Конспект урока по теме "Действия с информацией"

Разделы: Информатика

Класс: 10

Ключевые слова: информатика, информация


Класс: 10.

Тип урока: урок рефлексии.

Программа: Программа к УМК «Информатика» И.Г.Семакина, Е.К.Хенера, Т.Ю.Шеиной, 10-11 классы (автор: И.Г.Семакин), опубликованная в сборнике Информатика. Примерные рабочие программы. 10-11 классы: учебно-методическое пособие/ сост. К.Л.Бутягина. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017 г.

Учебник: Базовый курс: учебник для 10 класса/ И.Г.Семакин, Л.А.Залогова - М.Бином. Лаборатория знаний, 2019 г.

Технологии: элементы проблемного, развивающего обучения, ИКТ-технология.

Методы: объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы работы: работа в парах, письменная проверка знаний с последующим обсуждением результата, самостоятельная работа с дифференцированными заданиями, фронтальная работа.

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучающиеся должны

Знать:

  • историю развития носителей информации;
  • современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;
  • модель К.Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;
  • основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;
  • понятие «шум» и способы защиты от шума

Уметь:

  • сопоставлять личные цифровые носители по их техническим свойствам;
  • рассчитывать объём информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
  • умение планировать работу в паре;
  • умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

  • умение сотрудничать в группе над поставленной проблемой;
  • умение формулировать высказывание, согласовывать позиции и находить общее решение, адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата;
  • уважительное отношение к собеседнику.

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • работа с информацией;
  • использование знаково-символических средств, общих схем решения задач;
  • выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:

  • организация личного информационного пространства;
  • готовность и способность к самостоятельной, совместной деятельности;
  • формирование интереса к предмету, стремление использовать полученные знания на других уроках и в жизни;
  • умение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме;
  • формирование коммуникативной компетентности.

1. Организация начала урока

Приветствие, проверка наличия обучающихся по списку, проверка готовности к уроку.

2. Мотивация учебной деятельности (4 минуты)

Давайте решим задачу: Ученик передает 20 байт информации в минуту. Какой объем информации будет передан им за один час? (20*60=1200 байт)

Что Вы сейчас делали? (решали задачу)

Если соотнести процесс решения задачи с информатикой, то, как можно сопоставить этот процесс? Какие процессы вами осуществлялись?

Что такое информация? Что делает человек с полученной информацией? (Он стремится её сохранить: запомнить или записать. Он может передать её другим людям. Он создаёт новые знания, новую информацию, выполняя обработку данной ему информации).

Какой бы информационной деятельностью люди ни занимались, вся она сводится к осуществлению трёх основных процессов: хранения, передачи и обработки информации.

Сформулируем тему урока. Что мы изучали. О чём мы с вами говорили на протяжении последних уроков? Мы с вами заканчиваем изучение главы.

Информацию можно? (хранить, передавать, обрабатывать) Как можно обобщить эти действия? Сформулируйте тему урока.

3. Сообщение темы и целей урока

Наша тема звучит так: «Действия с информацией» (учитель корректирует тему).

Сформулируем цели на сегодняшний урок.

Цель урока: повторить и обобщить тему действия с информацией (учитель корректирует цель).

4. Формирование умений и навыков

На протяжении всего урока ваша деятельность будет оцениваться. У каждого из вас на партах лежат оценочные листы, которые вам необходимо подписать.

В оценочном листе указаны этапы работы на сегодняшнем уроке. За каждый этап вам будет выставлена оценка согласно критериям на этапе. В конце урока, согласно набранным баллам вы получите отметку за урок. Ваша задача получить максимум на каждом этапе - 5 баллов.

1 этап связан с единицами хранения информации. Какие вы знаете? Какая наименьшая, сколько бит в 1 байте, сколько бит в 1 Кбит и т.д.

1 этап - найди и исправь ошибку (парная работа) (5 минут)

В представленном ниже тексте имеются неточности, ваша задача найти и исправить. Данный вид работы вы будете выполнять в парах, поэтому важно, чтобы ответы у обоих участников пары совпадали, в процессе выполнения задания вы можете взаимодействовать только с участником своей пары.

Задание 1. Наименьшая единица измерения информации - 1 Мбайт.

