Описание кейса по созданию образовательного квеста с использованием чат бота в социальной сети в Контакте.
В бизнесе чат боты уже давно используются компаниями для автоматизации процесса общения с клиентами. По данным компании Accenture, рынок чат ботов будет ежегодно прирастать на 30% в течение ближайших трёх лет (данные исследования «Антикризисные цифровые технологии: перспективы рынка чат-ботов».
В сфере образования необходимость проводить онлайн обучение в период пандемии высветила немало проблем и показала необходимость поиска новых эффективных форм взаимодействия обучающихся и педагогов, применения новых медиа и информационных технологий. Образование стало более интерактивным, появились новые технологические новинки, которые позволяют решать определенные задачи и делают этот процесс более эффективным. Одной из таких новинок стало использование чат ботов, как элемента игрового обучения.
Чат бот не заменяет педагога, но может стать отличным онлайн инструментом в обучении. Чат боты помогают мотивировать учащихся и вовлекать их в образовательный процесс, выдавая им шаблоны текстов с заданиями, развлекают их и, в тоже время, обучают и информируют их. Их можно рассматривать как метод обучения, потому что они предлагают особенный способ взаимодействия между педагогом и обучающимися.
Чат боты помогают сделать образовательный процесс более оптимальным, и персонифицированным, экономят время обучающихся и педагогов. В учебном процессе они могут использоваться как ИКТ-технология, метод, прием или элемент игрового обучения.
В данной статье приведен пример кейса по использованию чат бота как элемента игрового обучения подростков написанию постов в социальной сети в Контакте. Чат бот был использован при проведении проекта «Медиа школа для молодежи «Чемодан историй», поддержанный Фондом Владимира Потанина в конкурсе «Школа филантропии».
Тип кейса: обучающий. В ходе выполнения данного кейса участники создадут чат-бот «Повар постов» в социальной сети «В Контакте». Квест-игра с чат-ботом учит писать интересные посты в социальных сетях.
Голливудский сценарист и автор книги о том, как писать сценарии «Спасите котика» Блэк Снайдер утверждает, что главное - это не креатив, не творческий поток, который из тебя льется, а математически рассчитанная композиция. Сначала надо создать конструкцию, скелет и только потом придумывать конкретные детали и подробности. В ходе игры участники делают четыре шага, которые им помогают написать интересный пост (историю), на последнем шаге чат-бот приглашает их принять участие в настольной игре.
Проблемы, которые решает данный кейс:
- Отсутствие возможности проведения аудиторных занятий с участниками проекта из-за ограничений, связанных с мероприятиями по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции.
- Недостаточная компетентность участников проекта в правилах написания постов и малая информированность о работе алгоритмов умной ленты в социальной сети в Контакте.
- Наличие психологических проблем и страхов у подростков при написании и публикации текста (поста).
Решение проблем:
- Была создана группа для взаимодействия с участниками проекта. К ней привязан сервис рассылок senler, в котором создан чат-бот.
- Диалог чат бота с участниками проекта построен на медиа технологии написания постов
- 7Т (триггер, тип, тема, тезисы, тег, тизер, текст), которая позволяет структурировать пост и сделать его интересным для читателя и оптимальным для алгоритма умной ленты в Контакте.
- Игровые моменты, заложенные в чат бот снимают страх написания текста и публикации у подростков.
Описание кейса
Самый первый квест в чат боте, начатый в проекте «Медиа школа для подростков «Чемодан историй» назывался «Повар постов». Участники проекта получали в группе задание (общую тему поста), затем с помощью игры в чат боте формировали структуру поста по технологии 7Т, писали свои посты по этой структуре и выкладывали их на своих страницах или в группах.
В настоящий момент к группе проекта привязан чат бот «Игра «Звезда по имени Гагарин», которая содержит задание по написанию поста к Дню космонавтики. Общая тема для постов «60 лет со дня первого полета человека в космос». В мае планируется тема «Мы помним», посвященная Победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941-
1945 гг.
Каждая игра с чат-ботом помимо обучающих задач (написание интересных постов в социальной сети) решает и воспитательные задачи. В игре повар постов заложена философия игры, связанная с этикетом подачи блюд (последовательностью). 7 блюд - 7 шагов в написании постов.
Игра «Звезда по имени Гагарин» содержит задание, связанное с неизвестными или малоизвестными фактами о первом полете человека в космос.
Данный кейс был представлен педагогам дополнительного образования Санкт-Петербурга на курсах повышения квалификации в ГБНОУ «Академия цифровых технологий» Санкт- Петербурга в виде онлайн занятия «Создание образовательного квеста с использованием чат бота в социальной сети в Контакте». Само занятие состояло из двух частей: вебинара с содержательной частью создания чат бота и видео с технической частью.
В ходе занятия у участников была возможность создать свой чат бот «Повар постов».
Преимущества этого кейса:
- При относительной технической сложности создания чат бота, каждый педагог дополнительного образования сможет создать чат бот по видео с технической частью, в котором подробно раскрывается весь процесс создания чат бота: создание группы в Контакте, привязка сервиса рассылок senler, создание в нем чат бота, его настройка, тестирование и публикация.
- Созданный в ходе выполнения кейса чат бот многоразовый, т.е. один раз создав его, а затем, меняя изображения и текст внутри шагов, педагог сможет выдавать обучающимся новые задания, тем самым стимулируя их на новые информационные продукты (посты).
- Содержательная часть чат бота позволяет наполнить умную ленту в Контакте качественным структурированным контентом, интересным подросткам и молодежи и оптимальным для умной ленты в Контакте.
- Онлайн игра с чат-ботом в социальной сети легко трансформируется в настольную игру для аудиторных занятий. Для этого необходимо распечатать все карточки.
Целевая аудитория кейса:
- Педагоги дополнительного образования, ведущие курсы по медиа журналистике.
- Организаторы образовательных проектов, связанных с медиа технологиями.
- Учителя-предметники, ведущие занятия по внеурочной деятельности и репетиторы для обучения письму по определенной структуре (эссе, сочинения и т.д.) Например, эссе на ЕГЭ по иностранному языку имеет жесткую структуру: вступление, мнение автора с 2-3 аргументами, противоположная точка зрения с 1-2 аргументами, контраргументы, заключение. Преподаватель иностранного языка может использовать данный чат-бот для автоматизации обучения структуре эссе, где каждый шаг будет один пункт из структуры эссе.
Подводя итоги, чат-бот в данном кейсе может быть рассмотрен, как элемент игрового обучения, так как он сделан в форме игры, и элемент ИКТ технологии, так как выполнен с применением компьютерного оборудования и размещен в сети интернет
С материалами кейса можно ознакомиться на сайте: https://clck.ru/Trwpp
Видео открытого занятия «Создание образовательного квеста с использованием чат бота в социальной сети в Контакте» (содержательная часть): https://youtu.be/HK20y-vQcjA
В данном видео рассматриваются вопросы:
- Геймификация, игрофикация (игровое обучение), бейджификация как способы организации обучения.
- Понятия чат-бот и образовательный квест.
- Этапы разработки квеста.
- Алгоритм создания чат-бота.
Видео по созданию чат бота (техническая часть): https://youtu.be/akSovitdm_I
Облачная папка с материалами к открытому занятию: https://clck.ru/Tq6Vb (презентация к открытому занятию с содержательной частью создания образовательного), сценарий чат бота и папка с изображениями для его создания).
Игра с чат-ботом «Повар постов»: https://clck.ru/TxrED
Игра с чат-ботом «Звезда по имени Гагарин»: https://clck.ru/TxrJf