Вид урока: интегрированный урок. Возраст детей: 8-9 лет.
Время проведения: 45 минут.
Форма организации обучения: практическое занятие.
Цели:
- Научить изготавливать «цветик-семицветик» методом петельной техники.
- Познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик-семицветик».
Задачи:
Образовательные
- Подвести к пониманию нравственного смысла сказки «Цветик-семицветик», мотивированной оценке поступков и характера главной героини.
- Формировать интерес к чтению художественной литературы.
Развивающие:
- Пробуждать любознательность в области декоративно-прикладного искусства, устойчивый интерес к рукоделию.
- Освоить петельную технику плетения бисером.
- Развивать речь, память, логическое и творческое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, настойчивость в достижении цели, аккуратность.
- Способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Цветик-семицветик».
Демонстрационный материал и оборудование: интерактивная доска, презентация к сказке, наглядный образец «волшебного» цветка, выполненный в петельной технике, инструкционно-технологическая карта «Плетение цветика-семицветика из бисера», бисер для работы, проволока, тарелочки для бисера, ножницы, салфетки-подложки на парту.
Методические приемы: беседа, опрос, разбор схемы, объяснение с использованием наглядности, показ практических действий, практическая работа, индивидуальная работа, физминутка, подведение итогов.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа (объявление темы, объяснение задания).
3. Основная часть занятия:
3.1. Практическая работа (объяснение нового материала)
3.2. Физминутка.
4. Итог занятия (анализ работы, уборка рабочего места)
Педагогические технологии:
- Личностно-ориентированная.
- Проблемно-поисковая.
- Групповая.
- Технология сотрудничества.
1. Организационный момент (проблемно-поисковая технология)
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас и наших гостей на сегодняшнем занятии.
Но я хочу вас предупредить, что сегодня наше занятие будет не совсем обычным.
2. Вводная беседа (объявление темы, объяснение задания)
Совсем скоро наступит волшебная пора. Время новогодних праздников и рождества. В эту пору все люди, сколько бы им не было лет, мечтают и загадывают желания. И у вас, наверняка, тоже есть желания, да не одно. И я очень хочу, чтобы все ваши желания исполнились.
И мне кажется, я знаю, как вам помочь! Посмотрите, как называется наше занятие? Слайд 1
- Волшебный цветок.
А помните ли вы, какой волшебный цветок может исполнить наши желания?
- Цветик-семицветик.
Да, цветик-семицветик из сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Слайд2
А почему этот цветок так называется? (ответы - потому, что у него семь цветов). Какие это цвета?
Давайте вспомним, эту историю о самой обыкновенной маленькой девочке Жене, которая шла в магазин и вдруг встретила волшебницу, которая подарила ей волшебный цветок с семью разноцветным лепестками. Он мог исполнить любые желания девочки.
На что потратила Женя первые шесть лепестков?
- На пустые и глупые желания. Каждое ее желание завершалось неудачей, она не получала никакого удовольствия.
Но последний лепесток был потрачен на что?
- Чтобы возвратить хромому мальчику возможность бегать и прыгать.
Ребята, как вы считаете, какое желание было самым важным?
Рассуждения детей.
Именно после последнего исполнения желания к Жене пришла настоящая радость. Она была счастлива потому, что смогла помочь Вите.
А Чему учит нас эта сказка? Слайд 3
Сказка учит заботиться о других людях. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя.
Добрые дела, сделанные для других, обязательно вернутся сторицей.
Молодцы, ребята, мне понравились ваши ответы!
Я хотела бы подарить вам всем цветики-семицветики! И приготовила для вас такой волшебный букет. Но что-то с ним не так? Посмотрите, у наших цветов не хватает лепестков. К сожалению, по дороге сюда подул сильный ветер и некоторые лепестки разлетелись.
Мы не будем расстраиваться. Я предлагаю вам самим изготовить недостающие лепестки, чтобы концу занятия у каждого в руках оказался волшебный цветок.
Давайте посмотрим, лепестки какого цвета лепестки у нас есть, а какие нам нужно изготовить? Для этого мы должны вспомнить запоминалку о цветах радуги.
Слайд 4
Нужно изготовить Оранжевый, Зеленый, Голубой.
3. Основная часть
3.1 Практическое выполнение задания (личностно-ориентированная, технология проблемно- поисковая, технология сотрудничества).
Сейчас я покажу вам, как сплести лепесток цветка.
Для начала берем отрезок проволоки и делаем на нем петельку, для того, чтобы бисер не рассыпался.
Во время работы не забываем ТБ. Проволока - это колющий предмет, поэтому работать с ней надо крайне осторожно, не делайте резких движений во время работы и старайтесь, чтобы она была всегда ниже вашего лица. Итак, начинаем плести наш лепесток.
3.2. Физминутка (игровая технология).
- Вы немного устали! Давайте немного отдохнем!
Я предлагаю вам небольшую физкультминутку!
Давайте отложим наши принадлежности.
Представьте, что ваш нос - это карандаш, и вы умеете им писать! Давайте напишем вашими носами-карандашами пять цифр от одного до пяти!
Считаем все вместе: один, два, три, четыре, пять. Теперь мышцы шеи у вас отдохнули.
А теперь необходимо, что бы отдохнули ваши глаза!
Представьте, что сильно дует ветер. Поморгаем быстро-быстро.
А теперь потрите ладошки друг о друга, и приложите ладошки к закрытым глазам. Посчитаем до 3. Теперь и мышцы глаз отдохнули! Молодцы!
4. Итог занятия (анализ работы, уборка рабочего места)
Обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Достаточно иметь доброе сердце, приходить на помощь другим в трудную минуту, не ждать, когда вас попросят об этом.
Посмотрите, какой яркий цветок!
Ребята, я очень хочу, чтобы ваши желания были искренними, светлыми добрыми!
Я уверена, что вы всегда будете делать только добрые дела и совершать, только хорошие поступки. Поступки, которыми можно гордиться!
Вам остается только прикоснуться к цветку и загадать заветные желания.
- Спасибо вам за работу, вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали мне и друг другу, всем спасибо.
Инструкционно-технологическая карта «Плетение лепестка цветика-семицветика из бисера».
Наберите на первый отрезок проволоки 18 бисерин. Соедините в кольцо два кончика проволоки, скрутите проволоку несколько раз. Скрутите проволоку с бисером так, чтобы образовалась петелька из бисеринок. Это внешняя часть лепестка.
Наберите на второй отрезок проволоки 8 бисерин. Скрутите проволоку с бисером так, чтобы образовалась петелька из бисеринок. Это внутренний лепесток.
Скрутите между собой внутренний и внешний лепестки. Получился один лепесток цветика-семицветика!
Сплетите по этой схеме еще 2 лепестка цветика-семицветика бисером разных цветов, скрутите лепестки между собой и волшебный цветик-семицветик готов!
Учитель поясняет каждый этап работы и выполняет все операции вместе с детьми.