Программа курса «Формула правильного питания» для учащихся 5–6-х классов

Разделы: Биология, Внеклассная работа

Классы: 5, 6

Ключевые слова: Правильное питание, здоровое питание


Пояснительная записка

Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, ожирение, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.

Пагубное влияние на здоровье оказывают алкоголь, наркотики, табак.

Около 7,5 млн. детей России страдают заболеваниями нервно-психической сферы. Среди эндокринных нарушений наиболее часты заболевания щитовидной железы, нарушения полового развития. Велико число детей с неврологической патологией. Отмечены невротические затяжные состояния, тики, заикание, ночной анурез и др. Велик процент детей страдающих избыточной массой тела.

В их режиме дня преобладает малоподвижный образ жизни, недосыпание, недостаточное пребывание на воздухе, нерациональное и неправильное питание, увлечение компьютерными играми.

Данный курс «Формула правильного питания» предназначен для учащихся 5-6-х классов. Данный курс является предметно-ориентационным (пробным), он реализует интерес учащихся к своему здоровью, способах его сохранения и укрепления.

При отборе содержания данного курса можно выделить несколько подходов:

  • ведущим является прагматичный подход, который предполагает приобретение определенных знаний и умений, обеспечивающих свое здоровье, благодаря правильному питанию;
  • деятельностно-ценностный подход, который предполагает знакомство соспособами деятельности, необходимыми для успешного освоения данного курса;
  • компетентностный подход предполагает создание к концу данного курса собственного продукта, выполненного с ориентацией на собственное здоровье.

Основные формы и методы обучения - активные, практические занятия, лекция с элементами беседы, сюжетно-ролевая игра.

Технологии обучения (информационные, проектные, исследовательские) ориентируют ученика на получение практических знаний, которые помогут ему овладеть ключевыми компетенциями и применять их на практике.

Актуальность выбранной тематики курса объясняется устойчивой негативной тенденцией ухудшения состояния здоровья детей, неумением правильно воспринимать и использовать информацию о способах сохранения здоровья, рекламе пищевых продуктов и различных добавок.

Ведущими идеями курса являются: формирование ответственного отношения к своему здоровью, создание условий для применения знаний о жизнедеятельности организма в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья. Курс рассчитан на 15 часов.

Цели курса:

  • Сформировать знания о сохранении и укреплении здоровья, связанные с правильным питанием;
  • Развивать у учащихся умение работать со специальной дополнительной литературой, проводить простейшие исследования.

Задачи курса:

  • Дидактические: создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью.
  • Образовательные: продолжить расширение и углубление знаний учащихся о жизненно важных процессах в организме, обмене веществ и энергии, влиянии пищевых продуктов и пищевых добавок, вредных привычек на здоровье человека.
  • Развивающие: создать условия для развития умений самостоятельно добывать знания, обобщать их и применять на практике.
  • Воспитательные: способствовать осознанию уникальности здоровья человека, нравственному воспитанию подрастающего поколения, толерантного отношения к другим людям.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • состав продуктов питания и их значение для жизнедеятельности организма;
  • обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности организма;
  • факторы здоровья и факторы риска;
  • правила для покупателей;
  • правила хранения продуктов питания, приготовления полезных блюд;
  • традиционные кулинарные блюда и обычаи различных народов России;
  • влияние продуктов питания, алкоголя, наркотиков, курения на организм человека, его здоровье.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать безопасные продукты питания;
  • организовывать свой режим дня;
  • определять наличие крахмала, белка в пищевых продуктах;
  • составлять примерное меню в зависимости от возраста, пола и физической нагрузки, рассчитывать калорийность блюд;
  • сервировать стол и вести себя за столом;
  • пользоваться современными источниками информации, работать с учебной и научной литературой.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему: определять важность знаний о правильном питании;
  • сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
  • сформировать умение выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД:

  • сформировать умение ориентироваться, находить и использовать нужную информацию в различных источниках;
  • сформировать умение анализировать полученные знания о правильном питании, сравнивать, обобщать факты: выявлять причины и следствия простых явлений;
  • сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

  • сформировать умение слушать и понимать речь других людей;
  • сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Личностные результаты обучения

  • формирование ответственного отношения к своему здоровью;
  • осознание ценности правильного питания, как одной из составляющих компонентов здорового образа жизни;
  • формирование познавательных интересов к изучению и сохранению кулинарных обычаев и традиций нашей страны;
  • формирование толерантного отношения к кулинарным традициям и обычаям различных народов.

Программа курса состоит из следующих разделов:

  • Введение.
  • Продукты разные нужны - блюда разные важны.
  • Энергия пищи.
  • Ты - покупатель.
  • Ты готовишь себе и друзьям.
  • Кухни разных народов.
  • Необычное кулинарное путешествие.
  • Итоговое занятие.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Введение

2

1

1

2.

