Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество - создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология».
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника-оформителя, художника. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Кружок «Волшебный завиток» развивает творческие способности - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Программа внеурочной деятельности кружок «Волшебный завиток» разработана для занятий с учащимися 1-4-x классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и является общекультурной программой научно-технической направленности. Занятия с бумагой позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программ. Программой предусматривается организация работы, направленная на формирование творческих отношений внутри коллектива, осуществления дифференцированного подхода к детям различной подготовленности и одаренности.
Значение данной работы для развития ребенка:
- Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
- Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
- Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления
- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
- Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
- Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
- Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Цели кружковой работы:
- Формирование образа жизни ребенка, предусматривающего погружение в мировую художественную культуру.
- Развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
- Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
- Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.
- Творческая самореализация обучающихся.
Задачи
Развивающие:
- Развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность учащихся к самоутверждению через труд.
- Выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся.
- Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Обучающие:
- Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
- Обучение различным приемам работы с бумагой.
- Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций.
- Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала.
- Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников.
Воспитательные:
- формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
- Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
- Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми.
- Расширение коммуникативных способностей детей.
- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
- Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
- репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
- частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем)
- исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
- индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой - организация работы в группах
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Тематическое планирование содержания программы по темам и объему. 4 класс (34 часа)
№ занятия |
Название темы/раздела |
Количество часов |
Изделие |
Оборудование |
|||
1 |
Вводная беседа по охране труда.
|
1 |
ИКТ
|
||||
Секреты бумажного творчества (7 часов) |
|||||||
2 |
Моделирование из бумажных полосок. |
1 |
Пчелка на сотах. |
Цветная бумага |
|||
3 |
Симметричное силуэтное вырезание |
1 |
Осенняя гирлянда |
Цветная бумага |
|||
4 |
Транспарантное вырезание |
1 |
Аквариум |
Цветная бумага |
|||
5 |
Аппликация из рельефной бумаги |
1 |
Дикие животные |
Цветная бумага |
|||
6 |
Веерное гофрирование |
1 |
Цветы |
Цветная бумага, картон |
|||
7 |
Моделирование из гофрированной бумаги |
1 |
Грибы в корзине. |
Гофрированная бумага, цветная бумага |
|||
8 |
Трубочки из газетной бумаги |
1 |
Веер |
газеты |
|||
Работа с текстильными и пластическими материалом (7 часов) |
|||||||
9 |
Аппликация из ткани |
1 |
Павлин |
Ткань |
|||
10 |
Аппликация из синтепона со сдвижкой |
1 |
Кошка |
Синтепон, бумага, картон |
|||
11 |
Разрезание многослойной пластилиновой заготовки сложной формы |
1 |
Бабочки, кошки |
Пластилин, картон, проволока |
|||
12 |
Папье - маше на пластилиновой основе |
1 |
Маска карнавальная |
Пластилин, бумага |
|||
13 |
Техника «пластилиновой нити» в сочетании с другими техниками |
1 |
Собачки, деревья |
Пластилин, картон, сито |
|||
14 |
Резьба по пластилину |
1 |
Котенок |
Пластилин, картон |
|||
15 |
Коллаж из различных материалов. |
1 |
Матрешка |
Разные виды бумаги, картон, тесьма |
|||
Модульное оригами (10 часов) |
|||||||
16-17 |
Конструирование цветов |
2 |
Цветы |
цветная бумага, картон |
|||
18-19 |
Конструирование птиц сложной формы |
2 |
Петух |
Цветная бумага, белая бумага |
|||
20-21 |
Изделия с деталями круглой формы |
2 |
Апельсин |
Цветная бумага, белая бумага |
|||
22-23 |
Соединение модулей разного размера в одном изделии |
2 |
Стрекоза |
Белая и цветная бумага |
|||
24-25 |
Конструирование архитектурных сооружений.
|
2 |
Здания, деревья |
Белая и цветная бумага |
|||
Различная техника работы с бумагой (8 часов) |
|||||||
26 |
Торцевание. Объемное изделие в технике многослойного торцевания |
1 |
Весенний букет |
Плотная бумага |
|||
27 |
Прорезание канцелярским ножом |
1 |
Деревья |
Плотная бумага |
|||
28 |
Техника «квиллинга» |
1 |
Открытка по замыслу детей |
Цветная бумага, клей, ножницы, |
|||
29 |
Техника «кирикоми» |
1 |
Открытка |
картон, цветная бумага |
|||
30 |
Техника «кусудомы» |
1 |
Волшебные шары |
Цветная бумага, клей |
|||
31 |
Техника «айрис-фолдинг» |
1 |
Елочка |
Картон, цветная бумага проволока, ножницы, карандаши |
|||
32 |
Техника «TUNNEL BOOK» (книжный туннель) |
1 |
Книжка-раскладушка |
Картон, цветная бумага проволока, ножницы, карандаши |
|||
33 |
Моделирование из фольги |
1 |
Цветы |
Фольга |
|||
34 |
Объемное моделирование. Коллаж из различных видов бумаги |
1 |
«Мир, в котором мы живем» |
Различные виды бумаги |
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.