Духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание в школе пенитенциарной системы

Разделы: История и обществознание


Слайд 1

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что затянувшийся период переоценки ценностей, вызванный рядом кризисов (экономическим, политическим, социальным, нравственным), образовал духовный вакуум в нашем обществе. Наиболее незащищённым в данном случае оказалось молодое поколение. У них отмечается тенденция в завышении требований к материальной стороне жизни, материальным ценностям и благам, навязанные специально созданными информационными технологиями, что формирует ложные представления о составляющих счастливой и успешной жизни. Всё это сказывается на личностном развитии молодого поколения. Размытость ценностных ориентиров, уничтожение старых и отсутствие новых нравственных законов ведет к появлению различных форм деструктивного поведения, снижению социальной активности, распространению инфантильности, росту депрессивных состояний среди молодежи, потере смысла жизни, трудности в самореализации, раскрытии внутреннего потенциала. Поэтому перед нами, обществом в целом, стоит задача -формирование духовно-нравственной личности. Воспитывать можно через любой предмет, но наибольшими возможностями в плане воспитания духовно-нравственной личности обладают гуманитарные предметы.

Слайд 2

На уроках я объясняю ученикам, что главный критерий, с помощью которого определяется прогресс любого общества - это ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Человечность - не смотря ни на что, человечность - вопреки всему. Я пытаюсь учить учеников оценивать человеческие поступки, не быть равнодушными.

Ведь мудрость гласит.

Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить.
Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существует на земле предательство и ложь.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Значимость духовно-нравственного развития и патриотического воспитания обучающихся особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня духовно-нравственного развитияи патриотического воспитания.

«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО» - гласит народная мудрость, а будущее - это молодое поколение, которое надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа.

Как воспитать гражданина сегодня, чтобы его с гордостью можно было назвать россиянином? Какие качества личности формировать?

Слайд 3

Целью педагогической деятельности является: формирование у обучающихся любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у обучающихся патриотизма, формирование гражданских позиций.

Задачами педагогической деятельности является:

  • формировать черты характера, которые позволят обучающемуся стать человеком и гражданином своей страны;
  • развивать желание быть полезными семье, школе, своему народу, родному краю.

Слайд 4

Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание реализуютсяв нашей школе через урочную деятельность, самообразование и внеурочную деятельность. Большие возможности в развитии духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания дает нам внеурочная деятельность.

Остановлюсь на этом более подробно.

Слайд 5

Основными формами работы этого направления являются: тематические классные часы, в течение учебного года проводятся внеклассные мероприятия посвященные памятным датам в истории нашей страны. Например… «День народного единства», «День неизвестного солдата ( в память о советских воинах, погибших в боевых действиях», «День героев Отечества», «День Конституции РФ», «День Защитника Отечества», «27 января День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».

В нашей школе регулярно проводится предметная декада по истории и обществознанию.

Целью проведения декады является:повышение интереса к истории, создание условий для духовно-нравственного развития и патриотического воспитанияобучающихся, воспитание уважения к подвигам и достижениям нашего народа, повышение уровня правовых знаний среди учеников.

Во время декады мы совместно с обучающимися проводим интеллектуальные конкурсы, викторины, беседы например: «Ордена и медали ВОВ», «Мы в ответе за свои поступки».

Слайд 6

Итогом нашей декады является общеколонийское мероприятие, посвященное празднованию Дня Победы в Великой Отечественной Войне.

Сохранена традиция проведения Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: конкурс чтецов «И память нам покоя не дает», викторины: «События Великой Отечественной войны», …, конкурс рисунков «Героям - Слава», уроки мужества, просмотр видеофильма «Освобождение Освенцима», беседа «О великом подвиге советского народа в годы ВОВ, классный час «Она написала блокаду». На самом деле все эти мероприятия впечатляют ребят, многие из них даже не знали, что такое «Освенцим», что это лагерь смерти, где советский народ и не только былвзят в плен и подвержен страшнейшим пыткам. Незнают кто такая Зоя Космодемьянская и многих других героев нашей страны. Так же это меняет сознание ребят, они оценивают поступки немцев.

Слайд 7, 8.

Виртуальная экскурсия в музей Боевой славы была проведена в ИК- 12.

В КП- 13 представилась возможность провести экскурсию в живую, это очень интересно, атмосфера необычная. Первое прикосновение к героическому прошлому Отечества надолго остается в их памяти. Посещение музея вызвало восторг у учащихся.
Именно патриотизм и гражданственность являются основами вхождения в государственный, общественный социум, уводят молодое поколение от антисоциального поведения, воспитывают сострадательное отношение к ближайшему окружению, способствуют передаче традиций от поколения к поколению.

Слайд 9

В нашей школестало традицией проводить акцию «Бессмертный полк». Подготовка к акции проводится заблаговременно. С обучающимися проводятся беседы, собирается информация о родственниках-участниках Великой Отечественной войны. Многих из ребят переполняет гордость, за то, что у них есть возможность поучаствовать и почтить память своих близких, которые отдали свои жизни за мир на Земле.
Проведение такого рода мероприятий-это дань памяти и уважения тем, кто погиб, отдавая свою жизнь за свободу своей Родины. Это способствует становлению собственной гражданской позиции каждого ученика, формирование чувства гордости за свой народ, за свою страну, обучающиеся приобретают опыт гражданского мужества и патриотизма. Это способствует духовно-нравственному развитию и патриотическому воспитанию учеников.

Предлагаю вашему вниманию ролик.

В заключение хотела бы подчеркнуть, чтовоспитать духовно-нравственную личность и патриота своей Родины - ответственная и сложная задача. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по духовно-нравственному развитию и патриотическому воспитанию обучающихся.

Обучающихся нашей школы не оставляют равнодушными мероприятия, которые проводятся в рамках предметных декад, внеурочной деятельности в целом. Многих из них задевают до глубины души и они свои впечатления выражают в стихах. Послушайте одно из них, которое представит Гришутин Филипп

Слайд 10

Хочу закончить выступление словами В.А.Сухомлинского: «Я вижу миссию учителя прежде всего в том, чтобы каждый мой ученик стал верным сыном своего Отечества».

Слайд 11. Спасибо за внимание!

ПРИТЧА

Жил-был старик, и было у него три сына, которые постоянно ссорились и ругались, одним словом, не могли ужиться вместе. Старик очень хотел, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. И решил он научить их этому.

Как-то раз позвал он к себе сыновей и сказал:

- Разломите пополам вот этот веник.

Сначала взялся за веник старший сын, но, сколько бы он ни старался - ничего у него не получалось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

- Вот также бывает и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.