Продукты разные нужны - блюда разные важны.

3

1

2

3.

Энергия пищи

4

2

2

4.

Ты - покупатель

1

1

5.

Ты готовишь себе и друзьям

2

1

1

6.

Кухни разных народов

3

2

1

7.

Необычное кулинарное путешествие

1

1

8.

Итоговое занятие «Кулинарные фантазии»

1

1

Всего:

17

9

8

Содержание курса

Общее количество часов - 17

1. Введение (2 часа)

1.1. Проблемы здоровья в жизни современного человека. Здоровый образ жизни как комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих развитие и укрепление здоровья. Основные элементы здорового образа жизни, режим дня, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек, закаливание.

1.2. Лабораторная работа №1 «Составление режима дня и меню школьника на один день»

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

  • основные проблемы здоровья человека в современном мире;
  • основные понятия: здоровье, здоровый образ жизни, режим дня, рацион питания;
  • основные факторы, влияющие на здоровье человека;
  • правила личной гигиены;
  • влияние вредных привычек на организм человека;
  • компоненты закаливания.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с дополнительной литературой, находить информацию по интересующей проблеме;
  • составлять свой режим дня;
  • составлять меню для школьников.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему: определять важность знаний о здоровье, режиме дня, правильном питании, физической активности;
  • сформировать умение выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД:

  • сформировать умение ориентироваться, находить и использовать нужную информацию в различных источниках;
  • сформировать умение анализировать полученные знания о здоровье, режиме дня, рационе питания, сравнивать, обобщать факты: выявлять причины и следствия здоровья человека, соблюдения режима дня и рациона питания, двигательной активности;
  • сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

  • сформировать умение слушать и понимать речь других людей;
  • сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Личностные результаты

  • формирование ответственного отношения к своему здоровью;
  • осознание ценности соблюдения режима дня и рациона питания; как составляющих компонентов здорового образа жизни.

2. Продукты разные нужны - блюда разные важны (3 часа)

2.1. Роль органических веществ (белков, жиров, углеводов) в жизни организма. Белки, их функции в клетке и организме. Белковый обмен. Ферменты, их роль в клетке и условия активности. Продукты, содержащие белки. Влияние алкоголя и курения на активность ферментов. Проблемы дефицита белков.

Демонстрация: денатурации белка, цветные реакции на белок, осаждение белком ионов тяжелых металлов.

Лабораторная работа №2 «Обнаружение белков в пищевых продуктах»

2.2. Углеводы - самое распространенное вещество на земле. Роль углеводов в энергетическом обмене. Продукты - источники углеводов. Заболевания, связанные с нарушением углеводного обмена. Инсулин.

Жиры, их роль в клетке и организме. Пищевые жиры. Продукты - источники жиров. Влияние избыточного накопления жиров в организме на здоровье человека. Проблемы избыточного веса.

Демонстрация: различных видов жиров и масел. Продукты питания, содержащие большое количество жиров.

Лабораторная работа №3 «Обнаружение углеводов (крахмала) и жиров в пищевых продуктах»

2.3. Роль неорганических веществ для организма (вода, минеральные соли). Витамины, их роль для организма. Виды витаминов. Болезни, связанные с нехваткой витаминов.

Демонстрация: наличие неорганических веществ в семенах растений.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия: пищевые вещества, органические вещества: белки, жиры, углеводы, неорганические вещества: вода, минеральные соли. Витамины;
  • роль органических и неорганических веществ для организма;
  • нарушения и заболевания, возникающие при недостатке этих веществ в организме;
  • влияние вредных привычек на синтез веществ в организме человека.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с дополнительной литературой, находить информацию по интересующей проблеме;
  • определять органические вещества в пищевых продуктах;
  • подсчитывать количество белков, жиров, углеводов, находящихся в продуктах питания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему: определять важность информации о количестве белков, жиров, углеводов, содержащихся в продуктах питания, употребляемых в пищу;
  • сформировать умение выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД:

  • сформировать умение ориентироваться, находить и использовать нужную информацию в различных источниках;
  • сформировать умение анализировать полученные знания о пищевых веществах, входящих в состав продуктов питания; сравнивать, обобщать факты: продукты питания, содержащие различное количество белков, жиров, углеводов;
  • сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей: нарушения в организме при нехватке или избытке питательных веществ, витаминов.

Коммуникативные УУД:

  • сформировать умение слушать и понимать речь других людей;
  • сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Личностные результаты

  • формирование ответственного отношения к выбору продуктов для своего рациона питания;
  • осознание нормы потребления белков, жиров, углеводов и их рационального соотношения в ежедневном рационе питания.

3. Энергия пищи (4 часа)

3.1.Калорийность продуктов.Значение питательных веществ для восстановления структур, роста и энергообразования.

