первое знакомство с компьютером».
  3. Дополнительные интернет-ресурсы: Classtime (https://www.classtime.com), Learnis (https://www.learnis.ru/), LearningApps.org (https://learningapps.org/1742222).

Ход урока

1. Этап мотивации к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку: на парте должен быть учебник, тетрадь, ручка, мобильное устройство.

- Отгадайте загадку:

С ним мы в игры поиграем,
С ним мы тексты набираем,
Он оформит их красиво
И разложит по архивам.
Он работу нам облегчит,
Чат мгновенно подключит.
Он рисует и поёт,
В Интернет с собой ведёт.
Ничего он не забудет
Персональный наш…
(Компьютер).

- Тема нашего урока связана именно с этим устройством, без которого сегодня не обходится практически ни один человек (тема - на слайде).

2. Этап целеполагания

На прошлом уроке мы изучили понятие персональный компьютер, устройства компьютера, их функции, компьютерные сети. Дома вы дополнительно работали с текстом параграфа учебника, выполняли упражнения в рабочей тетради. Сегодня мы приведём все полученные знания в систему, и вы сможете проверить, насколько вы усвоили тему.

Продолжите предложение:

«Сегодня на уроке можно…

  • повторить …».
  • рассказать о …».
  • назвать …».
  • проверить …».

3. Этап обобщения и систематизации знаний универсальных учебных действий

- Одним из важнейших объектов, изучаемых на уроках информатики, является компьютер.

- Что мы понимаем под термином «компьютер»? (универсальное электронное программно управляемое устройство для работы с информацией).

- А почему компьютер называется «персональным»? (работает один человек, пользователь, одна персона).

- Давайте смоделируем ситуацию: вы пришли в магазин компьютерной техники и собираетесь приобрести персональный компьютер. Какие комплектующие персонального компьютера вам необходимы прежде всего? (системный блок, клавиатура, мышь, монитор).

- Этого достаточно, чтобы купленный компьютер стал рабочим? (нет, необходимо установить программное обеспечение).

- Внимательно рассмотрите схему по теме «Первое знакомство с компьютером» (приложение 1), представьте свой домашний компьютер или посмотрите на компьютеры в классе и соотнесите схему с реальным устройством.

Учащиеся работают со схемой.

- Давайте вместе обсудим, что на ней изображено.

- Из каких компонентов состоит любой компьютер? (процессора, памяти, устройств ввода и вывода информации).

- В чем назначение процессора? (он организует прием данных, считывание из оперативной памяти очередной команды, ее анализ и выполнение, а также отправку результатов на требуемое устройство).

- Для чего предназначена память компьютера (память компьютера предназначена для записи (приема), хранения и выдачи данных).

- Без чего невозможна работа компьютера? (без программного обеспечения).

- Что такое программное обеспечение? (совокупность всех программ, предназначенных для выполнения на компьютере).

- Все программы и данные хранятся во внешней памяти компьютера в виде файлов. Из чего состоит имя файла? (собственно имени файла, которое даёт пользователь, и расширения, имя и расширение разделены точкой).

- Для удобства поиска информации файлы по определенным признакам объединяются в группы, как называются эти группы? (каталоги или папки).

- Я не случайно не спросила у вас про устройства ввода и вывода информации. Чтобы вспомнить, что к какому типу устройств относится, вам необходимо выполнить упражнение из LearningApps.org «Устройства ввода и вывода информации». Посмотрите внимательно на экран и переместите в нужную корзину следующие устройства (приложение 2).

- Итак, ещё раз посмотрите в корзины: устройства ввода информации - это мышь, клавиатура, сканер, микрофон, веб-камера, графический планшет, устройства вывода информации - это монитор, принтер, колонки и т.д.

4. Этап первичного закрепления знаний и универсальных учебных действий

- А теперь давайте при помощи ваших мобильных устройств или компьютеров в классе перейдём на сайт Classtime.com и проверим, как вы усвоили тему «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Вам нужно ответить на девять вопросов (приложение 3).

Учащиеся выполняют тест.

Результаты теста автоматически отражаются на рабочем столе компьютера учителя.

5. Этап применения знаний и универсальных учебных действий

- Настало время самостоятельно оценить, насколько хорошо вы усвоили учебный материал. Вам предстоит пройти квест на платформе Lernis.ru. Нужно будет выполнить пять заданий, которые спрятаны в комнате и правильно ввести ключ от комнаты. И здесь вам пригодятся не только знания, но и смекалка, скорость работы на компьютере, слаженность работы команды.

- На листе (приложение 4) заполните название команды, запишите фамилии участников и фамилию капитана.

- Внимательно знакомьтесь с инструкцией, помните, что иногда мелкая ошибка, совершённая из-за невнимательности, может снизить результат.

Учащиеся проходят квест (приложение 5).

Учитель выступает в роли тьютора, в чьи обязанности входит оказание помощи при возможных технических неполадках, а также отмечает порядок прохождения командами квеста.

Прямая ссылка на квест: https://www.Learnis.ru/331219/

6. Этап контроля усвоения, обсуждение допущенных ошибок

- Итак, по итогам квеста рейтинг команд выглядит следующим образом (учитель показывает на доске рейтинг команд).

- Что помогло одним и помешало другим при выполнении заданий квеста?

а) нехватка теоретических знаний (анализ теста Classtime.com);

б) слабое владение навыками управления мышью, клавиатурой;

в) неумение договариваться, работать в команде.

7. Этап рефлексии

- Вернёмся к тем целям, которые вы ставили перед собой в начале уроке. Вновь продолжите предложения:

«Сегодня в конце урока я могу…

  • рассказать о …».
  • назвать …».

«Сегодня в конце урока я смог(ла)…

  • проверить …».
  • повторить …».
  • научиться …».

- Ребята, на доске изображена «Рефлексивная мишень» (приложение 6) с секторами: «активно участвовал», «было интересно», «настроение на уроке», «узнал новое». Вам нужно будет «выстрелить» в мишень, поставив в каждый сектор стикер, соответствующий тому или иному аспекту. Чем выше оценка, тем ближе к «яблочку» - центру мишени, - чем ниже, тем ближе к её краю.

8. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания

- В качестве домашнего задания вам нужно будет разгадать кроссворд «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией», предложенный авторами учебника, а также запишите слова, которые вы узнали при изучении данной темы, но которые не были включены в кроссворд.