Цель: расширить представления детей о солнце, а также о том, какую роль играет солнце в жизни нашей планете.
Задачи:
- дать представление о постоянном присутствии солнца (света и тепла) в повседневной жизни человека;
- развивать мышление, память, любознательность, умение рассуждать;
- воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, презентация, яблоко, светодиодная свеча на батарейки, белый и синий флажки, мольберт, лист А3, маркеры (желтый, голубой и черный), цветные карандаши и альбомные листы, конверт с письмо.
Ход НОД
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята!
- К нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и поприветствуем друг друга.
(Дети встают врассыпную)
Приветствие «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» - Диме и Яне,
«Доброе утро!» - Лене и Вани и т.д.
«Доброе утро!» - останется с нами
Воспитатель: - А теперь я приглашаю вас присесть на стульчики и погрузиться в удивительное занятие.
(Дети присаживаются на стульчики за столы)
- Ребята! Какое сейчас время года? (ответы детей)
- Какие признаки весны вам известны? (ответы детей)
Воспитатель: - Весна хочет, чтобы вы отгадали загадку, кто же весне помогает оживлять природу. Слушайте внимательно:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все …
(солнце)
(ответы детей)
Воспитатель: - Молодцы! Правильно, солнце!
- Ребята! Вы хотите узнать о солнце много интересного? (ответы детей)
(воспитатель достает письмо от планетолога)
Воспитатель: - Вам планетолог расскажет о солнце в своем письме.
- Ребята! А кто такой планетолог? (ответы детей)
Воспитатель: - Это ученный, занимающийся, изучением планет и их спутников, а также изучением солнечной системы в целом и других планетных систем с их экзопланетами.
Слова планетолога: - Ребята, ученые изучили солнце и выяснили, что солнце - это звезда. Колоссальный шар, состоящий из раскаленных газов, в центре которого температура достигает 20 млн. градусов.
- Солнце является центральным телом Солнечной системы.
- А солнечная система состоит из единственной звезды - Солнца - и огромного количества вращающихся вокруг нее космических объектов разного размера (планеты, кометы, астероиды и т.д.). Солнце занимает безусловно главенствующее положение за счет своего превосходства в массе, которая составляет почти 99,9% от массы всей системы.
(воспитатель показывает картинки галактики, солнечной системы)
- Как и все звезды, Солнце родилось в сжавшейся газопылевой туманности. Когда масса сжималась, она сама себя сильно разогрела внутренним давлением до температур, при которых в ее центре смогли начаться термоядерные реакции. Так зажглась новорожденная звезда (не путайте с новыми звездами).
Физкультминутка
Ритуал приветствия «Солнышко»
Солнышко, солнышко, в небе свети!
(дети тянутся руками верх, встают на ноги)
Яркие лучики нам протяни.
(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)
Ручки мы вложим
(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)
В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли.
(Кружатся парами)
Вместе с тобой мы пойдем на лужок
(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)
Там все мы встанем дружно в кружок
(образовывают круг)
С песнями водим мы хоровод.
Солнышко снами по кругу идет.
(Идут по кругу)
Хлопают радостно наши ладошки,
(хлопают в ладоши)
Быстро шагают резвые ножки.
(Идут быстрым шагом)
Солнышко скрылось, ушло на покой
(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)
Мы же на место сядем с тобой
(тихо, спокойно садятся на свои места)
Воспитатель: - Ребята! Вы знаете, где ночует солнце? (ответы детей)
(показ презентации «Где ночует солнце»)
Воспитатель: - Целый день Солнце освещает и обогревает Землю, а к вечеру, описав на небосводе дугу, спускается все ниже и ниже и наконец скрывается из виду.
- Небо темнеет, появляются звезды - наступает ночь. И, вы, любознайки, ложась спать, наверное, не раз задумывались над тем, где ночует солнце.
- Куда оно прячется на ночь?
- Да никуда! В том, что угасает день и наступает ночь, повинна Земля. Наша планета безостановочно вращается вокруг самой себя и подставляет солнечным лучам то один бок, то другой. На той стороне, которую Солнце освещает, - день, на противоположной - ночь.
