Методическая разработка "Наши важные дела"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

В настоящее время в образовательном процессе большое внимание уделяется применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции учащихся современной школы. Каждому человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. Особенно это актуально для младшего школьника. Современные дети младшего школьного возраста способны проявить инициативу, активность, творчество. Начальное обучение закладывает фундамент всего дальнейшего учения и развития личности.

Особенность организации воспитания и обучения данной ступени состоит в том, что она осуществляются, как правило, одним педагогом. От умелого руководства, сочетания различных форм работы, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников, зависит социальная успешность детей в будущей, учебной, личной, профессиональной деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что реализация данных подходов должна осуществляться при выполнении совместной деятельности всеми членами коллектива, а значит и развитие лидерских качеств младших школьников должно проходить в коллективной деятельности.

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей.

КТД предполагает достижение в социальном творчестве детей воспитательных результатов второго уровня (по Григорьеву Д.В.) - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом.

Планируя свою деятельность как педагога, надо ориентироваться на нравственно - ценностный потенциал ребенка: это восприятие и понимание таких общечеловеческих ценностей, как "семья", "школа", "Родина", "природа", "дружба со сверстниками", "уважение к старшим". Применяя эту технологию, можно проводить разнообразные внеклассные мероприятия, классные часы, праздники, как в рамках школы, так и в рамках одного класса. Одним из таким мероприятий является внеклассное мероприятие «Менам дона пöль да пöч», которое приурочено к празднованию праздника «День пожилых людей».

В четвёртом классе ребята способны подготовить и провести такое творческое дело, как концерт для пожилых людей не только в своём классе, но и на школьном уровне для бабушек и дедушек учащихся 1-2 классов.

КТД - это не любая деятельность, а жизненно-важное, общественно-необходимое дело.

Оно - коллективное, потому что планируется с воспитанниками и учителями как старшими и младшими товарищами, объединенными общей заботой. Оно - творческое, потому что планируется, готовится и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных задач. Следовательно, на подготовку необходимо время. Проведение этого дела было запланировано в начале сентября, когда с ребятами обсуждался план мероприятий, конкурсов и праздников на учебный год.

Сроки подготовки дела - сентябрь, проведение-конец сентября.

Цель для учителя: создать условия, чтобы каждый ребенок сделал свой вклад в праздничное поздравление дедушек и бабушек с праздником.

Задачи мероприятия:

  • знакомство детей с историей праздника (День пожилого человека), организация праздничного мероприятия для людей пожилого возраста;
  • создание условий для формирования опыта взаимодействия с учащимися из других классов;
  • создание условий для формирования уважительного отношения к пожилым людям, интереса к истории своей семьи и страны;
    создание условий для развития способности сопереживать и умения заботиться о пожилых людях, умения приходить к ним на помощь и проявлять внимание и заботу;
  • способствовать дружескому общению с подрастающим поколением.

Актуальность проведения такого мероприятия в том, что детям предоставляется возможность не только участвовать и показать свои творческие способности, но и осуществлять организаторскую, познавательную деятельность. Дети имеют возможность выступать в различных социальных ролях, таких как ведущие, организаторы, артисты, оформители.

Кроме того, позитивная деятельностная активность школьников способствует достижению воспитательных результатов не только второго, но и третьего уровня - получение детьми опыта самостоятельного общественного действия. Получив опыт реализации данного КТД, ребята успешно организовали и провели следующее КТД в рамках школы «Посвящение в гимназисты».

Этапы КТД

Содержание этапов

I этап. Совместное решение о проведении дела

Беседа учителя с детьми на классном часу «Наши важные дела»

- Ребята, какие важные дела можно запланировать на этот учебный год?

Дети предлагают самые разнообразные дела:конкурсы, экскурсии, соревнования,
праздники.

- Кто может организовать для вас эти дела? Родители, учитель, некоторые можем сами провести.
- Какие праздники хотелось бы провести в этом году? Новый год, 8 марта, День защитника Отечества, Дни именниников.
- Какие праздники мы традиционно отмечаем в 1 четверти нового учебного года? День пожилых людей.
- В нашей гимназии традиция-поздравлять бабушек и дедушек. В этом году мы уже четвероклассники, можем многое сделать сами, а малышам-первоклассникам и второклассникам ещё немного трудно. Давайте поможем им и проведём какое-нибудь интересное дело для их бабушек и дедушек.
- Что мы можем сделать для них, так чтобы им было интересно?
Нарисовать рисунки, сделать поделки, спеть песни, показать танцы, провести концерт.
-Кто нам может помочь в подготовке к проведению праздника?
- Когда соберёмся, чтобы начать подготовку к этому полезному и интересному делу и выслушать ваши предложения.

