Тема урока: «Сравниваем страны мира»

Разделы: География

Класс: 5

Ключевые слова: география


Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • формирование представления у учащихся о многообразии стран современного мира;
  • формирование практических умений работы с политической картой, развитие умений работать в группе.

Предметные результаты:

  • Ученики смогут находить и показывать на карте свою страну;
  • уметь выделять самые крупные страны, страны-соседи, уметь сравнивать по величине и расположению;
  • положение относительно тропиков, полярных кругов, экватора, нулевого меридиана, определять страны, имеющие выход к морям и внутриконтинентальные страны
  • систематизировать новую информацию.

Личностные результаты:

  • воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные - формирование умения осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
  • Познавательные - формирование умения извлекать информацию из различных источников, умения сравнивать величины, находить черты сходства и отличия объектов, распределять их в определённом порядке.
  • Коммуникативные - формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Учебно-методическое обеспечение: "Политическая карта мира", учебники "География. 5-6 классы" серия "Полярная звезда", фотографии с видами достопримечательностей, презентация, таблица "Крупнейшие страны мира", инструктивные карточки с практическими заданиями, атлас для 5-6 класса.

Техническое обеспечение: ноутбук, проектор, доска с магнитами.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент
2 мин

Здравствуйте, ребята!

Я рада вас видеть на уроке географии, присаживайтесь и начинаем работу!!!

Дети рассажены по группам: 4 группы по 6 человек.

2. Мотивация учебной деятельности.
5 мин

Ребята, скажите:
- О чем мы с вами говорили на прошлом уроке, что вы учили дома?

- Что такое расы, народы?

Слушают учителя, настраиваются на работу, включаются в деловой ритм.
отвечают на вопросы:
- изучили расы людей, народы.

Работаем в парах.

Выполните задание: используя термины изученной темы, составьте логическую цепочку.

Термины - расы, 7 млрд.чел., страны, население, расовые признаки, политическая карта.

Выполняют задание.

Работают в парах

Давайте проверим.
Передайте по кругу в группе свои ответы. Проведём взаимопроверку.

Слайд № 2
проверяют

3. Актуализация знаний. Целеполагание.
3 мин
- Какую карту можно использовать на уроке, изучая страны?
Молодцы!
А теперь посмотрите на экран.
(слайд 3-6)
Открывают карту на стр. 184 учебника или в атласе 6 класса
Школьники из разных стран прислали вам почтовые открытки. Определите:
Из какой страны пришла каждая открытка?
- Что их объединяет? Страны, которые вы назвали (Россия, США, Китай, Бразилия)
Определение стран по достопримечательностям.
Называют:
№ 1 - Россия,
№ 2 - Китай,
№ 3 - Бразилия,
№ 4 - США
Определяют, что это крупнейшие страны мира.
5 мин А в какой стране мы с вами живём?
- Что вы еще знаете об этих странах?
- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
- Чему научиться?
Россия самая крупная страна мира.
Россия - наша Родина.
Как вы думаете, какие вопросы мы должны разобрать, чтобы изучить тему, какие задачи поставить?
А я запишу её на доске:
Учитель конкретизирует и помогает.
Какие страны есть на планете?
Наша задача:
1. Сравнить страны по положению их начального меридиана и частей света;
2. Сравнить страны по географическому положению на материках;
3. Сравнить страны по положению их относительно экватора, тропиков и полярных кругов;
4. Определить страны - соседи России.
(Учитель записывает вопросы на доске)
- с какими странами граничит Россия
- различать страны по размерам территории
- по положению на материке
Молодцы! А теперь скажите, что мы будем делать, чтобы решить эти задачи! Сравнивать страны
Ребята! Давайте сформулируем тему нашего урока.
Давайте я немного поправлю вас и сформулирую тему так «Сравним страны мира»
Предлагаю вам решить эти вопросы и задачи в процессе практической работы.
Дети записывают в тетрадь дату и тему урока

Вы ещё раз прочитайте цели урока, и в путь!!!

Прочитывают цели урока и приступают к работе

4. Практическая работа.
7 мин

- На столах у вас, у каждой группы, имеются инструктивные карточки с практическими заданиями.

Внимательно изучите задание.
Не забываем правила работы группы.

На выполнение работы отводится 7 минут. Хранитель времени следит за временем работы группы.
Чтобы успеть, всё сделать, распределите задания между участниками группы.
По окончании работы проверяем результаты.

Выполняют задание в таблице

Физкультминутка
2 мин

Ребята, давайте отдохнём и выполним физические упражнения упражнение

Выполняют упражнения

2 этап - защита работы

На выполнение работы отводится 10 минут

Все отдохнули и готовы приступить к защите работы.
Первая группа вам слово.
1 группа.
Найдите на политической карте самые крупные страны мира: Канада, Китай, Россия, Бразилия, Соединённые Штаты Америки. Заполните таблицу.
Сделайте вывод:

Ученики группы представляют результат работы, крепят плакат на доску
Приложение 1, слайд на экране
Проверяют, выставляют оценку за работу.

Приложение 2

2 группа

Найдите на политической карте мира страны:
Монголия, Австралия, Япония, Чили, Украина, Казахстан, Индия, Чад.
Сравните страны по географическому положению и заполните таблицу.
Сделайте вывод.

Размещают на доске ватман и представляют результат работы

делают вывод

3 группа

Перед вами главные параллели Земли: экватор, северный тропик, южный тропик, северный полярный круг, южный полярный круг. Они проходят через страны мира.
Задание: Разместите параллели по количеству стран, которые они пересекают.
1 место -
2 место -
3 место -
4 место -
5 место -
Вывод: больше всего стран пересекает северный тропик.
А Южный тропик страны не пересекает.

Определяют количество стран на основных параллелях.

Работают по политической карте.

4 группа

Работая с политической картой мира, найдите Россию:
1. Определите, с какими странами граничит наша страна.
2. Найдите страны - соседи России, их столицы.
3. Разместите их на ватмане согласно положения у границ России.
4. Сделайте вывод: Россия граничит с __ странами. Есть страны, у которых с Россией только _____границы, это ___ и_____, но большинство стран у России соседи на суше.

Работают с картой,

Находят страны - соседи России.

Делают вывод.

5. Итоги практикума

Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые наметили в начале урока (возвращаемся к записи на доске).
Организуется диалог.

Анализируют выполнение задач урока.
Делают вывод по своей работе.

6. Рефлексия

Отметим свои достижения. Я предлагаю каждому ученику в группе, выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Отмечают ребят хорошо и плодотворно работающим в группе.
2-5 слов

Я могу им поставить отметку «5» за работу?
А если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?)

Да!!!

7. Домашнее задание

Параграф 19, задание 5. Напишите открытку другу. У нас в ВПР есть такие задания.
Благодарю всех за работу на уроке!

Записывают домашнее задание

Литература к уроку

  1. "География. 5-6 классы" учебник для общеобразовательных организаций. Под редакцией А.И.Алексеева, Ю.Н.Гладкого. М.: Просвещение, 2013.
  2. "Рабочие программы. География. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы М. Просвещение.