Культура и традиции народов Дагестана

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Дагестан


Цель:

  • Воспитание нравственно-патриотических качеств и толерантности.
  • Закрепление знаний об особенностях дагестанского народа.

Задачи:

  • Знакомство с поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым.
  • Отобразить в художественном творчестве характерные особенности природы Дагестана.

Предварительная работа: Знакомство с флагом, гербом республики Дагестан, разучивание стихотворений, смотр видео фильма про Дагестан, знакомство с природой Дагестана.

План работы.

1.Поговорить вспомнить, что дети знают о республике Дагестан.

2.Рассказать стихотворение о Дагестане, потом воспитатель рассказывает этот же стихотворение на дагестанском языке.

3.Биография поэта Расула Гамзатова.

4.Подвижная игра:"Надень папаху."

5.Расул Гамзатов любил природу, писал стихи о дагестанском крае.

6.Стихи о природе, о горах.

7.Нарисовать пейзаж Дагестана.

Воспитатель: Ребята, мы с вами знакомились с республикой Дагестан, с флагом Дагестана, с гербом Дагестана, знаете что означает цвета флага, какие национальности проживают в Дагестане, на каких языках разговаривают в Дагестане? (Вопросы детям)

Дети:

  • зеленый - олицетворяет жизнь, цвет ислама;
  • синий - цвет моря (часть республики омывает Каспийское море);
  • красный - цвет мужества и храбрости населения Страны гор Дагестана.

Население Дагестана разговаривают на разных языках, таких как: лезгинский, даргинский, табасаранский, аварский.

Чтение стихотворения "Мой Дагестан"автор Расул Гамзатов (ребенок).

Когда, я объездивший множество стран,
Усталый с дороги домой воротился,
Склонясь надо мною, спросил Дагестан:
"Не край ли далекий тебе полюбился?"
На гору взошел я и с той высоты,
Всей грудью вздохнув ,Дагестану ответил:
"Немало краев повидал я, но ты
По прежнему самый любимый на свете.

Воспитатель: Молодцы, ребята, послушайте теперь меня, я расскажу вам это же стихотворение на лезгинском языке.

Ширин вирт я, хуш нямет я
Хаму кард хьиз хвена канда гъилерал
Вун жагъайдаз хуп девлет я Дагъустан
Вун жагъайдаз гьич ви къадир чизавач.
Зав гвайди ви гъам хифет я Дагъустан
Зар зибада гьамиша вун хуьзавач
Бес за гьикда вун рикелай физавач.

Воспитатель: Чтобы понимать все языки большой страны Россия, надо хорошо учиться и много знать.

Воспитатель: Ребята, мы с вами познакомились с дагестанским поэтом Расулом Гамзатовым всеми любимым в этой стране, который прославлял свой край и свой народ. Ребенок 1 нам расскажет его биографию.

Расул Гамзатов - знаменитый дагестанский поэт. Родился 8 сентября 1923г. в Дагестане. Его отец, Гамзат Цадаса. С ранних лет сын слушал стихи отца, которые быстро запоминал. Уже в 9 лет Расул Гамзатов написал свой первое стихотворение. Он хорошо учился, работал учителем. В годы Великой Отечественной войны защищал нашу Родину. Свое стихотворение "Журавли" посвятил погибшим друзьям. Он был патриотом своей Родины.

Ребенок 2: "Журавли".

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что в детстве Расул Гамзатов тоже любил играть в разные игры, как и все дети.

П/и. "Наездники"

Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребенка. Музыка прекращается, на ком останется тот выполняет задания. Выбрать напарника и проскакать на лошадке под музыку.

Мп/и." Надень папаху"

«Джигит» сидит на стуле. На восемь - десять шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, дают в руку папаху. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть Папаху на джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети.

Правила игры. Водящий не должен подсматривать: играющие не должны помогать ведущему, подсказывать ему.

Воспитатель: А сейча, ребята нам расскажут стихотворения о горах, о природе Дагестана.

Ребенок 3:

Я сердце оставил в горах Дагестана
Теперь бессердечный хожу по равнинам,
И в тихих беседах, и в шумных пирах,
Я молча мечтаю о белых вершинах.

Ребенок 4:

Я помню тот край окрыленный,
Там горы веселой толпой,
Сходились у речки зеленой,
Как будто бы на водопой.
Я помню просторы Дагестана
Вершины в белом снегу
Ой горы, вы белые горы
Вершины покрытые снегом.

Воспитатель: А теперь, ребята, мы с вами нарисуем природу Дагестана.