Учитель музыки, танцев, сами ребята.

За три недели до праздника

II этап. Коллективное планирование
(индивидуальные вклады, авторство идей)

Планирование проходило на общем собрании детского коллектива, а также в группах.
Был составлен план конкретного КТД. При обсуждении выступали представители групп и отвечали на вопросы:
Что и для кого будем делать?
Как узнать, что бабушки дедушки больше всего хотели бы увидеть?
С кем вместе это будем делать?
Кто будет участником?
Кто и кому будет помогать?
Где найти информацию?
Ребята предложили провести концерт для бабушек и дедушек с номерами, играми. Оформить выставку рисунков «Менам муса пӧч да пӧль», поделок «Мастерим вместе с бабушкой и дедушкой» Подарки решили сделать своими руками вместе с учениками 1-ых и 2-ых классов -красиво оформленные открытки с фотографиями бабушек и дедушек.

III этап. Коллективная подготовка (распределение поручений по группам в соответствии с интересами обучающихся - творческое деление на группы)

1 группа - разработка сценария, распределение ролей
2 группа - подбор репертуара для учащихся 1-2-х классов, сотрудничество с учителем музыки
3 группа - создание макета открытки, изготовление открыток для бабушек и дедушек с учениками 1-2-х классов на уроке технологии, в группе продленного дня.
4 группа - подбор игр и конкурсов для бабушек и дедушек
5 группа - подготовка и оформление выставки поделок «Мастерим вместе с бабушкой и дедушкой» и выставки рисунков «Бабушка рядышком с дедушкой»
6 группа - выпуск афишы для 1-2-х классов о подготовке к праздничному мероприятию
7 группа - опрос учащихся 1-2-х классах о предпочтительных пожеланиях их бабушек и дедушек (после выпуска афишы)

IV этап. Проведение самого дела

Сценарий

1 ведущий:

Что за праздник мы здесь отмечаем?
Видно почётных гостей ожидаем!
Может нагрянут к нам генералы?
Может нагрянут к нам адмиралы?
А может, герой, облетевший весь свет?

2 ведущий:

Нет. Гадать понапрасну бросьте!
Смотрите! Вот наши гости!
Почётные, важные самые.

1 ведущий: Сегодня мы рады поприветствовать самых родных, близких - тех, кто любит нас больше всего на свете-наших бабушек и дедушек!
2 ведущий: В нашей гимназии традиция - поздравлять наших любимых бабушек и дедушек с замечательным праздником «Днём пожилых лллллллл людей»
1 ведущий: Когда же в России стали отмечать этот праздник?
2 ведущий: Международный день пожилых людей - относительно новый праздник. Он возник в конце XX века. Сначала День пожилых людей начали отмечать в Скандинавских странах Европы, затем Америке, а с конца 80-х годов - во всем мире.
1 ведущий: Окончательно Международный день пожилых людей был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, а в Российской Федерации - в 1992 году.
2 ведущий: Сегодня ваши внуки и внучки подготовили вам концерт, учитывая ваши пожелания! Считаем наш концерт открытым!
1 ведущий: Открывают наш концерт первоклассники, они подготовили стихотворения.
Дети:
1.Со мною бабушка моя,
И значит, главный в доме - я,
Шкафы мне можно открывать,
Цветы кефиром поливать,
Играть подушкою в футбол
И полотенцем чистить пол.
Могу я есть руками торт,
Нарочно хлопать дверью!
А с мамой это не пройдет.
Я уже проверил.

2.У меня есть дедушка
Дедушка родной
И характер дедушки
Очень боевой
На работу дедушка
Ходит на завод
В нашем доме дедушку
Знает весь народ
Он в реке купается
Летом и зимой
И не простужается
Дед мой молодой!
С бабушкой моей вдвоем
Очень дружно мы живем!

3. Вместе ходим мы гулять,
Вместе мы ложимся спать,
Вместе моем мы посуду -
Правда, правда! Врать не буду!
Мы не любим унывать,
Можем спеть и станцевать -
Будет бабушка мне хлопать,
Ну, а я - кружиться, топать!
Не капризничать стараюсь,
Слез не лью, а улыбаюсь -
С ней большие мы друзья,
Потому что мы - СЕМЬЯ!

4. У бабушки на полке
Нитки да иголки,
Ножницы стальные,
Ленты кружевные.
Шьёт бабуля целый день,
Ей помочь хочу скорей.
Я беру лоскуток,
Иглу и ниток моток.
Быстро и ловко
Шью друзьям обновки.