Лабораторная работа № 4 «Составление меню школьника на один день и подсчет его калорийности»

3.2. Нормы питания и их связь с энергозатратами организма, возрастом, полом и физической активностью.

Лабораторная работа № 5 «Проверь свой вес»

3.3. Система общественного питания.

3.4. Продукты питания для туристического похода, экскурсии. Правила поведения в природе: виды и правила сбора грибов и ягод, первая медицинская помощь при отравлении грибами.

Демонстрация: таблицы калорийности продуктов питания, таблицы по энергозатратам при различных видах деятельности человека, таблицы по среднесуточным энергетическим нормам для людей разного возраста с разной физической нагрузкой, таблица «Съедобные и ядовитые грибы и ягоды».

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия: калория, калорийность, высококалорийные и низкокалорийные продукты питания, энергозатраты, ожирение, дистрофия;
  • среднесуточную энергетическую норму для своего возраста, основные высококалорийные и низкокалорийные продукты питания;
  • последствия нарушения энергетического баланса человека;
  • правила поведения при посещении кафе и столовой;
  • правила сбора грибов и ягод, продукты для длительных походов.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с дополнительной литературой, находить информацию по интересующей проблеме;
  • определять калорийность продуктов питания, расход энергии в зависимости от различных видов деятельности;
  • подбирать продукты питания для длительных походов;
  • различать съедобные грибы и ягоды.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему: определять калорийность продуктов, расход энергии организмом при различных видах деятельности;
  • сформировать умение выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели: заполнять таблицы, выполнять задания.

Познавательные УУД:

  • сформировать умение ориентироваться, находить и использовать нужную информацию в различных источниках;
  • сформировать умение анализировать полученные знания о калорийности продуктов, о фаст-фудах, о признаках пригодности продуктов к употреблению;
  • сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей: нарушение энергетического баланса в организме человека приводит к ожирению или дистрофии, употребление в пищу некачественных продуктов приводит к отравлению организма.

Коммуникативные УУД:

  • сформировать умение слушать и понимать речь других людей;
  • сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Личностные результаты

  • формирование правил поведения в учреждениях системы общественного питания, правил сбора грибов и ягод;
  • осознание зависимости количества потребляемой пищи для обеспечения организма необходимой энергией.

4. Ты - покупатель (1 час)

Основные отделы магазина. Правила для покупателей. Закон о защите прав потребителей.

Демонстрация: закон о защите прав потребителей, упаковка различных товаров.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия: потребитель, закон о защите прав потребителей;
  • основные отделы магазина;
  • права и обязанности покупателей;

Учащиеся должны уметь:

  • работать с дополнительной литературой, находить информацию по интересующей проблеме;
  • читать информацию на упаковке о покупаемом товаре.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему: знакомство с основными отделами магазина, правами и обязанностями покупателей;
  • сформировать умение выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели: заполнять таблицы, выполнять задания.

Познавательные УУД:

  • сформировать умение ориентироваться, находить и использовать нужную информацию в различных источниках;
  • сформировать умение анализировать полученные знания о различных отделах магазина и товарах, которые в них продаются, информацию на упаковке о продаваемом продукте;
  • сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей: соблюдение правил вежливости при покупке различных товаров и сохранении хорошего настроения, чтение информации на упаковке товара поможет приобрести качественный и полезный продукт.

Коммуникативные УУД:

  • сформировать умение вежливого отношения к работникам магазина и толерантного отношения к другим покупателям;

Личностные результаты

  • формирование умений ориентироваться в магазине при покупке необходимых товаров;
  • формирование знаний о правах и обязанностях покупателей;
  • формирование навыков правильного выбора полезных товаров.

5. Ты готовишь себе и друзьям (2 часа)

5.1. Бытовые приборы и правила поведения на кухне. Правила хранения продуктов питания.

5.2. Приготовление пищи. Правила сервировки стола.

Демонстрация: современные бытовые приборы, столовые приборы для сервировки стола.

Лабораторная работа № 6 «Приготовление любимого блюда»

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия: кулинария, этикет, сервировка, кулинарный рецепт;
  • бытовые приборы и правила безопасного поведения на кухне;
  • правила хранения продуктов;
  • основные правила сервировки стола.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с дополнительной литературой, находить информацию по интересующей проблеме;
  • готовить простейшие блюда;
  • сервировать стол.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему: знакомство с кухонным оборудованием и соблюдением правил их безопасного пользования, правила сервировки стола, хранения продуктов;
  • сформировать умение выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели: решать кроссворды, заполнять таблицы, выполнять задания.

Познавательные УУД:

  • сформировать умение ориентироваться, находить и использовать нужную информацию в различных источниках;
  • сформировать умение анализировать полученные знания о бытовых приборах, правилах хранения продуктов, приготовления пищи;
  • сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей: приготовление пищи по кулинарному рецепту, сервировки стола с употреблением определенных блюд.