В 1 байте содержится 8 бит.

1 Гбайт=1024 бит

1 Мбайт=1024 Кбит

1 Кбайт=1024 Мбайт.

2 Гбайта= 2097152 Кбайт

Задание 2. Носителем, имеющим наиболее массовое употребление, до сих пор остаётся бумага. Изобретённая во II веке н.э. в Японии бумага служит людям более 19 столетий. На первых персональных компьютерах использовались гибкие магнитные диски (флоппи-диски, дискеты) - сменные носители информации с небольшим объёмом памяти до 2 Гб. На современном жёстком магнитном диске можно сохранить информацию объёмом до 2 Гб. На CD-диск можно записать информацию объёмом до 2 Мб. На DVD-диск можно сохранить информацию объёмом до 2 Тб. Одним из самых популярных носителей информации является флешка. Объём современной флешки не превышает 3 Гб.

С помощью чего вы можете получать информацию. Какие устройства Вам помогают в обработке информации?

С помощью чего обрабатывает и передаёт информацию, осуществляет поиск, защищает информацию, кодирует её.

2 этап. Автоматизация информационных процессов (парная работа) (5 минут + 2 проверка)

Заполните таблицу названиями приборов и устройств, которые помогают людям автоматизировать информационные процессы.

Основные информационные процессы

Специальные устройства

Получение информации

Обработка информации

Передача информации

Хранение информации

Поиск информации

Кодирование информации

Защита информации

Проверим, 1-я группа называет, 2-я дополняете

Основные информационные процессы

Приборы и специальные устройства

Получение информации

Телевизор, радио, телефоны, эл. книги, компьютер, термометр, различного рода датчики, измерительные преобразователи

Обработка информации

Компьютер, фотоаппарат, видеокамера, сотовые телефоны

Передача информации

Компьютер, телефоны, радио

Хранение информации

Компьютер, сотовый телефон, электронная книга

Поиск информации

Компьютер, телефон, электронная книга

Кодирование информации

Компьютер, кодер, энигма, шифраторы, дешифраторы, телеграф

Защита информации

Компьютер, генераторы шума, детекторы полей, приставки для защиты от прослушки телефонных разговоров, радиомикрофоны

3 этап. Покупаем компьютер (групповая работа). (10 + 2 минуты проверка) - 2 группы

Для чего человек создал компьютер? (Чтобы упростить информационные процессы, ускорить обработку информации)

В зависимости от сферы деятельности и круга задач, которые будут решать, люди компьютер наполняется различными программами и комплектующими. Давайте вспомним, что входит в состав компьютера: процессор, видеокарта, звуковая карта, материнская плата, монитор, колонки, клавиатура, мышь, оперативная память, жёсткий диск.

Интерфейс - это стандарт присоединения компонентов к системе.

В качестве интерфейсов служат разъемы на материнской плате.

Существует несколько различных процессорных интерфейсов, для каждого из которых выпускаются свои модели материнских плат. Для процессоров фирмы Intel, например, в 2012 году использовались интерфейсы Socket 775, Socket 1155, Socket 1156, Socket 1366, а для процессоров фирмы AMD - Socket FM1, Socket AM2, Socket АМЗ. Поэтому при выборе материнской платы всегда в первую очередь следует обращать внимание на ее процессорный интерфейс.

Для видеокарт в настоящее время используется два интерфейса подключения: AGP 8х (устаревший) и PCI-Express х16 (обычно его обозначают PCI-E).

Оперативная память обычно имеет тип DDR (устаревший), DDR-II или DDR-III и соответствующие интерфейсы подключения к материнской плате. Иногда на одной материнской плате могут одновременно присутствовать два типа разъемов.

Современные жесткие диски подключаются к интерфейсам SerialATA-II или SerialATA-III (обозначаются SATA-II и SATA-III). Существуют также переносные жесткие диски, подключаемые к интерфейсу USB.

При комплектации компьютера необходимо учитывать, что некоторые компоненты могут быть встроены непосредственно в материнскую плату (видеокарты, звуковые карты, сетевые карты) и приобретение дополнительных аналогичных устройств может быть оправдано только в том случае, если они имеют лучшие характеристики, чем интегрированные. Обычно для обозначения встроенной звуковой карты используется название кодека АС'97, а для встроенной сетевой карты - обозначение LAN, после которого указывается пропускная способность в Мбитах в секунду. Встроенные видеокарты могут обозначаться либо их названием, либо просто сокращением «в/к».