2 ведущий: Дорогие гости. Вы молоды душой, у вас такие одухотворенные, красивые лица. Поделитесь, пожалуйста, секретом своей молодости. (Ведущий подходит к каждому гостю и задает вопросы)
- Главное качество характера, которое цените в людях?
- Ваше любимое блюдо?
- Если гости приходят неожиданно, какое блюдо вас выручает?
- Поделитесь смешным случаем, который произошел с вами на работе.
- Ваш любимый анекдот?
- Расскажите о своем «хобби».
1 ведущий: А хобби второклассников петь песни. И сейчас вы послушаете песни «Бабушка рядышком с дедушкой» в исполнении вокального ансамбля 2 «б» класса.
2 ведущий: Все бабушки и дедушки, наверное, хотят вспомнить, чему учат в школе. Сейчас для вас прозвучит ещё одна песня «Чему учат в школе» в исполнении этих же ребят.
После исполнении песни на сцене появляется Баба-Яга.
Баба-Яга: Чую, чую - русским духом пахнет. Я долго на своей ступе летала, много диковинок на свете повидала, а столько людей в одном месте не встречала?
- Что вы все здесь собрались?
1 ведущий: Бабушек и дедушек поздравляем, оставайся с нами, отдохни, тебе понравится.
Баба-Яга: А плясать то вы умеете?
2 ведущий: Конечно, зажигательный танец «Полька» нам покажет танцевальный коллектив 2 «б» класса.
Баба-Яга: Всё то вы умеете и петь, и плясать и танцевать. А вот загадки мои вы отгадать не сумеете!
Загадывает загадки:
1.Дедушка и бабушка
Были молодыми,
А теперь состарились
Стали ……(пожилыми)

2.Он научит вас трудиться
От души повеселиться,
Всем ребятам он пример-
Наш родной …(пенсионер)

Баба-Яга: Моя любимая загадка.

3. Много дружных ребят
На одном столбе сидят.
Как начнут они резвиться -
Только пыль вокруг клубится….(метла)

4.Близкий родственник метлы
В доме выметет углы.
Он, конечно, не бездельник.
Сор убрать поможет ... (веник)

5.Острый нос, стальное ушко,
В ушке - ниточка-подружка.
Сшить обновки помогла
Нашей бабушке …(игла)

Баба-Яга: Да, загадки-то вы тоже отгадывать умеете. Очень интересно с вами, да что-то я устала, домой возвращаться пора.
Появляется Старичок-Лесовичок.
Старичок-Лесовичок: О, Бабуся-Ягуся, что ты тут делаешь? Я хоть на одно ухо глуховат стал, да и то услышал, что веселится тут кто-то.
Баба-Яга: Да вот, ребята здесь концерт устроили, бабушек и дедушек с праздником поздравляют. Вот и меня поздравили. Если хочешь - и тебя поздравят.
Старичок-Лесовичок: Посижу, посмотрю. Обожди меня, Бабулечка-Ягулечка.Отдохну я немного да и вместе оправимся в наше лесное царство.
Сказочку бы мне рассказали, утешили старичка.
1 ведущий: Покажем мы вам сказочку. Ребята 1 «а» класса представляют сказку «Курочка-ряба на новый лад»
Старичок-Лесовичок: - Ну молодцы, порадовали вы меня. Ну расскажу я вам про своё любимое занятие-люблю я на досуге всякие вкусности стряпать. Например пирожки с грибами или щи с пирогами.
А вы, бабушки и дедушки, знаете всякие разные рецепты?
Давайте отгадайте, что за кулинарные блюда я готовлю по таким рецептам:
1-й рецепт:
50 гр. дрожжей, 1/2 ч.л. соли, 1 стакан молока, 2 ст. ложки сахара, 200 гр мягкого маргарина, 3,5 ст. муки, яблочное повидло.
(дрожжевое тесто для пирогов, пирожков с яблоками)
2-й рецепт:
капуста квашенная, огурцы солёные, лук, морковь отварная, свёкла отварная, картофель отварной, зелёный горошек, подсолнечное масло.
(винегрет)
3-й рецепт:
яйцо варёное, лук репчатый, морковь отварная, свёкла отварная, картофель отварной, майонез, сельдь иваси.
(селёдка под шубой)
4-й рецепт:
майонез, лук, морковь отварная, яйцо варёное, картофель отварной, зелёный горошек, говядина отварная или колбаса докторская.
(салат "Оливье")
Старичок-Лесовичок: И на вашей кухне вы балуете близких такими вкусностями, сразу вижу. Всё отгадали. Ну что ж, а стихотворение про дедушку на прощание расскажете?
2 ведущий. Конечно. Встречайте-ученики 1 «в» класса.
1 ученик:
У меня есть дедушка
Дедушка родной
И характер дедушки
Очень боевой
На работу дедушка
Ходит на завод
В нашем доме дедушку
Знает весь народ
Он в реке купается
Летом и зимой
И не простужается
Дед мой молодой!

