Конспект занятия в старшей группе "Ребята, давайте жить дружно!"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Пояснительная записка

Часто ребята, которые ходят в одну группу несколько лет, довольно мало знают друг о друге. Они далеко не всегда представляют, кто из них чем увлекается, кто что любит. А ведь узнать что-то о человеке - значит проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими - значит задуматься о разнообразии людей, попробовать принять чужие, пусть даже странные на твой взгляд интересы - значит проявить терпимость. С помощью игр на узнавание начинает создаваться атмосфера доверия и уважения в группе.

Терпимость, уважение, умение общаться и сотрудничать - необходимые условия в жизни. Помочь в этом могут игры, улучшающие навыки общения и взаимодействия и разработанные опытными психологами. Использовать игры можно в самых разнообразных ситуациях: на занятиях, на прогулке, на даче.

Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.

Цель: формирование представлений о дружбе, доброте, развитие конструктивных взаимоотношений в группе сверстников.

Задачи:

  • Образовательные: углублять представления детей о доброте и дружбе как о ценных, неотъемлемых качествах человека. Формировать умение находить решение в конфликтных ситуациях.
  • Развивающие: формировать интерес к сверстнику, совершенствовать коммуникативные навыки. Развивать познавательные процессы: воображение, речь, внимание, мышление, зрительное восприятие.
  • Воспитательные: стимулировать, поддерживать стремление проявлять доброту, сочувствие. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми. Способствовать созданию благоприятной эмоциональной атмосферы в группе.

Материалы: Мягкая игрушка Птенчик, музыкальное сопровождение, «подарки» по количеству детей, фломастеры по количеству детей, силуэты рукавичек с узорами по количеству детей,

Ход занятия

Упражнение «Приветствие» (разминка для активизации детей)

Здравствуйте, ребята! Давайте, поздороваемся друг с другом! Встанем в круг и поздороваемся.

Приветствие «Привет, всем, у кого косички».

У кого есть сёстры, у кого есть братья, кто сегодня ел конфету, кто любит мультфильмы, у кого светлые волосы, у кого темные волосы. (Дети вместо ответа «да» говорят «привет»).

Давайте сядем на стульчики.

Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла к вам не одна, со мной вместе пришел Птенчик. Как мы его назовем? (Ответ детей.)

Он немного стесняется, это иногда случается, когда оказываешься в незнакомой обстановке. Но вы, как гостеприимные хозяева можете помочь птенчику почувствовать себя более уверенно. Как мы можем показать птенцу, что мы рады его видеть, и очень хотим подружиться? (дети высказываются по собственному желанию).

Предполагаемые ответы детей: «Мы хотим с тобой дружить», «Мы рады тебя видеть», «Мы любим гостей».

Я согласна с вашими предложениями, а сейчас давайте все это скажем нашему гостю.

Игра «Любимая игрушка»

Цель: расширение вербального, тактильного опыта эмоциональной демонстрации безусловного принятия.

Мы будем передавать птенчика по кругу. Пусть каждый возьмет его, подарит ему свою ласку, свои объятья и скажет что-нибудь нежное и приятное. Затем он должен передать игрушку своему соседу. Пройдя по всему кругу, птенчик получит всё ваше тепло и нежность.

Предполагаемые ответы детей: «Какой ты мягкий, пушистый, добрый».

Дети выполняют игровое задание, при затруднениях, взрослый приходит на помощь, подсказывая возможные варианты формулировок, действий с игрушкой. Самостоятельные, оригинальные формулировки эмоционально поощряются.

Спасибо. Много замечательных, очень добрых, ласковых слов вы сказали птенчику, и его настроение заметно улучшилось. Как вы думаете, почему?

Рефлексия - высказывания детей по желанию.

Обобщить ответы детей: когда нам говорят ласковые, добрые слова, мы понимаем, что нас любят, и это делает нас счастливыми.

Ребята, птенчик прилетел к нам в гости поздравить с праздником «Дружбы». И взял с собой подарки для вас. Но по дороге злая колдунья украла у него подарки. И чтобы их получить, нужно выполнить трудные задания. Птенчик очень огорчен. Что же делать? (ответы детей). Ну что, поможем птенчику выполнить задания?

На доске круг, разделен на 3 сегмента, на каждом из них указаны цифры от 1 до 3.

Чтобы узнать, какое задание, нужно снять белый сегмент с цифрой. По мере того, как задания выполняются, открываются синие сегменты и постепенно открывается картинка под ними. Когда картинка откроется вся, тогда подарки волшебным образом очутятся в группе.

