Пояснительная записка
Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
В настоящее время в образовательном процессе большое внимание уделяется применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции учащихся современной школы. Каждому человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. Особенно это актуально для младшего школьника. Современные дети младшего школьного возраста способны проявить инициативу, активность, творчество. Начальное обучение закладывает фундамент всего дальнейшего учения и развития личности.
Особенность организации воспитания и обучения данной ступени состоит в том, что она осуществляются, как правило, одним педагогом. От умелого руководства, сочетания различных форм работы, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников, зависит социальная успешность детей в будущей, учебной, личной, профессиональной деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что реализация данных подходов должна осуществляться при выполнении совместной деятельности всеми членами коллектива, а значит и развитие лидерских качеств младших школьников должно проходить в коллективной деятельности.
Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей.
КТД предполагает достижение в социальном творчестве детей воспитательных результатов второго уровня (по Григорьеву Д.В.) - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом.
Планируя свою деятельность как педагога, надо ориентироваться на нравственно - ценностный потенциал ребенка: это восприятие и понимание таких общечеловеческих ценностей, как "семья", "школа", "Родина", "природа", "дружба со сверстниками", "уважение к старшим". Применяя эту технологию, можно проводить разнообразные внеклассные мероприятия, классные часы, праздники, как в рамках школы, так и в рамках одного класса. Одним из таким мероприятий является внеклассное мероприятие «Менам дона пöль да пöч», которое приурочено к празднованию праздника «День пожилых людей».
В четвёртом классе ребята способны подготовить и провести такое творческое дело, как концерт для пожилых людей не только в своём классе, но и на школьном уровне для бабушек и дедушек учащихся 1-2 классов.
КТД - это не любая деятельность, а жизненно-важное, общественно-необходимое дело.
Оно - коллективное, потому что планируется с воспитанниками и учителями как старшими и младшими товарищами, объединенными общей заботой. Оно - творческое, потому что планируется, готовится и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных задач. Следовательно, на подготовку необходимо время. Проведение этого дела было запланировано в начале сентября, когда с ребятами обсуждался план мероприятий, конкурсов и праздников на учебный год.
Сроки подготовки дела - сентябрь, проведение-конец сентября.
Цель для учителя: создать условия, чтобы каждый ребенок сделал свой вклад в праздничное поздравление дедушек и бабушек с праздником.
Задачи мероприятия:
- знакомство детей с историей праздника (День пожилого человека), организация праздничного мероприятия для людей пожилого возраста;
- создание условий для формирования опыта взаимодействия с учащимися из других классов;
- создание условий для формирования уважительного отношения к пожилым людям, интереса к истории своей семьи и страны;
создание условий для развития способности сопереживать и умения заботиться о пожилых людях, умения приходить к ним на помощь и проявлять внимание и заботу; - способствовать дружескому общению с подрастающим поколением.
Актуальность проведения такого мероприятия в том, что детям предоставляется возможность не только участвовать и показать свои творческие способности, но и осуществлять организаторскую, познавательную деятельность. Дети имеют возможность выступать в различных социальных ролях, таких как ведущие, организаторы, артисты, оформители.
Кроме того, позитивная деятельностная активность школьников способствует достижению воспитательных результатов не только второго, но и третьего уровня - получение детьми опыта самостоятельного общественного действия. Получив опыт реализации данного КТД, ребята успешно организовали и провели следующее КТД в рамках школы «Посвящение в гимназисты».
Этапы КТД |
Содержание этапов |
|
I этап. Совместное решение о проведении дела |
Беседа учителя с детьми на классном часу «Наши важные дела» |
|
- Ребята, какие важные дела можно запланировать на этот учебный год? |
Дети предлагают самые разнообразные дела:конкурсы, экскурсии, соревнования,
|
|
- Кто может организовать для вас эти дела? | Родители, учитель, некоторые можем сами провести. | |
- Какие праздники хотелось бы провести в этом году? | Новый год, 8 марта, День защитника Отечества, Дни именниников. | |
- Какие праздники мы традиционно отмечаем в 1 четверти нового учебного года? | День пожилых людей. | |
- В нашей гимназии традиция-поздравлять бабушек и дедушек. В этом году мы уже четвероклассники, можем многое сделать сами, а малышам-первоклассникам и второклассникам ещё немного трудно. Давайте поможем им и проведём какое-нибудь интересное дело для их бабушек и дедушек.
- Что мы можем сделать для них, так чтобы им было интересно? |
Нарисовать рисунки, сделать поделки, спеть песни, показать танцы, провести концерт. | |
-Кто нам может помочь в подготовке к проведению праздника?
- Когда соберёмся, чтобы начать подготовку к этому полезному и интересному делу и выслушать ваши предложения. |
Учитель музыки, танцев, сами ребята. За три недели до праздника |
|
II этап. Коллективное планирование
|
Планирование проходило на общем собрании детского коллектива, а также в группах.
|
|
III этап. Коллективная подготовка (распределение поручений по группам в соответствии с интересами обучающихся - творческое деление на группы) |
1 группа - разработка сценария, распределение ролей
|
|
IV этап. Проведение самого дела |
Сценарий 1 ведущий:
Что за праздник мы здесь отмечаем?
2 ведущий:
Нет. Гадать понапрасну бросьте!
1 ведущий: Сегодня мы рады поприветствовать самых родных, близких - тех, кто любит нас больше всего на свете-наших бабушек и дедушек!
2.У меня есть дедушка
3. Вместе ходим мы гулять,
4. У бабушки на полке
2.Он научит вас трудиться
Баба-Яга: Моя любимая загадка.
3. Много дружных ребят
4.Близкий родственник метлы
5.Острый нос, стальное ушко,
Баба-Яга: Да, загадки-то вы тоже отгадывать умеете. Очень интересно с вами, да что-то я устала, домой возвращаться пора.
2 ученик:
1.Бабушку мы поздравляем,
2.А родители вручили
3.Дедушка очень у нас деловой:
4.Закопченные кастрюли
5.Бабка чистила картошку,
6.Две старушки без зубов
7. Мы частушки петь кончаем
1 ведущий: Вот и подходит к концу наш концерт.И сейчас вокалистка ансамбля «Горадзуль» исполнит песню «Бабушка»
Группа четвероклассником хором.
1 ведущий. Примите в подарок открытки, которые сделали старательные руки ваших внучек и внуков. С праздником! |
|
V этап. Коллективный анализ |
Подведение итогов происходит после КТД за круглым столом.
|
|
VI этап.
|
(После круглого стола - чаепитие с ребятами)
|