2 ученик:
Лыжи мы купили с дедом,
На снегу они скрипят.
Я плетусь за дедом следом
На виду у всех ребят.
Не могу понять я все же,
Удивленья не тая,
Кто из нас двоих моложе -
То ли дед мой, то ли я?
С таким хорошим дедом
Не скучно даже в дождь,
С таким хорошим дедом
Нигде не пропадешь!
1 ведущий. Понравились тебе наши стихи?
Старичок-Лесовичок: Конечно! Спасибо ребятам! Ну что, а нам с бабулей в путь пора. До свидания!
2 ведущий: А теперь, дорогие гости, приглашаем вас поучаствовать в конкурсе «Бабушки и дедушки-внучки и внуки»
На сцену приглашаются бабушки и дедушки, их внуки и внучки. Образуют 2 команды.
Задание для бабушек и дедушек - подобрать ласковые слова для внуков и внучек, задание для внуков и внучек - ласковые слова для бабушек и дедушек. Выигрывает та команда, которая последней ответит. Условие - слова не повторять.
1ведущий. Хочется,чтобы эти замечательные слова как можно чаще звучали в нашей жизни!
2 ведущий: Ну а теперь немного улыбнёмся,весёлые частушки исполняют девочки веселушки 1 «б» и 2 «а» класса.

1.Бабушку мы поздравляем,
Нас она всегда поймёт.
Для нас бабушка - волшебник,
Даже песенки поёт.

2.А родители вручили
Внуков бабушке родной.
И к себе лишь забирают
Только их на выходной.

3.Дедушка очень у нас деловой:
Ходит по дому, забыл про покой.
Бабушке он помогает весь день,
Делать ему это вовсе не лень.
То постоянно очки он теряет,
То разобьет что-то он, то сломает,
Вечно спешит, а устанет от дел,
Сядет с газетой - уже захрапел.

4.Закопченные кастрюли
Юля чистила песком.
Два часа в корыте Юлю
Мыла бабушка потом.

5.Бабка чистила картошку,
Дед на крыше песни пел.
Бабка свистнула немножко-
Дед в курятник улетел.

6.Две старушки без зубов
Говорили про любовь:
- Мы с тобою влюблены:
Я - в сметану, ты в блины.

7. Мы частушки петь кончаем
И Вам честно обещаем:
Слушать Вас всегда во всем
Утром, вечером и днем.

1 ведущий: Вот и подходит к концу наш концерт.И сейчас вокалистка ансамбля «Горадзуль» исполнит песню «Бабушка»
2 ведущий: А теперь на прощание - наши пожелания.

Группа четвероклассником хором.
Самые любимые,самые родные
Примите наши поздравленья
Здоровья, счастья и добра
И пусть плохого настроенья
У вас не будет никогда
На мир смотрите с наслажденьем
И грусть отступит и беда
Успех, удача и везенье
Пусть вам сопутствует всегда.

1 ведущий. Примите в подарок открытки, которые сделали старательные руки ваших внучек и внуков. С праздником!

V этап. Коллективный анализ

Подведение итогов происходит после КТД за круглым столом.
- Ребята, сегодня мы все поучаствовали в очень важном деле - провели концерт для бабушек и дедушек. Вам понравилось? Расскажите о своих впечатлениях.
На доске вывешен рисунок вазы, в ней стебельки цветов, самих цветочков нету.
- Давайте украсим вазу цветами, ведь сегодня праздник!
- Выберите цветочек: если вы считаете, что концерт удался на славу, всё получилось, было интересно и весело всем, то возьмите розовые цветы
Если концерт был интересным, но можно было и получше-возьмите жёлтый цветок. Если концерт не удался - синий цветок.
(Ребята украшают вазу)
- Какой красивый букет у нас получился!
Далее беседу ведём в зависимости от того, какой получился букет из цветов.
- Почему у нас получился такой букет?
- Что бы вы изменили в мероприятии, если бы можно было провести снова?
- Почему что-то не удалось?
- Что лучше всего получилось, почему?
- Что возьмём на заметку?

VI этап.
Ближайшее последействие

(После круглого стола - чаепитие с ребятами)
Организация и проведение нового КТД «Посвящение в гимназисты» с учётом предложений, выводов, сделанных ребятами.