Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: английский язык, здоровьесберегающая технология


Здоровье человека всегда ставилось во главу угла, затрагивая абсолютно все сферы жизнедеятельности человека.

Тема актуальна тем что, благодаря здоровьесберегающим технологиям можно достичь положительную эмоциональную настроенность на усвоение темы и положительные эмоции.

Проблема: Современное образование построено таким образом, что в нем остаётся все меньше места для сохранения здоровья, и именно эту проблему призваны решить здоровьесберегающие технологии. Так что же это за технологии? Эту фразу каждый понимает по своему, и определений для здоровьесберегающих технологий также несколько.

Цель моей темы является - сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Так, например, по определению Н.К.Смирнова, «здоровьесберегающие технологии» это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни».

Задачи:

  • обеспечение участникам образовательного процесса возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • сохранение работоспособности на уроках;
  • формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  • формирование спортивно-оздоровительной среды.

Практика показывает, что иностранный язык - это один из наиболее сложных предметов в школе. На уроках английского учащимся приходится выполнять много различных видов деятельности, к ним относятся: говорение, письмо, чтение, аудирование, анализ информации, поэтому мне необходимо применять на своих уроках здоровьесберегающие технологии.

Естественно, что при подготовке урока наибольшее значение имеет его организация. Я заранее учитываю необходимое для каждого задания время и при построении структуры урока необходимо исходить из динамики внимания учащихся.

Для того чтобы не допустить чрезмерной усталости учеников, я провожу смену различных видов деятельности, таких, например, как: самостоятельная работа и ответы на вопросы, работа с учебником и творческие задания, чтение, слушание и письмо, всё это является необходимыми элементами на каждом уроке. Они способствуют развитию мышления, памяти, а чередование этих видов деятельности позволяет сохранять внимание школьников и помогает не загружать детей однотипной деятельностью, тем самым не давая им утомиться.

Этого же эффекта можно добиться включением в урок оздоровительных моментов: минуток релаксации, физкультминуток, дыхательных гимнастик или, например, гимнастик для глаз. Поэтому я стараюсь добавлять в структуру урока такие элементы. Кроме предотвращения утомляемости, эти небольшие физкультминутки служат для профилактики нарушения осанки и зрения. Необходимым условием эффективного проведения оздоровительных элементов - положительный эмоциональный фон. Как пример проведения такой активной формы работы, используемой мною на уроке, можно привести следующее упражнение:

Hands up! Hands down!
Hands on hips, sit down!
Stand up, hands to the sides -
Bend left, bend right.
Hands on hips,
Оne, two, three, hop,
Оne, two, three, stop. Stand still!

Пальчиковая гимнастика: это инсценировка каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Благодаря регулярным занятиям пальчиковой гимнастикой развивается мелкая моторика рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, чувства ритма, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

Rain, rain,
Go away,
Come again
Another day.

A Family of Mice

A family of mice - сжимаем правую ладошку в кулак.
Lives under the tree. - левую руку поднимаем над правой, пальчики опускаем вниз.
A father, - отгибаем большой палец правой руки.
A mother, - отгибаем указательный палец правой руки.
And babies three. - отгибаем оставшиеся три пальчика.
Sometimes the mice sleep all day, - опускаем правую ладонь.
But when night time comes - поднимаем ладошку.
They like to play! - делаем произвольные движения пальчиками.

При повторении игры левая рука становится "семьей", а правая - "деревом".

Гимнастика для глаз

Look left, right
Look up, look down
Look around
Look at your nose
Look at that rose,
Close your eyes,
Open, wink and smile!

Говоря о детях, нельзя не учитывать также и такой вид деятельности, как игру. Это отличная форма релаксации, которая служит для снятия напряжения и монотонности, возникающей при отработке языкового материала. Как пример одной из активных игр, которая служит не только отвлечению внимания от монотонной учебной деятельности, но также и способствующей закреплению материала, можно привести следующую интерпретацию игры в мяч:

  • Учитель называет какое-либо слово и кидает мяч одному из детей. Ученик, который поймал мяч, должен перевести это слово на английский или русский язык в зависимости от изучаемого в данный момент материала;
  • Ученик выходит к доске и называет по-английски пять частей тела, продуктов питания, стран, видов спорта, местоимений, неправильных глаголов и т.д., при этом отбивая мяч от пола.

На уроках английского языка, в любых возрастных группах, следует использовать песни, как один из самых эффективных способов воздействия на чувства и эмоции человека. С её помощью можно учить лексику, отрабатывать фонетику языка, практиковать грамматические структуры и многое другое. Я также стараюсь чаще использовать музыкальные минутки на уроках. Песни необходимо подбирать легко запоминающиеся, желательно, чтобы их можно было петь хором. Можно совместить такие минутки со здоровьесберегающими мероприятиями, например, подбирать такие песни, которые включают в себя различные движения, например прыжки или махи руками. Это даст возможность ученикам расслабиться, сделать перерыв в рутинной учебной деятельности. Такие минутки можно проводить в середине или конце урока, когда нужна пауза, когда необходимо снять напряжение, немного отдохнуть и восстановить работоспособность. Кроме этого нельзя не упомянуть и о главных плюсах пения. Пение активизирует функции голосового аппарата, развивает память и музыкальный слух, а в рамках урока английского облегчает запоминание новых слов и речевых оборотов и повышает интерес к изучению английского языка.

Также при проведении уроков я широко использую тексты, которые пропагандируют здоровый образ жизни, тексты о спорте, его видах. Эти тексты используются мной для лингвистического анализа. Кроме этого, в рамках изучения грамматики можно использовать и тексты об истории Олимпийских игр или, например, об известных спортсменах (7 класс). В 8 классе школьникам можно рассказывать о вреде курения и алкоголя с последующим их обсуждением на английском языке. В 5 классе при изучении обозначении времени в английском языке, учащиеся рассказывают о своем режиме дне.

Как уже говорилось, важно создавать на уроке положительную эмоциональную настроенность учащихся. Нельзя говорить о здоровьесберегающих технологиях, если в классе царит напряженная атмосфера. Положительные эмоции, наоборот, способны полностью снять любые последствия отрицательных воздействий на организм учащихся. Для создания нужного эмоционального фона я часто использую эмоциональную разрядку, такую, например, как смешное четверостишие, шуточное высказывание или поговорка. Небольшая шутка поможет снять умственное напряжение и разрядить обстановку. Так в УМК «Spotlight» («Английский в фокусе») учителю в помощь есть регулярная рубрика Smile, содержащая короткие шутки с иллюстрациями. Учащиеся постепенно учатся воспринимать юмор как часть культуры англоговорящих стран.

Подводя итог, можно сказать, что при совмещении здоровьесберегающих технологий с охранительными педагогическими режимами обучения дает возможность учащимся гораздо более качественно овладевать знаниями на уроке, помогают им достигать поставленных целей, а также позволяет преподавателям эффективнее решать стоящие перед ними задачи обучения и воспитания детей. Используя такие технологии в образовательном процессе, можно научить детей решать стоящие перед ними проблемы, избавить от ненужных волнений, научить вести правильный образ жизни. Здоровьесберегающие образовательные технологии в данном контексте являются необходимым подспорьем учителя, они способствуют самоопределению и самореализации ребенка, вводят ученика в образовательное поле с повышенной мотивацией и, что самое главное, без потерь для здоровья. Это помогает творческому развитию личности и не даёт никаких дополнительных нагрузок на нервную систему.