НОД по ознакомлению с окружающим миром «Солнце и ее участие в жизни нашей планеты»

Разделы: Астрономия, Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: окружающий мир, Солнце


Цель: расширить представления детей о солнце, а также о том, какую роль играет солнце в жизни нашей планете.

Задачи:

  • дать представление о постоянном присутствии солнца (света и тепла) в повседневной жизни человека;
  • развивать мышление, память, любознательность, умение рассуждать;
  • воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, презентация, яблоко, светодиодная свеча на батарейки, белый и синий флажки, мольберт, лист А3, маркеры (желтый, голубой и черный), цветные карандаши и альбомные листы, конверт с письмо.

Ход НОД

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята!

- К нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и поприветствуем друг друга.

(Дети встают врассыпную)

Приветствие «Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» - Диме и Яне,
«Доброе утро!» - Лене и Вани и т.д.
«Доброе утро!» - останется с нами

Воспитатель: - А теперь я приглашаю вас присесть на стульчики и погрузиться в удивительное занятие.

(Дети присаживаются на стульчики за столы)

- Ребята! Какое сейчас время года? (ответы детей)

- Какие признаки весны вам известны? (ответы детей)

Воспитатель: - Весна хочет, чтобы вы отгадали загадку, кто же весне помогает оживлять природу. Слушайте внимательно:

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все …
(солнце)

(ответы детей)

Воспитатель: - Молодцы! Правильно, солнце!

- Ребята! Вы хотите узнать о солнце много интересного? (ответы детей)

(воспитатель достает письмо от планетолога)

Воспитатель: - Вам планетолог расскажет о солнце в своем письме.

- Ребята! А кто такой планетолог? (ответы детей)

Воспитатель: - Это ученный, занимающийся, изучением планет и их спутников, а также изучением солнечной системы в целом и других планетных систем с их экзопланетами.

Слова планетолога: - Ребята, ученые изучили солнце и выяснили, что солнце - это звезда. Колоссальный шар, состоящий из раскаленных газов, в центре которого температура достигает 20 млн. градусов.

- Солнце является центральным телом Солнечной системы.

- А солнечная система состоит из единственной звезды - Солнца - и огромного количества вращающихся вокруг нее космических объектов разного размера (планеты, кометы, астероиды и т.д.). Солнце занимает безусловно главенствующее положение за счет своего превосходства в массе, которая составляет почти 99,9% от массы всей системы.

(воспитатель показывает картинки галактики, солнечной системы)

- Как и все звезды, Солнце родилось в сжавшейся газопылевой туманности. Когда масса сжималась, она сама себя сильно разогрела внутренним давлением до температур, при которых в ее центре смогли начаться термоядерные реакции. Так зажглась новорожденная звезда (не путайте с новыми звездами).

Физкультминутка

Ритуал приветствия «Солнышко»

Солнышко, солнышко, в небе свети!
(дети тянутся руками верх, встают на ноги)
Яркие лучики нам протяни.
(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)
Ручки мы вложим
(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)
В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли.
(Кружатся парами)
Вместе с тобой мы пойдем на лужок
(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)
Там все мы встанем дружно в кружок
(образовывают круг)
С песнями водим мы хоровод.
Солнышко снами по кругу идет.
(Идут по кругу)
Хлопают радостно наши ладошки,
(хлопают в ладоши)
Быстро шагают резвые ножки.
(Идут быстрым шагом)
Солнышко скрылось, ушло на покой
(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)
Мы же на место сядем с тобой
(тихо, спокойно садятся на свои места)

Воспитатель: - Ребята! Вы знаете, где ночует солнце? (ответы детей)

(показ презентации «Где ночует солнце»)

Воспитатель: - Целый день Солнце освещает и обогревает Землю, а к вечеру, описав на небосводе дугу, спускается все ниже и ниже и наконец скрывается из виду.

- Небо темнеет, появляются звезды - наступает ночь. И, вы, любознайки, ложась спать, наверное, не раз задумывались над тем, где ночует солнце.

- Куда оно прячется на ночь?

- Да никуда! В том, что угасает день и наступает ночь, повинна Земля. Наша планета безостановочно вращается вокруг самой себя и подставляет солнечным лучам то один бок, то другой. На той стороне, которую Солнце освещает, - день, на противоположной - ночь.

