Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

Разделы: Биология

Класс: 5

Ключевые слова: биология, бактерии


Методическая разработка учебного занятия (урока), направленная на развитие креативных способностей учащихся.

Название разработки (урок биологии в 5 классе): «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность».

Технология: системно-деятельностный подход.

Вид урока: открытие нового знания.

Возраст учащихся: 11-12 лет.

Методический комментарий, содержащий описание целесообразности и практической значимости использованных упражнений, методов и приемов по вопросам развития креативности учащихся

На уроках биологии в системе использую применение творческих задач, что позволяет значительно повысить эффективность обучения.

Творческие задачи на уроках биологии позволяют развивать креативные способности учащихся, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление; формируют навыки совместной работы; устанавливают межпредметные связи.

Презентация

Методы и приемы, используемые на данном уроке, способствующие развитию креативных способностей учащихся:

  • Ребус, в котором зашифровано слово «БАКТЕРИИ», позволяющий подвести учащихся к теме урока.
  • Работа с дидактическим материалом из конвертов (Приложение 2):
  • Необходимо рассмотреть фигурки, вырезанные из цветной бумаги; ответить на вопрос: «Каким образом, фигуры из цветной бумаги связаны с темой нашего урока?»; наклеить формы бактерий в тетрадь, подписать их названия. Дополнительное задание: вырезать недостающие формы бактериальных клеток, установив их с помощью информации параграфа, наклеить и подписать название.
  • Работа с цветным пластилином: вылепить бактерию из разноцветного пластилина, поместить ее на лист белого картона (размер бактерии не менее 8 см в длину). Подписать части бактериальной клетки, свою работу подписать (в конце урока работа сдается для оценивания педагогу).
  • Работа по группам: ознакомление с дидактическим материалом (процессы, в которых участвуют представители царства «Бактерии», «Процессы жизнедеятельности: питание»), работа с ним, согласно инструкции, Приложение 3.

4. Физическая разгрузка

Упражнения для снятия общей усталости:

  • Заложите руки за голову и, откинувшись на стуле, потянитесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Шея не будет болеть от напряжения.
    Поднимите руки до уровня груди, соедините ладони и кончики пальцев, покачайте сомкнутые ладони вперед и назад. Так отдыхают усталые руки.
    Крепко обопритесь руками о сиденье стула. Выпрямив ноги, поднимитесь над стулом. Так отдыхают плечи.

Повторение и закрепление материала: загадка, задания на нахождение ошибки, тест.

Рефлексия «Пятерочка»

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец - это какая - то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

  • Большой палец - для меня важно и интересно;
  • Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);
  • Средний - для меня было недостаточно;
  • Безымянный палец - мое настроение;
  • Мизинец - мои предложения.

Цель: У обучающихся сформированы УУД по теме «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность».

Предметные УУД:

  • формирование представления о бактериях как представителях отдельного царства живой природы;
  • формирование умения выделять основные части бактериальной клетки;
  • формирование умения перечислять процессы жизнедеятельности, происходящие в бактериальной клетке;
  • обладать знаниями о разнообразии и распространении бактерий.

Личностных УУД:

  • формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому участнику образовательного процесса, его мнению;
  • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
  • развитие креативных способностей учащихся.

Познавательных УУД:

  • формирование умения объяснять значение новых слов, сравнивать и выделять признаки бактерий от других царств;
  • формирование умения ориентироваться в тексте, находить и использовать нужную информацию;
  • формировать умения выполнять действия по алгоритму.

Коммуникативных УУД:

  • формировать умение работать в сотрудничестве;
  • формировать умение выражать свои мысли и идеи;
  • формировать умение принимать чужое мнение и отстаивать свою точку зрения.

Регулятивных УУД:

  • формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно;
  • формирование умения сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата);
  • оценка (формирование умения выделить и осознать учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению).

Технология: системно-деятельностный подход с использованием приемов и методов, направленных на развитие креативных способностей учащихся.

Тип урока: открытие нового знания.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: словесные, наглядные, самостоятельные.

Оборудование: таблицы, дидактический материал, конверты с формами бактериальных клеток (из цветной бумаги), световые микроскопы, микропрепарат «Бактерии», картон, пластилин разных цветов, нож для пластилина, доска для лепки, проектор, ноутбук, презентация «Бактерии».

План урока. 40 минут.

  • Организационный момент - 1 мин
  • Мотивация - 3 мин
  • Постановка цели урока. Актуализация знаний, умений и навыков. Постановка проблемного вопроса - 3 мин
  • Изучение нового материала - 25 мин
  • Физкультурная минутка - 1 мин
  • Повторение и закрепление материала - 3 мин
  • Рефлексия - 2 мин
  • Инструктаж по домашнему заданию - 1 мин
  • Подведение итогов. Выставление отметок - 1 мин

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Используемая литература

  1. Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов/ сост. Т.С.Сухова, В.И.Строганов. - М.: Вентана-Графф, 2001 г. C.140-147.
  2. Чайкина М.И. Бактерии // Биология. Первое сентября. - 2012. - №10.
  3. Учебник: Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015.