Логоритмическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Путешествие в зимний лес"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: логоритмика, старшая группа


Программные задачи.

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить представление дошкольников о зиме, приметах зимы;
  • уточнение и расширение словаря по лексической теме «Зима»;
  • совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие общей моторики, координации речи с движением;
  • развитее зрительного внимания, памяти, мышления;
  • развитие мимической мускулатуры лица, речевого слуха, силы голоса, фонематического восприятия;
  • развитие длительного и плавного выдоха.

Коррекционно-воспитательные:

  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
  • формирование здорового образа жизни;
  • воспитание бережного отношения к природе.

1. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться:

"Доброе утро! " - Доброе утро дети и гости!

2. Валеологическая песня-распевка с оздоровительным массажем "Доброе утро"

- Доброе утро! Улыбнись скорее! И сегодня весь день будет веселее! (разводят руки в стороны, кланяясь друг другу).

- Мы погладим лобик, носик и щечки. (движения по тексту)

- Будем мы красивыми как в саду цветочки! (наклоны головы к правому и левому плечу поочередно).

- Разотрем ладошки сильнее, сильнее! А теперь похлопаем смелее, смелее!

- Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будьте все здоровы! (разводят руки в стороны).

Логопед: - Каждое утро с улыбки начинается, утром вся природа просыпается. Ребята, а как это пробуждение природы называется? (Рассвет)

Вся природа просыпается и волшебный зимний рассвет начинается. Ребята, отправимся встречать зимний рассвет? А какую по характеру музыку мы с собой возьмем? (радостную, светлую, медленную, волшебную). Прежде чем отправиться в путь, вспомним, как надо правильно дышать морозным зимним воздухом.

Дети. - Дышать нужно через нос.

3. Дыхательная гимнастика

Логопед: Ребята, это упражнение выполняется стоя. Держа в руке снежинку, вам нужно произвести вдох и подуть на снежинки. Струя длительная и холодная, щёки не надуваем, плечи расправлены.

(каждый ребёнок держит в руке снежинку)

- С неба падает снежинка и кружится над землей.
Легкая пушинка, белая снежинка.
Ветер дунул, полетела и на елочку присела. (выполняют дыхательное упражнение и вешают снежинки на елочку)

На морозе мы должны разговаривать тихим голосом, чтобы не заболеть. Для этого мы выполним голосовое упражнение.

4. Голосовое упражнение "Рассвет"

Логопед: - Рано утром на рассвете…

Дети: - Шу-шу-шу! Шу-шу-шу! (произносят, сильно выпячивая губы трубочкой и потирая ладошку о ладошку поочередно у правого и левого ушка)

Логопед: Пролетает зимний ветер….

Дети: - Шу-шу-шу! Шу-шу-шу!

Педагог:Пролетел среди берез….

Дети: -А-а! а-а! (глиссандо вверх с постепенным крещендо, нижняя челюсть максимально опущена)

Логопед: - Новость свежую принес….

Дети: - А-а! а-а! (глиссандо вниз с постепенным диминуэндо)

Логопед: - И сейчас же слухи, слухи… зазвенели словно мухи...

Дети: - З-з-з!

Логопед: - Ну что, готовы идти в лес, встречать зимний рассвет?

Дети: - Да.

5. Игра "Выбери дорожку"

Логопед:- Перед нами две дороги, прямая и кривая (сделаны из верёвки и каната). Скажите, какая дорожка находится слева, а какая справа? Как вы думаете, по какой дорожке можно быстрее дойти по прямой или по кривой? Почему? (прямая короче).

(Дети под музыку идут за педагогом по прямой дорожке приставным шагом друг за другом, держась за руки, не сходя с нее).

Логопед: - Ух, не просто было удержаться на такой узкой дорожке.

6. Ритмодекламация "Волшебный рассвет" на фоне музыки Грига "Утро"

Логопед: - Чтобы сделать волшебным зимний рассвет, надо долго, долго идти, (идут по кругу).

- И охапку блестящих холодных лучей самому на дороге найти,(дети берут в руки «султанчики».

- С танцем вьюги перемешать (делают волнообразные движения руками),

Закрыть глаза и почти не дышать (закрывают глаза),

- Ты знаешь, это будет первым волшебным рассветом (открывают глаза, руки разводят в стороны).