- Повернется Земля к солнцу другим боком, и на ночную сторону приходит день, а на дневную опускается ночь.

- Чтобы вы хорошо поняли, как день и ночь сменяют друг друга, проделаем вместе небольшой опыт.

Опыт «Как день и ночь сменяют друг друга»

Воспитатель: - Для него нам понадобятся: яблоко и свеча, два флажка - белый и синий.

- Горячая свеча - Солнце, яблоко наша земля, а флажки, которые надо укрепить с противоположных сторон яблока, будут изображать наши дома.

- Итак…Половина яблока освещена, половина - темная. В доме белом сейчас день. А в синем - темно, там ложатся спать. Повернем яблоко так, чтобы белый дом скрылся в тени, а в синем наступило утро. Еще повернем яблоко - и снова сгущаются сумерки на половине с синем флажком.

(воспитатель привлекает детей помощь показать опыт)

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете почему бывает зима и лето? (ответы детей)

Воспитатель: - И здесь не обошлось без Солнца. Вам известно, что все планеты обегают Солнце по своей собственной орбите. Время, за которое они совершают полный круг, называется «год».

- Земля похожа, как и другие планеты, на громадную юлу. У нее тоже есть ось. Вот она на рисунке - проткнула, как пика, земной шар от «макушки» до «макушки». На самом деле настоящую Землю никто, конечно, не протыкал: ее ось воображаемая. В тех местах, где «пика» проткнула шар, находятся полюса - Северный и Южный. Теперь подпояшем Землю «пояском» точно посередине.

- Это - экватор, он тоже условный, воображаемый. Половина шара. Которая находится выше экватора, называется северным полушарием, а нижняя южным.

- Ученые выяснили, что времена года сменяют друг друга только в том случае, если ось планеты наклонена.

- Теперь ребята предлагаю вам нарисовать рисунок.

Рисунок «Как наступает зима и лето»

- Нарисуем в центре листа солнце, а вокруг него орбиту Земли, путь по которому наша планета бежит целый год.

- Дальше по углам нарисуйте голубые шары (наши планеты) в верхнем правом и нижнем левом углах. Рисуем планеты под наклон влево и проводим ось.

- Дальше, там, где я рисуем человечков.

- Видите, северное полушарие, в котором находится наша страна, «отвернулось» от Солнца. Мало солнечных лучей сейчас доходит до него, вот и разгулялся мороз, заморозил реки и озера, заставил людей надеть теплую одежду. Зато южнее полушарие обращено к Солнцу, ему достанется много тепла и света, поэтому там - лето.

- Но земля не стоит на месте - она бежит без остановке по своей орбите, постепенно северное полушарие поворачивается к Солнцу, все жарче на нем пригревает Солнце землю, тает снег, зеленеет трава, пробиваются первые листочки - идет весна!... А в южном полушарии с каждым днем становится все прохладнее, там на пороге - осень.. Но планета продолжает свой путь вокруг солнца. Вот уже позади половина пути.

- Взгляните на рисунок, видите?...

- Южное полушарие совсем «отвернулось» от Солнца. Значит там наступила зима, а у нас - лето!

- Ребята! А через 3 месяца Земля пробежит еще четверть пути и снова в нашем северном полушарии похолодает, вступит в свои права осень, а еще через 3 месяца…

- Снова придет зима и будет Новый год!

Рефлексия

- О чем мы сегодня с вами узнали много интересного?

- Что такое солнце?

- Как день и ночь сменяют друг друга?

- Что за рисунки мы с вами нарисовали?

- Давайте поразмышляем! Если солнце увеличится в размерах, станет красным гигантом. Это сильнейшим образом скажется на Земле. Как вы думаете, что может произойти?

Используемая литература

  1. А.Дитрих, Г.Юрмин, Р.Кошурникова. Почемучка. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика-Пресс 1994.-384 с.: ил.
  2. https://infourok.ru/kartoteka-utrennie-privetstviya-v-detskom-sadu-1852605.html.
  3. http://www.sai.msu.su/ng/solar/sun/main.htm.