Цели и задачи:
- Закрепить и расширить знания детей о творчестве К.И.Чуковского;
- Формировать любовь к литературе, умение эмоционально отзываться на содержание литературного произведения;
- Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, смелость, находчивость, желание помочь слабому, попавшему в беду, развивать способность различать добро и зло.
Подготовительная работа:
- Знакомство детей с произведениями К.И.Чуковского;
- Рассматривание иллюстраций в детских книгах;
- Прослушивание музыки;
- Подготовка к инсценировкам.
Домашнее задание:
- Рисование по содержанию произведений К.И.Чуковского.
Дидактический материал:
- Книги К.И.Чуковского, портрет, музыка «Сказки К.И.Чуковского», шапочки, маски, костюмы для инсценирования отрывка из сказки «Айболит».
Ход занятия
Воспитатель: Дорогие дети! Посмотрите, как много книг у меня на столе. Вы их хорошо знаете. Я хочу предложить вам игру-викторину «Угадай, как называется». Играть мы будем так: я буду показывать вам одну из книг, вы внимательно рассмотрите рисунки на обложке и вспомните, как называется эта книга? Кто первый вспомнит, поднимает руку. Если правильно назовет книгу, получит право отнести ее на стенд. После того, как дети выполнят это задание, я рассказываю, какие художники иллюстрировали эти книги: Васнецов В., Сутеев В., В.Канашевич, А.Каневский и др.
- А знаете ли вы, кто написал эти сказки? (ответ детей)
- Правильно, вы эти книги, сказки и стихи написал русский детский писатель К.И.Чуковский. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране его сказок и стихов. (Показываю портрет К.И.Чуковского)
Ребята, посмотрите, какое доброе, светлое, веселое лицо у К.И.Чуков., какие добрые и ласковые у него глаза, какая приветливая улыбка. Рассказ о писателе: К.И.Чуковский родился давно, когда даже ваших бабушек и дедушек не было на свете в г. Петербурге. Рос он в бедной семье. Его мама много работала, чтобы собрать деньги и уплатить за учебу сына. Но когда Корней учился в 5 классе, его исключили из школы, потому что в этой школе учились дети богатых и он пошел работать переплетчиком и учился самостоятельно.
После революции Чуковский писал книги для детей .Жил он недалеко от Москвы в поселке Переделкино. Его дом стоял среди берез и сосен, он любил природу, животных, птиц, очень любил трудиться, каждое утро работал около дома. Много добрых и умных книг писал К.Чуковский, для вас дети. Сказки, написанные им, веселые, озорные, богатые фантазией: они радуют детей, взрослых, заставляют всех переживать, сочувствовать героям. В этих сказках, добро побеждает зло.
- Давайте с вами вспомним, кто из героев сказок Чуковского помогает зверям лечить их. (ответы детей). Хотите посмотреть, как он лечит зверей?
Инсценировка по сказке Чуковского «Айболит»
1 РЕБЕНОК:
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечится
И корова и волчица
И жучок и червячок,
И медведица
Добрый доктор «Айболит».
2 РЕБЕНОК: И пришла к «Айболиту» лиса;
ЛИСА: Ой, меня укусила оса!
(доктор оказывает помощь, перевязывает лапу бинтом)
Ой, спасибо, доктор Айболит!
(лиса уходит)
3 РЕБЕНОК: И пришел к «Айболиту» барбос; (барбос держится за нос)
БАРБОС: Меня курица клюнула в нос!
(доктор оказывает помощь, заклеивает нос крест на крест).
БАРБОС: Боль прошла! Спасибо милый Айболит! (уходит)
4 РЕБЕНОК: И прибежала зайчиха,
(плачет, ведет за собой хромого зайчика, с перевязанными коленками)
ЗАЙЧИХА:
Ай-ай-ай
Мой зайчик попал под трамвайчик,
Он бежал по дорожке;
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой
Маленький заинька мой!
(подводит зайчика к Айболиту)
АЙБОЛИТ:
Не беда.
Подавайте его сюда!
Я пришью ему новые ножки
Он опять побежит по дорожке.
5 РЕБЕНОК:
И привели к нему зайку.
Такого больного, хромого
И доктор пришил ему ножки
И заинька прыгает снова,
А с ним и зайчиха мать
Тоже пошла танцевать,
И смеется она, и кричит:
ЗАЙЧИХА: Ну спасибо тебе, Айболит! (артисты занимают свои места)
ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь я предлагаю поиграть в игру «Загадай - отгадай». Мы будем отгадывать из какой сказки названные герои или предметы. Дети читают отрывки из произведения Чуковского.
1.
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня
(Самовар - Мойдодыр)
2.
Эй, сороконожки
Бегите по дорожке
Зовите музыкантов
Будем танцневать
(Муха-Цокотуха)
3.
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
(Кастрюли из сказки «Федорино горе»)
4.
А за ними и утята
Не желаем больше крякать !
Мы хотим, как лягушата квакать!
(Путаница)
5.
Давайте же мыться - плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, корыте, в лохане,
В реке в ручейке, в океане,
И в ванне и в Бане
Всегда и везде -
Вечная слава воде!
(Мойдодыр)
6.
Испугалась коза
Растопырила глаза:
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму
(Федорино горе)
ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас мы проверим домашнее задание, давайте подойдем к рисункам и вы расскажите, кого или что вы изобразили, прочитать наизусть проиллюстрированный отрывок.
- Скажите, кто из героев сказок Чуковского вам нравится больше и почему? Чему учат сказки?
(Стук в дверь. Вбегает девочка в костюме Мухи-Цокотухи)
- Из какой сказки героиня. Кто хочет сказать нам, какие гости были у нее?
РЕБЕНОК:
Приходили к мухе блошки,
Приносили ей сапожки………
Приходила к Мухе бабушка пчела
Мухе-Цокотухе, меду принесла…
- А кто помог Мухе в беде? Хорошо ли поступили гости? Почему вы так думаете? По мотивам этой сказки композитор Красев написал оперу. Послушаем отрывок из нее.
Вместе с детьми приходим к выводу, что во всех произведениях Чуковского добро побеждает зло.
- Ребята, а хотели бы вы попасть на бал к имениннице? Сейчас вас Муха-Цокотуха превратит в бабочек, жучков, пчел. (Муха касается всех лапкой, дети надевают шапочки насекомых и танцуют под музыку).