1 задание такое - колдунья спрашивает - что такое доброта? Можно ли ее понюхать, есть ли у неё запах, вкус (Ответы детей). Она не верит, что доброта существует. Когда мы можем её встретить? А где мы можем её увидеть? (Ответы детей)

Правильно, ребята, доброта проявляется не только в словах, но и в делах, поступках. А вы знаете, ребята, в народе говорят: «Человек без добрых дел, что дерево без цветов». Давайте вспомним свои добрые дела и поможем нашему дереву зацвести, но с одним условием, кто вспомнит доброе дело, прикрепляет цветочек к дереву. (Дети, называя добрые поступки, прикрепляют на магнитах листья к дереву)

- Я знала, что вы добрые ребята. Сколько добрых поступков вы совершили! И дереву помогли зацвети, стать нарядным. И доказали колдунье, что доброта существует.

А сейчас пора нам немного отдохнуть.

Игра «Ветер дует на тех, кто… »

Игра проводится в кругу. Ведущий говорит: «Ветер дует на тех, кто любит конфеты… играть на компьютере. плавать в реке… гулять на улице… слушать сказки… убирать игрушки… ходить в детский сад… ». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами.

2 задание: «Упрямые ослики». Следующее задание - а здесь, ребята, картинки. Интересно, что здесь происходит? (ответы детей). Ослики не хотят уступать, каждый хочет есть свой стог сена. Что же делать осликам в этой ситуации? Никто им не поможет, здесь только они вдвоем, одна веревка, которой связала их Колдунья и два стога сена. Как же им поступить? Что вы им посоветуете? Задачу нужно как-то решить, иначе они останутся голодными (дети предлагают свои пути выхода из сложившейся ситуации).

Подвожу итог: Молодцы, ребята, ослики поели душистого сена и благодарят вас за то, что вы им подсказали, как нужно жить дружно, как договариваться, уступать друг другу. А без вас они бы не справились.

3 задание: Ребята, еще одно трудное задание. Колдунья утверждает, что невозможно играть вдвоем, рисовать вдвоем, работать вдвоем, что друзья обязательно перессорятся. Как вы думаете, это правда?

Упражнение-игра «Рукавички»

Цель: развитие умения взаимодействовать со сверстниками, договариваться по поводу общего дела. Установление эмоциональных контактов в группе.

Проведение: для игры нужно вырезать из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. На каждой паре рукавичек нарисован орнамент, не похожий на другие рукавички. Ведущий раскладывает их по помещению. По команде дети разбредаются по комнате, находят свою пару, берут карандаши (три цвета, и стараются как можно быстрее раскрасить свои рукавички, предварительно договорившись, в какие цвета будут окрашивать орнамент, чтобы рукавички были одинаковыми.

Анализ выполнения задания - как вы думаете, вы справились с этим заданием? Вы точно выполнили задание? Получились у вас одинаковые рукавички? (если не получились, то почему? что помешало?)

Ну вот, мы выполнили все задания и помогли Птенчику вернуть подарки. Что же он нам приготовил?

Игра «Выбери качество характера человека»

Ребята, как вы думаете, «доброта» дружит с другими хорошими качествами человека? С какими, как вы думаете?

Дети: - Смелость, любовь, щедрость, порядочность, заботливость, ласка, вежливость, отзывчивость, приветливость…

Верно, хороших, добрых качеств великое множество. Птенчик приготовил для вас «волшебные» разноцветные фишки, где каждый цвет обозначает качество характера человека:

  • Красный - смелость
  • Голубой - доброта
  • Жёлтый - щедрость
  • Зеленый - вежливость

- Выберите для себя фишку, какое качество вы бы хотели себе взять.

И эти фишки действительно помогут нам приобрести эти хорошие качества.

Поблагодарим нашего гостя за чудесные подарки.

А сейчас немного отдохнем и встанем в круг. Я буду говорить вам фразу, вам нужно отвечать мне «Мы тоже!». Начнем (музыкальное сопровождение)

Я делюсь с вами своим хорошим настроением!

  • «Я дарю вам улыбку!»
  • «Я радуюсь!»
  • «Я прыгаю от счастья!»
  • «Я вас люблю!»
  • «Я вас обнимаю!»

Все обнимаются в едином кругу.

Ваше настроение отличное (ДА!)

Мое тоже!

А сейчас нам надо нашего птенчика согреть и отпустить.

Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями верх. А теперь согните руки в локтях и прижмите их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему.

Наша встреча заканчивается. Давайте сейчас расскажем, с помощью этого волшебного шарика о своих впечатлениях, что вам сегодня понравилось больше всего.

Рефлексия

Мне сегодня понравилось, что вы были очень активны, вы много знаете о доброте, о хороших добрых качествах людей, я увидела, что вы умеете дружить и помогать друг другу. С вами интересно общаться, вы не повторяли ответы друг друга. Я очень рада, у меня радостное настроение. Спасибо вам! Мне было очень приятно с вами заниматься!