Конспект логопедического занятия в 4-м классе "Путешествие в страну словарных слов с использованием ЦОР"

Разделы: Логопедия

Класс: 4

Ключевые слова: логопедическое занятие


Цель: познакомить учащихся с наиболее удачными приемами запоминания словарных слов используя ЦОР на лексическую тему: Одежда.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Учить работать с Padlet сервисом, онлайн платформами и различными интернет источниками,
  • Совершенствовать умение применять на практике приемы запоминания словарных слов,
  • Формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать.

Развивающие:

  • развитие познавательных и исследовательских умений, внимания и творческих способностей детей, самостоятельности и способности решать творческие задачи,
  • развитие речи, мышления, познавательного интереса.

Воспитательные:

  • воспитание положительных морально-волевых качества ученика: инициативность, самостоятельность, предприимчивость;
  • воспитание культуры бесконфликтного общения,
  • привитие любви к родному языку.

Оборудование: мультимедиапроектор, 2 ноутбука; рабочие тетради; карточки для индивидуальной работы.

Личностные умения:

  • Самоопределение (мотивация учения);
  • Совершенствование готовности и способности вести диалог,
  • Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Метапредметные умения:

  • Совершенствование умения самостоятельно планировать свою деятельность для достижения поставленных целей, создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • Формирование умения продуктивного общения и взаимодействия по совместной деятельности с одноклассниками, умения контролировать и корректировать результаты совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь партнёру.

Предметные умения:

  • Закрепление знаний учащихся о словарных словах

Технологическая карта логопедического занятия

Этапы урока, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности
Цель: Включение в деловой ритм. Подготовка к работе.

- Добрый день! Садитесь.
- Откройте тетради, запишите число.

- Мы сегодня проведем необычный урок, урок-путешествие в страну словарных слов.

Л: смысловая ориентация учащихся.
Р: мобилизация сил, энергии и воли к преодолению препятствий на уроке.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Какие слова называют словарными? - Слова, которые требуют запоминания, их нельзя проверить.

2. Проблематизация.
Цель: выявить уровень знаний, изучить типичные недостатки.

3.Планирование работы.

-Словарные слова нужно знать наизусть как таблицу умножения, но таблица умножения занимает всего тетрадный лист, а словарных слов очень много, если соединить все словарные слова, можно составить словарь.
Сегодня мы узнаем, как же облегчить запоминание слов? Как лучше и быстрее запоминать слова? Как помочь нашей памяти?
Путешествуя, мы повторим словарные слова на тему «Одежда», узнаем новые способы запоминания слов.
- С какой целью мы отправляемся в путешествие?
Итак наше путешествие начинается, отправляемся на вокзал, покупаем билет На билете вы видите три смайлика, обведите тот смайлик , который соответствует вашему настроению в начале урока. Теперь каждый из вас пассажир.

- Чтобы узнать как легко и с удовольствием учить словарные слова
(каждому ученик получает билет)

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем, учениками, определение цели, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

4. Поиск информации.
Цель: установление осознанности ситуации, решение заданий

К путешествию все готовы. Рассаживаемся поудобнее, поехали.
- Ребята, подождите, посмотрите кто же это бежит, торопиться, запрыгивает на ходу в вагон? (На падлет доске иллюстрация с изображением «Рассеянного»
- Он так торопился, что перепутал все словарные слова в своем чемодане, давайте поможем ему их собрать.
- На падлет доске откройте ссылку Словарные слова по всем темам. Перед вами все словарные слова на лексическую тему «Одежда».

- Это Рассеянный с улицы Бассеянной.

5.Индивидуальная работа
Цель: организация деятельности по применению новых знаний, осуществление самопроверки, пошагово сравнивая с эталоном.

Физминутка

Выпишете все слова которые вы изучили в 1,2,3 и изучаете в 4 классе.
- Ребята, Первый способ запоминания словарных слов - это четкое проговаривание.
Наш поезд приближается к первой станции и это станция «Графический способ запоминания словарных слов.»
- Второй способ запоминания словарных слов это Метод графических ассоциаций.
-Откройте ссылку на падлет доске и узнайте подробнее о этом методе.
- Кто сможет рассказать нам об этом методе.
- При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нём запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная.
- Теперь вы пофантазируете и создадите свои рисунки на словарное слово. Безударную гласную нужно обрисовать так, чтобы вы её запомнили.
Защита рисунка.
Вторая станция «Ребус».
Третий способ запоминания словарных слов это использование ребусов со словарными словами. В этой ситуации включается не просто запоминание слов, но и творческое начало. Перебирая варианты разгадок ребуса, вы запомните получившееся слово легко и просто.
- На падлет доске откройте генератор ребусов. Давайте создайте ребусы к словам жилет и каблук.

Вот и подходит к концу наше путешествие и мы прибываем на последнюю станцию «Словарная»
При работе над словарным словом, вам необходимо обращаться к словарям. К какому словарю мы должны обратиться, чтобы правильно написать слово?
- Ребята сегодня на занятии вы выписали все словарные слова на тему «Одежда». Давай найдем его в толковом словаре с помощью интернет ресурсов и посмотрим, написание, напишем определение.
- Мы познакомились ещё с одним способом запоминания словарных слов, при помощи значения словарного слова.

- Записывают словарные слова в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают орфограмму.

- Создают рисунки на словарное слово Ботфорты
(работают в карточках)

- печатают слова, проверяют ребусы.

- К толковому словарю.
ОДЕЖДА- совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело.

Р: внесение или дополнение коррективов в случае расхождения от эталона.
П: извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации.
познавательные
коммуникативные.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

6. Работа с платформой
Цель: выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

А теперь вы будете работать на платформе learningapps. Зайдите на платформу. Каждой из вас я отправила задание, где нужно отгадать ребусы.

- Работают на платформе

П: выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач.
К: постановка вопросов, сотрудничество в сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

7.Подведение итогов занятия
Цель: проанализировать успешность урока, наметить цели на последующую работу.

Какие способы запоминания словарных слов мы сегодня рассмотрели на уроке? Какой способ вам понравился больше всего?
Первый способ. Четкое проговаривание.
Второй способ. Метод графических ассоциаций.
Третий способ. Использование ребусов со словарными словами.
Четвертый способ при помощи значения словарного слова.

-Называют способы запоминания словарных слов.

Л: установление связи между учебной деятельностью и её мотивом, оценивание усваимого результата, обеспечивающего моральный выбор.
Р: оценка результатов работы
П:структурирование знаний.

8. Рефлексия деятельности
Цель: организация рефлексии, осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.
На ваших билетах смайлики с разным настроением.
Я понял, как работать со словарными словами - веселый смайлик.
Мне не очень понятно, нужна помощь - задумчивый смайлик.
Я совсем не понял, как работать со словарными словами - грустный смайлик.
- оценивают себя

Р: представление результата.
П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

9.Домашнее задание

- Используя Метод графических ассоциаций, создадите свои рисунки на словарные слова. Безударную гласную нужно обрисовать так, чтобы вы её запомнили.
К словам орнамент и шелк найти определения и записать используя толковый словарь, который есть в библиотеки или используя интернет источники.

Занятие окончено. До встречи.