Определите минимальный набор покупок для приобретения нового компьютера.

Задание 1. В компьютерном салоне имеется следующий набор устройств:

• процессор Socket-1155 Intel Celeron, 2,5 ГГц - 1980 руб.;
• процессор Socket-1155 Intel Core i3-2100, 3,1 ГГц - 4390 руб.;
• процессор Socket-1155 Intel Core i5-3450, 3,1 ГГц - 6740 руб.;
• процессор Socket-АМЗ AMD ATHLON II ХЗ, 3,1 ГГц - 2510 руб.;
• процессор Socket-АМЗ AMD Phenom II Х4, 3,5 ГГц - 5510 руб.;
• материнская плата Socket-1155 ASRock DDR3 mATX AC'97+LAN+ VGA - 1850 руб.;
• материнская плата Socket-1155 ASUSTeK 2xPCI-E+GbLAN SATA 2DDR-III - 2760 руб.;
• материнская плата Socket-1155 GigaByte 2xPCI-E+GbLAN SATA - 4180 руб.;
• материнская плата Socket-775 ASUSTeK PCI-E+SVGA+ GbLAN SATA 4DDR-III - 1770 руб.;
• материнская плата Socket-АМЗ ASUSTeK PCI-E+GbLAN SATA 4DDR-III - 3300 руб.;
• корпус компьютера с блоком питания мощностью 350 В - 1310 руб.;
• корпус компьютера с блоком питания мощностью 400 В - 2480 руб.;
• модули оперативной памяти объемом 1 Гбайт - 640 руб.;
• модули оперативной памяти объемом 2 Гбайта - 850 руб.;
• модули оперативной памяти объемом 4 Гбайта - 1330 руб.;
• модули оперативной памяти объемом 8 Гбайт - 2010 руб.;
• жесткий диск объемом 500 Гбайт - 3100 руб.;
• жесткий диск объемом 1 Тбайт - 3570 руб.;
• жесткий диск объемом 2 Тбайта - 4800 руб.;
• видеокарта с объемом видеопамяти 512 Мбайт - 1270 руб.;
• видеокарта с объемом видеопамяти 1 Гбайт - 2700 руб.;
• видеокарта с объемом видеопамяти 2 Гбайта - 5880 руб.;
• звуковая карта - 960 руб.;
• звуковая карта (профессиональная) - 5770 руб.;
• звуковые колонки 5 В - 730 руб.;
• звуковые колонки 5.1 (5 колонок+сабвуфер) - 2920 руб.;
• сетевая карта 10/100/1000 Мбит/с - 570 руб.;
• привод CD-RW - 830 руб.;
• привод CD-RW/DVD-RW - 970 руб.;
• принтер струйный (цветной) - 2150 руб.;
• фотопринтер струйный - 2500 руб.;
• принтер лазерный - 4630 руб.;
• сканер - 2510 руб.;
• модем - 940 руб.;
• монитор LCD, диагональ 19 дюймов - 3600 руб.;
• монитор LCD, диагональ 20 дюймов - 5870 руб.;
• монитор LCD, диагональ 20 дюймов - 8540 руб.;
• мышь оптическая - 200 руб.;
• клавиатура - 180 руб.;
• клавиатура мультимедийная - 1250 руб.
Подобрать комплектующие для компьютера, предназначенного для решения определенного круга задач (см. варианты ниже). При выборе компонент компьютера необходимо уложиться в заданную сумму.

Вариант 1. Учебный компьютер, предназначенный для обучения школьников информатике с выходом в локальную сеть учебного заведения. Сумма - 20 000 руб.

Вариант 2. Домашний компьютер. Заказчик будет использовать компьютер для выхода в Интернет, просмотра видеофильмов, компьютерных игр, а также создания любительских фонограмм. Сумма, которой располагает заказчик, - 35 тыс. руб.

