Методическая разработка учебного занятия (урока), направленная на развитие креативных способностей учащихся.
Название разработки (урок биологии в 5 классе): «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность».
Технология: системно-деятельностный подход.
Вид урока: открытие нового знания.
Возраст учащихся: 11-12 лет.
Методический комментарий, содержащий описание целесообразности и практической значимости использованных упражнений, методов и приемов по вопросам развития креативности учащихся
На уроках биологии в системе использую применение творческих задач, что позволяет значительно повысить эффективность обучения.
Творческие задачи на уроках биологии позволяют развивать креативные способности учащихся, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление; формируют навыки совместной работы; устанавливают межпредметные связи.
Методы и приемы, используемые на данном уроке, способствующие развитию креативных способностей учащихся:
- Ребус, в котором зашифровано слово «БАКТЕРИИ», позволяющий подвести учащихся к теме урока.
- Работа с дидактическим материалом из конвертов (Приложение 2):
- Необходимо рассмотреть фигурки, вырезанные из цветной бумаги; ответить на вопрос: «Каким образом, фигуры из цветной бумаги связаны с темой нашего урока?»; наклеить формы бактерий в тетрадь, подписать их названия. Дополнительное задание: вырезать недостающие формы бактериальных клеток, установив их с помощью информации параграфа, наклеить и подписать название.
- Работа с цветным пластилином: вылепить бактерию из разноцветного пластилина, поместить ее на лист белого картона (размер бактерии не менее 8 см в длину). Подписать части бактериальной клетки, свою работу подписать (в конце урока работа сдается для оценивания педагогу).
- Работа по группам: ознакомление с дидактическим материалом (процессы, в которых участвуют представители царства «Бактерии», «Процессы жизнедеятельности: питание»), работа с ним, согласно инструкции, Приложение 3.
4. Физическая разгрузка
Упражнения для снятия общей усталости:
- Заложите руки за голову и, откинувшись на стуле, потянитесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Шея не будет болеть от напряжения.
Поднимите руки до уровня груди, соедините ладони и кончики пальцев, покачайте сомкнутые ладони вперед и назад. Так отдыхают усталые руки.
Крепко обопритесь руками о сиденье стула. Выпрямив ноги, поднимитесь над стулом. Так отдыхают плечи.
Повторение и закрепление материала: загадка, задания на нахождение ошибки, тест.
Рефлексия «Пятерочка»
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец - это какая - то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
- Большой палец - для меня важно и интересно;
- Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);
- Средний - для меня было недостаточно;
- Безымянный палец - мое настроение;
- Мизинец - мои предложения.
Цель: У обучающихся сформированы УУД по теме «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность».
Предметные УУД:
- формирование представления о бактериях как представителях отдельного царства живой природы;
- формирование умения выделять основные части бактериальной клетки;
- формирование умения перечислять процессы жизнедеятельности, происходящие в бактериальной клетке;
- обладать знаниями о разнообразии и распространении бактерий.
Личностных УУД:
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому участнику образовательного процесса, его мнению;
- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитие креативных способностей учащихся.
Познавательных УУД:
- формирование умения объяснять значение новых слов, сравнивать и выделять признаки бактерий от других царств;
- формирование умения ориентироваться в тексте, находить и использовать нужную информацию;
- формировать умения выполнять действия по алгоритму.
Коммуникативных УУД:
- формировать умение работать в сотрудничестве;
- формировать умение выражать свои мысли и идеи;
- формировать умение принимать чужое мнение и отстаивать свою точку зрения.
Регулятивных УУД:
- формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно;
- формирование умения сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата);
- оценка (формирование умения выделить и осознать учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению).
Технология: системно-деятельностный подход с использованием приемов и методов, направленных на развитие креативных способностей учащихся.
Тип урока: открытие нового знания.
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения: словесные, наглядные, самостоятельные.
Оборудование: таблицы, дидактический материал, конверты с формами бактериальных клеток (из цветной бумаги), световые микроскопы, микропрепарат «Бактерии», картон, пластилин разных цветов, нож для пластилина, доска для лепки, проектор, ноутбук, презентация «Бактерии».
План урока. 40 минут.
- Организационный момент - 1 мин
- Мотивация - 3 мин
- Постановка цели урока. Актуализация знаний, умений и навыков. Постановка проблемного вопроса - 3 мин
- Изучение нового материала - 25 мин
- Физкультурная минутка - 1 мин
- Повторение и закрепление материала - 3 мин
- Рефлексия - 2 мин
- Инструктаж по домашнему заданию - 1 мин
- Подведение итогов. Выставление отметок - 1 мин
Используемая литература
- Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов/ сост. Т.С.Сухова, В.И.Строганов. - М.: Вентана-Графф, 2001 г. C.140-147.
- Чайкина М.И. Бактерии // Биология. Первое сентября. - 2012. - №10.
- Учебник: Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015.