Разработка урока по математике на тему "Письменное умножение на трехзначное число"

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: математика, умножение на трехзначное число


Цель деятельности учителя: познакомить с письменным приемом умножения на трехзначное число; закреплять умение решать задачи.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развитие внимания, памяти, мышления, навыков сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявлять самостоятельность, личную ответственность.
  • Предметные: знакомство с письменным умножением на трёхзначное число; развивать интерес к предмету.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • закрепить умение решать задачи на движение арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи, используя знание зависимости между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, скорость, время)
    • создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • Развивающие:
    • развивать вычислительные навыки путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
    • развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

  • воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность)
  • воспитывать желание учиться и делать открытия;
  • воспитывать умение слушать других.

Личностные УУД:

  • внутренняя позиция школьника;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • самоанализ и самоконтроль результата;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска;
  • способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

  • формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
  • умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника;
  • организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • коррекция;
  • оценка.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование:

Ход урока

Звонок ребята услыхали,
Дружно к партам прибежали.
Взгляд на парту - все в порядке:
Вот лежат дневник, тетрадка,
Рядом ручка, карандаш,
Вот учебник. И, сейчас
Нам от знаний будет прок,
Ведь начинается урок.
Но не просто урок, а игра (слайд 2)
Под названием «Что? Где? Когда?»

- Ребята, кто-нибудь слышал об этой игре?

Рассказ подготовленного ученика. «Что? Где? Когда?» - советская и российская интеллектуальная телевизионная игра, интеллектуальный клуб «знатоков».

Используя метод мозгового штурма, команда из шести игроков «знатоков» ищет в течение одной минуты правильный ответ на специально подобранный вопрос телезрителя. За правильный ответ очко получает команда знатоков, за неправильный же очко получают их противники - команда телезрителей. Побеждает команда, первой набравшая шесть очков.

Телеигра была создана режиссёром Владимиром Ворошиловым. Первый выпуск передачи вышел в эфир 4 сентября 1975 года.

- Верно, а победителям всех этапов игры в течение года слайд вручается главный приз - хрустальная сова - символ мудрости и знаний.

- У нас, конечно, правила будут отличаться, но я уверена, что победителем нашей игры станет каждый из вас.

- Итак, 1 раунд. Это письмо пришло к нам из города «Устный счёт». Это видеозадание: необходимо продемонстрировать знание таблицы умножения и деления.

- Отлично, и вам присуждается первое очко.

2 раунд. Посмотрим, письмо пришло к нам из города «Размышляево». Задание: по кабинету развешены карточки с числовыми выражениями, записанные «в столбик». Сравните записи. Найдите верное выражение, докажите, вспомните алгоритм письменного умножения числа на двузначное.

- Молодцы. В этом раунде вам так же присуждается очко.

3 раунд нашей игры. Данное письмо нам прислали из города «Чистописание». Задание - записать красиво дату, сегодня 1 апреля. Классная работа. И пропишите каллиграфически правильно числа 113 и 114.

- Вижу, постарались, за это вам присуждается ещё одно очко, поставьте + на полях.

- Посмотрите на запись, как вы думаете, почему именно эти числа записаны в тетради?

- Сформулируйте тему урока. Поставьте цели, что должны узнать, чему научиться. Верно, тема урока «Письменное умножение на трёхзначное число», сегодня мы должны будем составить алгоритм письменного умножения на трёхзначное число, узнать, как находить значение таких выражений «столбиком» с помощью алгоритма, будем учиться умножать числа на трёхзначные. Слайд

4 раунд. Следующее письмо пришло к нам из города «Открытие новых знаний». Мы уже вспомнили алгоритм письменного умножения числа на двузначное. Может, кто-то попробует составить алгоритм умножения на трёхзначное число. Слайд

- Давайте сверим с алгоритмом, который дан у вас на карточке. Что с ним нужно будет сделать?

- Попробуйте найти значение выражения 113*114 самостоятельно, кто ещё не до конца понял способ вычисления выражения на трёхзначное число, воспользуйтесь алгоритмом, можете использовать цветные ручки. Поменяйтесь тетрадями. Слайд Сверьте с образцом. Оцените правильность вычислений соседа. Просигнальте пальчиком, у кого всё правильно.

- Молодцы, и вы заработали ещё одно очко, поставьте + на полях.

- Четыре раунда позади, проделана сложная работа, поэтому объявляю музыкальную паузу и приглашаю вас немного отдохнуть.

«Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы сидите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, неподалёку сосновый бор, доносится пение птиц. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Она вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох... На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 - вы чувствуете, как хорошо отдыхать. 2,3,4 - у вас открываются глаза, 5 - вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.

- Итак, следующий 5-й раунд. Данное письмо пришло из города «Применение новых знаний». Необходимо найти значение выражений второй строки №182 под цифрой 1 с. 48 «столбиком» (три человека у доски).

- Как оцените свою работу? Почему? У всех так же, как на доске? (дополнительное задание для успевающих учеников).

- Очень хорошо, и вы получаете ещё одно очко, поставьте + на полях.

- 6, возможно, решающий раунд. Данное письмо пришло из города «Задачкино». Прочитайте задачу № 183. Рассмотрите чертёж к задаче. Что известно, что нужно найти? Подумайте, как это можно сделать? Запишите только решение (Один ученик у доски). Как оценишь свою работу? Почему? Кто решил другим способом?

- Отлично, ребята, вы заработали ещё одно очко, поставьте + на полях.

- Ну, что ж, пришло время подводить итоги. Какие цели ставили на урок? Что вы сегодня узнали нового? Давайте ещё раз повторим алгоритм. Что вам больше всего понравилось? Где и когда вам могут пригодиться знания, полученные сегодня?

В итоге у команды 4Б класса получилось 6 очков, и вы становитесь победителями сегодняшней игры «Что? Где? Когда?». За ваш ум и смекалку в копилочке наших достижений появился ещё один трофей - хрустальная сова.

- И всё же, чтоб знания в головушке вашей закрепить,
Дома алгоритм нужно будет повторить.
На странице 48
Выполнить два номера попросим:
Под знаком вопроса и 184 задачу.
Вот и всё, желаю всем вам я удачи!

Алгоритм умножения на трехзначное число

Презентация

Задания

Музыкальные файлы к уроку