4. Интеллектуальный футбол (5 минут)

(2 команды)

За данное задание сразу назначается 10 баллов. Я по очереди задам по 10 вопросов каждой команде. Если команда отвечает верно, значит, очки сохраняются, если нет, значит минус 1 очко. В конце каждая команда имеет право задать два вопроса команде соперника по любой теме информатики.

Вопросы 1-й команде:

  1. Устройство ввода символьной информации (клавиатура).
  2. План действий над информацией по определенным правилам, называется (алгоритмом).
  3. Объект, который будет выполнять алгоритм, обычно называют (исполнителем).
  4. Полный набор символов определенного начертания (шрифт).
  5. При наборе текста одно слово от другого отделяется (пробелом).
  6. Сколько байт содержится в 1 Кбайте? (1024)
  7. Какое устройство компьютера предназначено для работы со звуком? (Звуковая карта)
  8. Как называется значок на экране, щелкнув мышью на котором можно открыть некоторую программу, документ или папку. (Ярлык)
  9. Как называется главный компьютер многоранговой локальной сети. (Сервер)
  10. Что такое Кулер?
    1) вентилятор охлаждения процессора;
    2) покупатель компьютера;
    3) пользователь компьютера.

Вопросы 2-й команде:

  1. Джойстик и мышь - это устройства ввода или вывода (ввода).
  2. Алгоритм, в котором действия выполняются строго друг за другом, называется (линейным).
  3. Текстовый редактор, как правило, используется для создания (документов).
  4. Для ввода текстовой информации используется (клавиатура).
  5. Для того чтобы вставить пустую строку, надо нажать клавишу (enter).
  6. Какое устройство предназначено для обработки изображения? (Видеокарта)
  7. Какой принтер обладает более высоким качеством печати - матричный или лазерный? (Лазерный)
  8. Что больше 1 Мб или 1024 Кб? (Они равны)
  9. Как называется гибкий магнитный диск. (дискета)
  10. Как называется минимальный элемент изображения на экране монитора. (Пиксель)

5 этап. Обработка информации (индивидуальная работа). (10 минут)

Следующее задание «Обработка информации». Обработка информации производится в соответствии с определёнными правилами. Как мы называем субъекта или объекта (человек или компьютер) которые осуществляют обработку информации (исполнитель). Как называется порядок действий, который выполняется исполнителем? (алгоритм). От имени, какого математика произошло слово «алгоритм»? (Муххамед аль-Хорезми). Какими свойствами должен обладать алгоритм? (дискретность, понятность, конечность, точность).

С какими исполнителями вы познакомились? (стрелочка, автоматическая машина Поста). Давайте вспомним какие команды могут выполнять эти исполнители?

Сейчас вы выполните задание по обработке алгоритмов. Задание нужно будет выполнить индивидуально. Задания носят дифференцированный характер. Это означает, что каждое задание будет оцениваться отдельно:

  • 3 балла за выполнение 1 задания,
  • 4 балла - 2-х заданий,
  • 5 баллов - 3-х заданий.

Задание 1. Составить программу рисования символа Ш.

Задание 2. Выполнить на машине Поста программу:

  1. 1 v 2
  2. 2→3
  3. 3?2,4
  4. 4←5
  5. 5 v 6
  6. 6 !
  7. Н.С.

Задание 3.Составить программу перевода информационной ленты машины Поста из начального состояния (н.с.) в конечное состояние (к.с.):

Решение:

1↕2
2→3
3→4
4?5,3
5←6
6↕7
7←8
8?9,7
9 v 10
11!

Проверка по эталону, который представлен всем на слайде.

6 этап. Итог урока (3 минуты)

Теперь давайте подведём итог урока.

Посчитайте балы и выставьте себе оценку за урок, согласно критериям, представленным в таблице.

Оценочный лист ученика __________________________

Вид деятельности

Балл

Найди и исправь ошибку

Заполнение таблицы

Выбираем компьютер

Интеллектуальный футбол

Обработка информации

Итого

Критерии оценки:

  • Оценка «5» - 15 баллов
  • Оценка «4» - 11-14 баллов
  • Оценка «3» - менее 11 баллов

Рефлексия

Закончите фразы:

  • Я быстро справился с заданием, потому что _______________
  • Мне больше понравилось_______________________________
  • Меня заинтересовало __________________________________
  • Мне бы хотелось узнать ещё больше о ___________________