Применение дистанционных технологий для обследования детей и подростков в онлайн-режиме ТПМПК города Рязани

Разделы: Инклюзивное образование


Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК, комиссия) регламентирована Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 (далее - Положение).

В соответствии с пунктами 18, 19 Положения обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения. Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.

С учетом неблагополучной эпидемиологической обстановки, из-за высокого риска распространения коронавирусной инфекции (COVID - 19) на территории Российской̆ Федерации, в том числе в Рязанской области, в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти:

- Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.03.2020 г. №07-2395 «О деятельности ПМПК в связи с распространением COVID-19»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16 от 30.06.2020 "Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";

- Распоряжение Губернатора Рязанской области от 27 марта 2020 г. № 97-рг,

возникла необходимость создания технологии дистанционного комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей и подростков.

Необходимо учитывать, что незавершенная или начатая не во время педагогическая коррекция нарушений ребенка (ЗПР, РАС и т.д.), негативно отражается на его развитии. А в условиях вынужденной самоизоляции важно организовать своевременную диагностику детей с целью определения их дальнейшего образовательного маршрута.

С использованием программы Skype в онлайн режиме нам удалось организовать на высоком уровне следующие варианты работы:

  • онлайн - диагностика детей и подростков;
  • онлайн - консультирование родителей;
  • онлайн - консультирование педагогов;
  • онлайн - конференции.

Состав специалистов ПМПК, которые проводят диагностику, процедура и продолжительность обследования, определяются исходя из задач каждого конкретного обследования, с учетом возрастных, психических, физических и других индивидуальных особенностей ребенка/подростка.

Дистанционное обследование ребенка/подростка на ПМПК осуществляется при наличии полного пакета документов, необходимых для прохождения комиссии, в том числе согласия родителей (законных представителей) на онлайн-диагностику.

Документы на ПМПК привозят родители (законные представители) или представители образовательной (иной) организации, направляющей ребенка на обследование. Заранее согласовываются технические возможности, место проведения, сообщается дата, время проведения обследования, адрес Skype. При этом залогом проведения качественной онлайн-диагностики является обследование на стационарном компьютере, т.к. телефоны и планшеты снижают качество звука, изображения и проч. По возможности рекомендуем провести «пробное» подключение для тестирования каналов связи. Если у родителей (законных представителей) нет технической возможности (стационарный компьютер), в этом случае, онлайн-диагностика может быть проведена на базе образовательного учреждения.

Очень важными и определяющим моментом при проведении онлайн-диагностики, является желание и готовность родителей (законные представители) участвовать в этом процессе (подготовить цветные карандаши, кубики, тетради, ручки, книги). Необходимо, чтобы в день обследования ребенок был здоров, что подтверждается письменным согласием одного из родителей (законных представителей). Исходя уже из имеющегося опыта, следует отметить, что ребенок не всегда готов взаимодействовать со специалистами ПМПК в онлайн-формате, поэтому обязательным условием при проведении обследования, является присутствие одного из родителей (законных представителей). В случае если у детей (в первую очередь это дети с нарушением интеллекта и расстройством аутистического спектра) возникают трудности коммуникации и выполнения заданий, представленных на экране монитора, родителям (законным представителям) предлагается пройти диагностическое обследование в формате offline на территории ПМПК.

С заключением комиссии родителей (законных представителей) специалисты ПМПК знакомят устно. После коллегиального обсуждения при повторном подключении родители (законные представители) получают развернутую консультацию по результатам обследования и рекомендации по специальным условиям обучения ребенка/подростка.

Бланк заключения ПМПК может получить один из родителей (законных представителей) на следующий день после обследования в регистратуре при предъявлении паспорта.

Построение дистанционной работы - это довольно трудоемкий процесс.

Новая реальность стала сложной для образовательных учреждений (далее - ОУ). Подавляющее большинство ОУ оказываются в ситуации неопределенности и процесс дистанционного обследования происходит, в основном, мало управляемо со стороны администрации и педагогических работников, которые испытывают технические затруднения в самостоятельном применении цифровых инструментов.

Несмотря на возникшие сложности, дети, которые нуждаются в диагностическом обследовании, своевременно проходят комиссию и получают необходимые рекомендации по дальнейшей программе обучения в ОУ.