Цель: прививать учащимся правила поведения в общественных местах.
Задачи:
- знакомство с правилами поведения в общественных местах;
- развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение;
- воспитание уважительного отношения к окружающим.
Воспитатель: Ребята, на нашем занятии мы поговорим о том, как надо вести себя в общественных местах и будем учиться применять правила поведения в различных жизненных ситуациях.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, для чего нужны правила в обществе?
Учащиеся отвечают: Чтобы был порядок, чтобы все были в равных условиях.
Воспитатель: Правильно, если все будут соблюдать правила, то жить будет намного проще и комфортнее. Давайте поговорим о правилах поведения на улице.
(воспитатель перечисляет вместе с учащимися)
- соблюдать чистоту на улице
- переходить улицу на зеленый сигнал светофора
- не перебегать улицу в неположенном месте
- нельзя играть возле проезжей части дороги
- обгонять идущих впереди следует слева
- если тротуар узкий, надо попросить разрешения и пройти
- при встрече дорогу уступает младший - старшему, мужчина - женщине, при равных условиях - более вежливый
- не трогать бездомных животных
Воспитатель: Ребята, а для чего необходимо соблюдать правила поведения на улице?
Учащиеся отвечают: чтобы быть в безопасности, чтобы не подвергать свою жизнь и жизнь других людей опасности.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам рассмотреть ситуации, которые могут происходить в жизни. Слушайте вопросы, а потом отвечайте на них.
1. Незнакомец приглашает тебя сесть в машину, обещая показать новую игру в телефоне или угостить конфетами.
Примерный ответ учащихся: Никогда не садись в машину к чужому человеку и никуда с ним не ходи.
2. Чужая женщина на улице говорит тебе, что твоя мама прислала её за тобой.
Примерный ответ учащихся: никогда не разговаривай с незнакомцами, если же они настойчивы - громко зови на помощь, надо позвонить маме и спросить - присылала ли она кого-то забрать меня.
3. Неизвестный человек взял тебя за руку и хочет увести с собой.
Примерный ответ учащихся: громко зовите на помощь.
4. Если вы, потерялись к кому нужно обратиться?
Примерный ответ учащихся: нужно обратиться к мамам и бабушкам, гуляющим с детьми; в магазине к продавцам, а лучше всего к полицейскому
5. Если у подъезда стоит незнакомый человек?
Примерный ответ учащихся: не входить в подъезд или в дом если рядом стоит незнакомец.
6. Если вы собираетесь зайти в лифт подъезда, а перед вами в лифт заскочил мужчина подозрительной внешности.
Примерный ответ учащихся: подождать, когда приедет следующий лифт.
Воспитатель: А теперь поговорим о правилах поведения в общественном транспорте. Мы часто ездим в метро, в автобусах, троллейбусах. Но чтобы чувствовать себя комфортно и не создавать неудобств другим пассажирам, необходимо соблюдать простые правила поведения.
- Какие правила поведения в общественном транспорте вы знаете?
Ответы учащихся:
- ожидать общественный транспорт можно только на остановках;
- прежде чем зайти, нужно выпустить тех, кто выходит из транспорта;
- не шуметь и не толкаться;
- уступать места пожилым людям и инвалидам, женщинам.
Воспитатель: Молодцы! А ещё надо:
- предъявить проездной билет;
- не отвлекать водителя во время движения транспорта;
- держаться во время движения транспорта за поручни;
- вежливо спрашивать и вежливо отвечать на вопросы пассажиров;
- острые и неудобные для других пассажиров предметы, надо хорошо упаковывать и аккуратно ставить, чтобы они никому не мешали.
Воспитатель: А сейчас я дам вам карточку с ситуациями, которые могут происходить в автобусах, троллейбусах, метро, а вы выберете те ситуации, которые неприемлемы в общественном транспорте.