- Ты долго будешь помнить об этом (кружатся на месте)

Педагог.- Вот мы и пришли на полянку. Ребята, давайте украсим нашу полянку (украшают полянку султанчиками).

Речевая игра на развитие грамматического строя речи.

- Посмотрите как много на полянке следов. Как вы думаете, чьи это следы? (волчьи, лисьи, заячьи и т.д.) Кого много в лесу зимой? (много волков, зайцев, лис, белок, оленей, лосей, кабанов).

7. Игра "Изобрази следы животных" (игра на развитие мелкой моторики)

- Давайте и мы попробуем изобразить звериные следы.

(Дети пальчиками изображают следы в лоточках с мукой).

8. Речевая игра с движением «Снег»

Логопед: - Ах, посмотрите, какая волшебная дорожка у нас засветилась. Давайте пройдем по этой дорожке. Если огоньки побегут быстро, то мы говорим быстро. Если медленно - то и мы говорим медленно.,

Снег тут, снег там, (хлопки поочередно около ушка)
Снег, снег и тут, и там.
Снег летит, снег лежит, (руки в вверх, руки вниз).
Под ногами снег скрипит.
Скрип-Скрип-скрип-скрип! (шагают на месте, руки на пояс).

- Пока мы играли, налетела вдруг пурга, закрутила, замела и снежный свой танец начала.

9. Контрастное слушание музыки "ветерок и снежинки"

"Зима" А.Вивальди (мальчики-ветерки легко бегают по залу врассыпную с голубыми ленточками в руках и произносят: Ш-Ш-Ш-Ш. при смене музыкального материала на нежный

"Вальс" Е.Доги мальчики замирают на месте, а девочки - снежинки импровизируют танцевальные движения с легкими белыми шарфами.

Педагог. Все летали, все кружились и на землю опустились.

(дети сели на стульчики).

Логопед: - Ой, сколько снега намело. Давайте лепить Снеговика.

10. Речевая игра "Снеговик" (координация речи с движением)

Раз - рука, два - рука. Лепим мы снеговика. (показывают, как лепят комочки)
Раз, два, три, четыре - мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий,
Но совсем, совсем не сладкий!
Не высок, и не велик, появился...
Дети: - СНЕГОВИК!

Появляется Снеговик (воспитатель).

Снеговик: - Иду! Иду! Кто звал меня? Ребятки, как вы попали в зимний лес?

Дети: - Идем встречать зимний рассвет, но, кажется, мы заблудились.

Снеговик: - Как хорошо, что вы шли именно этой дорогой и попали ко мне в гости. Я вам и покажу зимний рассвет. Но сначала поиграйте со мной. Я так люблю зиму, зимние забавы.

А вы любите зиму? Что вам нравится зимой? Почему?

А еще люблю слушать песни про зимушку-зиму. А вы знаете песни? - да!

Спойте мне, пожалуйста!

11. Песня "Зимушка-зима"

Снеговик: - Какая замечательная песня. А хотите, я вам расскажу сказку? Только вы мне поможете. Вы будете изображать мимикой и движениями то, о чем я рассказываю.

12. Упражнение "Снеговички и сосульки" (развитие выразительности мимики и движения)

- Встретились однажды во дворе Толстячки-Снеговички и Сосульки-Худышки.

- Удивились Сосульки: "Ах, какие вы толстые!" - дети смотрят, поднимая брови, глаза широко открыты.

- Рассердились Снеговички: "Не такие уж мы и толстые!" - хмурят брови, смотрят сердито, морщат губы.

- Еще больше удивились Сосульки: "О, да вы еще и сердитые!" - округляют губы буквой -О-/, поднимают брови.

- Еще больше рассердились Снеговички: "У-у-у! мы действительно сердитые!" - морщат нос.

- Сморщили нос Сосульки: "Фу! Не хотим с вами разговаривать!"

Скривили губы Снеговички: "Ну и не надо!"

- Отвернулись друг от друга Толстячки и Худышки, насупились. Но ведь всем известно, что врозь-то жить скучно. Повернулись они друг к другу, подошли, обнялись и улыбнулись. Добро и дружба всегда побеждают.

Танцуют под< музыку.

Снеговик. А теперь нам пора встречать зимний рассвет.

Включаются гирлянды.

Педагог. Как жалко, что наша зимняя сказка закончилась… Давайте превратимся в снежинок и легко порхая полетим в группу, а по дороге будем всем рассказывать зимнюю сказку.