- Повернется Земля к солнцу другим боком, и на ночную сторону приходит день, а на дневную опускается ночь.
- Чтобы вы хорошо поняли, как день и ночь сменяют друг друга, проделаем вместе небольшой опыт.
Опыт «Как день и ночь сменяют друг друга»
Воспитатель: - Для него нам понадобятся: яблоко и свеча, два флажка - белый и синий.
- Горячая свеча - Солнце, яблоко наша земля, а флажки, которые надо укрепить с противоположных сторон яблока, будут изображать наши дома.
- Итак…Половина яблока освещена, половина - темная. В доме белом сейчас день. А в синем - темно, там ложатся спать. Повернем яблоко так, чтобы белый дом скрылся в тени, а в синем наступило утро. Еще повернем яблоко - и снова сгущаются сумерки на половине с синем флажком.
(воспитатель привлекает детей помощь показать опыт)
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете почему бывает зима и лето? (ответы детей)
Воспитатель: - И здесь не обошлось без Солнца. Вам известно, что все планеты обегают Солнце по своей собственной орбите. Время, за которое они совершают полный круг, называется «год».
- Земля похожа, как и другие планеты, на громадную юлу. У нее тоже есть ось. Вот она на рисунке - проткнула, как пика, земной шар от «макушки» до «макушки». На самом деле настоящую Землю никто, конечно, не протыкал: ее ось воображаемая. В тех местах, где «пика» проткнула шар, находятся полюса - Северный и Южный. Теперь подпояшем Землю «пояском» точно посередине.
- Это - экватор, он тоже условный, воображаемый. Половина шара. Которая находится выше экватора, называется северным полушарием, а нижняя южным.
- Ученые выяснили, что времена года сменяют друг друга только в том случае, если ось планеты наклонена.
- Теперь ребята предлагаю вам нарисовать рисунок.
Рисунок «Как наступает зима и лето»
- Нарисуем в центре листа солнце, а вокруг него орбиту Земли, путь по которому наша планета бежит целый год.
- Дальше по углам нарисуйте голубые шары (наши планеты) в верхнем правом и нижнем левом углах. Рисуем планеты под наклон влево и проводим ось.
- Дальше, там, где я рисуем человечков.
- Видите, северное полушарие, в котором находится наша страна, «отвернулось» от Солнца. Мало солнечных лучей сейчас доходит до него, вот и разгулялся мороз, заморозил реки и озера, заставил людей надеть теплую одежду. Зато южнее полушарие обращено к Солнцу, ему достанется много тепла и света, поэтому там - лето.
- Но земля не стоит на месте - она бежит без остановке по своей орбите, постепенно северное полушарие поворачивается к Солнцу, все жарче на нем пригревает Солнце землю, тает снег, зеленеет трава, пробиваются первые листочки - идет весна!... А в южном полушарии с каждым днем становится все прохладнее, там на пороге - осень.. Но планета продолжает свой путь вокруг солнца. Вот уже позади половина пути.
- Взгляните на рисунок, видите?...
- Южное полушарие совсем «отвернулось» от Солнца. Значит там наступила зима, а у нас - лето!
- Ребята! А через 3 месяца Земля пробежит еще четверть пути и снова в нашем северном полушарии похолодает, вступит в свои права осень, а еще через 3 месяца…
- Снова придет зима и будет Новый год!
Рефлексия
- О чем мы сегодня с вами узнали много интересного?
- Что такое солнце?
- Как день и ночь сменяют друг друга?
- Что за рисунки мы с вами нарисовали?
- Давайте поразмышляем! Если солнце увеличится в размерах, станет красным гигантом. Это сильнейшим образом скажется на Земле. Как вы думаете, что может произойти?
Используемая литература
- А.Дитрих, Г.Юрмин, Р.Кошурникова. Почемучка. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика-Пресс 1994.-384 с.: ил.
- https://infourok.ru/kartoteka-utrennie-privetstviya-v-detskom-sadu-1852605.html.
- http://www.sai.msu.su/ng/solar/sun/main.htm.