- оставлять передние сиденья пожилым, инвалидам, маленьким детям;
- заскакивать на ходу в автобус;
- держаться за поручни или ручки на сидениях;
- высовываться в окно;
- толкаться;
- слушать музыку, играть в игры на телефоне в наушниках;
- громко разговаривать по телефону, кашлять, не прикрывая рот;
- стоять на подножках, облокачиваться на двери;
- сорить, разукрашивать сиденья;
- вежливо попросить уступить вам место, если вы себя плохо чувствуете;
- тихо разговаривать со своим другом;
- при входе в автобус снять рюкзак с плеч и держать его на уровне колен;
- стряхивать мокрый зонт, попадая брызгами на других пассажиров;
- зайдя в автобус, двигаться по направлению к середине салона.
(учащиеся отмечают ситуации, которые неприемлемы в общественном транспорте, а потом зачитывают их)
И ещё одна ситуация:
- Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, если надо, то, как это сделать?
Ответ учащихся: Надо поздороваться кивком головы или жестом, но, ни в коем случае не кричать через весь автобус.
Ответ учащихся: А теперь поговорим о правилах поведения в театре или кинотеатре.
- Ребята, скажите, какие правила необходимо соблюдать в театре, кинотеатре?
Ответ учащихся:
- не опаздывать;
- снять верхнюю одежду;
- не шуметь в зале;
- отключить мобильный телефон.
Воспитатель: Действительно, правил поведения не так уж много, и они достаточно просты.
Приходя в театр, кинотеатр, в последнюю минуту, мы мешаем большому числу людей, которые вынуждены вставать со своих кресел, чтобы дать нам пройти. Поэтому надо приходить пораньше.
Есть во время представления, киносеанса нельзя - шуршание бумажек и прочие звуки мешают присутствующим, да и вообще это некультурно.
Во время сеанса нельзя делать никаких замечаний - ни в полный голос, ни тихо. Это отвлекает зрителей.
В зале нельзя ходить во время представления, этим вы очень мешаете другим зрителям и актёрам на сцене.
Нельзя вставай со своего места, пока не закончится спектакль, чтобы не мешать другим зрителям.
А теперь я предлагаю вам инсценировать ситуации в театре (раздаю карточки с заданиями)
1. Вы пришли в гардероб, ваши действия.
2. Вам необходимо пройти к своему месту, а зрители уже сидят.
Учащиеся инсценируют свои задания:
1. Вы пришли в гардероб, ваши действия (мальчик помогает снять пальто девочке, сдаёт гардеробщику, берёт номерки).
2. Вам необходимо пройти к своему месту, а зрители уже сидят (извиниться и попросить пропустить, сидящие зрители встают; пробираясь к своему месту, необходимо повернуться к зрителям лицом).
Воспитатель: Ребята, а что такое «Антракт»?
Ответ учащихся: перерыв между действиями спектакля.
Воспитатель: А для чего предназначен антракт?
Ответ учащихся: для отдыха актёров и зрителей.
Воспитатель: Во время антракта мы чаще всего идём в буфет. Как себя нужно вести в буфете?
Ответ учащихся:
- не толкаться в очереди;
- не кричать;
- вести себя культурно.
Воспитатель: Вы правы, ребята. Действительно, не надо бежать в буфет, чтобы оказаться первым в очереди - это выглядит некрасиво. В очереди не надо толкаться, кричать. Когда вы вышли из очереди - надо аккуратно подойти к столику и тихонько пить чай или кофе, при этом своими разговорами не мешать другим посетителям.
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, о чем говорили сегодня на занятии? Как нужно вести себя в общественных местах?
Ответ учащихся: культурно, вежливо.
Воспитатель: Помните, где бы вы не находились: на улице, в общественном транспорте, в театре, вы не одни. Люди смотрят на вас и по вашему поведению судят о вас.
Список используемой литературы
- Курочкина И.Н. Уроки этикета в школе: Учебно-методическое пособие. - М.: Экон-информ, 2014. - 240 с.
- Соколова О.А. Мир общения: Этикет для детей. - М.: КАРО, 2993. - 288 с.
- Усачев А. Этикет для детей различных лет. - М.: Оникс, 2014. - 128 с.
Сайты
- http://muliurok.ru
- http://maam.ru
- http://legkopolezno.ru