Коммуникативные УУД:

  • сформировать умение слушать и понимать речь других людей;
  • сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Личностные результаты

  • формирование умений готовить вкусные и полезные блюда, красиво сервировать стол и правильно вести себя во время еды.

6. Кухни разных народов (3 часа)

6.1. Обычаи и национальная кухня различных народов (русские, удмурты, татары, коми). Питание и климат. Кулинарные праздники.

6.2. Питание людей в различные исторические периоды жизни: питание в Древнем Египте, в Древней Греции и Риме, питание в Средневековье.

6.3. Кулинарные обычаи и традиции на Руси и в России.

Демонстрация: национальных блюд различных народов, кулинарных праздников Кировской области.

Лабораторная работа №7 «Приготовление традиционных русских блюд»

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия: обычай, климат, национальная кухня;
  • влияние климата, образа жизни народа, географического положения страны на традиции питания;
  • традиционные русские блюда, кулинарные праздники на Руси и в России.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с дополнительной литературой, находить информацию по интересующей проблеме;
  • готовить русские традиционные блюда.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему: показать влияние климата, географического положения страны, обычаев народа на развитие своей традиционной кухни;
  • сформировать умение выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели: заполнять таблицы, выполнять задания, лабораторные работы.

Познавательные УУД:

  • сформировать умение ориентироваться, находить и использовать нужную информацию в различных источниках;
  • сформировать умение анализировать полученные знания о традиционных блюдах и обычаях различных народов, связанных с приготовлением и употреблением пищи;
  • сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей: показать влияние на кулинарные традиции России климата, образа жизни народа, географического положения.

Коммуникативные УУД:

  • сформировать умение слушать и понимать речь других людей;
  • сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Личностные результаты

  • формирование умений отличать блюда национальной кухни различных народов;
  • осознание зависимости влияния различных факторов на национальные традиции, обычаи, особенности кулинарных праздников различных народов и в России.

7. Необычное кулинарное путешествие (1 час)

Кулинарные музеи. Кулинария в живописи. Кулинарная тема в музыке. Кулинарная тема в литературе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия: музей, живопись, искусство;
  • жанры живописи, связанные с изображением еды, продуктов, атрибутов стола - натюрморт, бытовой жанр;
  • кулинарные темы в музыке, литературе.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с дополнительной литературой, находить информацию по интересующей проблеме;
  • готовить русские традиционные блюда.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему: показать влияние климата, географического положения страны, обычаев народа на развитие своей традиционной кухни;
  • сформировать умение выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели: заполнять таблицы, выполнять задания, лабораторные работы.

Познавательные УУД:

  • сформировать умение ориентироваться, находить и использовать нужную информацию в различных источниках;
  • сформировать умение анализировать полученные знания о традиционных блюдах и обычаях различных народов, связанных с приготовлением и употреблением пищи;
  • сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей: показать влияние на кулинарные традиции России климата, образа жизни народа, географического положения.

Коммуникативные УУД:

  • сформировать умение слушать и понимать речь других людей;
  • сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Личностные результаты

  • формирование умений отличать блюда национальной кухни различных народов;
  • осознание зависимости влияния различных факторов на национальные традиции, обычаи, особенности кулинарных праздников различных народов и в России.

8. Итоговое занятие (1 час) - «Кулинарные фантазии»

(выступления учащихся с презентациями о своем любимом блюде)

Рекомендуемая литература

1. Волынская Е.В.Гигиенические основы здоровья. - Липецк, 2000г.

2. Горшков А.И., Липатова О.В. Гигиена питания. - М.:Медицина,1987.

3. Гилеева Г.Г. Медиаобразование и биология: первые шаги//Биология в школе.1998г. №2.

4. Дружинина Л.В., Ладодо К.С. Продукты и блюда в детском питании. - М.: Росагропромиздат. 1991 г.

5. Каневская Л.Я. Питание школьника. М.: Медицина, 1989г.

6. Колесов Д.В. Здоровье и укрепляющие его факторы// Биология в школе.1989 г. №3.

7. Макаров К.А. Химия и здоровье. Книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 классов средней школы. - М.: Просвещение, 1985г.

8. Малахов Г.П. Разумное питание// СПб., 2003г.

9. Носова Е.В. «Пищевые добавки и здоровье человека»//Биология в школе, 2007г., №1

10. Ольгин О.М. Опыт без взрывов. Изд. 4-м. 6 Химия. 1995г.

11. Потапов А.И. Здоровый образ жизни: сплав знаний, умений и убеждений//Биология в школе.1988г. №1.

12. Суровегина И.Т. Три урока о здоровом образе жизни// Биология в школе. 1989г., №3.

13. Ашихмина Т.Я. Экология родного края. - Киров: Вятка, 1996 г.