Группа продлённого дня как модель организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: группа продленного дня


В настоящее время в условиях реализации ФГОС НОО происходит совершенствование внеурочной деятельности. Группа продленного дня является моделью организации внеурочной деятельности младших школьников. Группа продлённого дня - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

Воспитательные мероприятия направлены на развитие познавательной и творческой активности младших школьников; на организацию исследовательской деятельности во время самоподготовки, экскурсий и прогулок; на создание комфортной, благоприятной и радостной обстановки в группе продлённого дня с использованием здоровьесберегающих технологий. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, а в целом даёт большой воспитательный эффект.

Во внеурочную деятельность ГПД входит:

  • организация питания
  • самоподготовка: выполнение домашнего задания (организация, контроль, помощь)
  • индивидуальные занятия с детьми
  • кружки, секции
  • организация прогулок, экскурсий, спортчаса
  • организация досуговой деятельности учащихся: клубный час, занятия по интересам.

Начиная работу с ребятами в группе на деловой игре «Давайте познакомимся» я вручила им Наказ воспитаннику ГПД.

ГПД - это активная коммуникативная среда, в которой проходит общение детей на разных уровнях: во время досуговой деятельности взаимодействие на самоподготовке, во время обеда, прогулок и т. д. На занятиях в ГПД дети разного возраста с удовольствием вместе играют, занимаются творческой деятельностью, что способствует развитию социального опыта общения. Общаясь, школьники познают друг друга. Сравнивая себя с другими, развивается самокритика.

В группе проводятся интеллектуально-познавательные беседы: настольные развивающие игры «Шашки», «Шахматы», «Домино», «Лото».
Конкурсы рисунков и викторины по разным темам. Чтение и обсуждение книг «Школа вежливости», «Разговор о здоровом и правильном питании», «Жизнь без опасностей». Традиционная, познавательная игра «Поле чудес», игра-викторина по ПДД «В гостях у Светофора», и т.п.

Понравилась ребятам игра «Отгадай предложение». Используя алфавит, они с удовольствием отгадали девиз группы: «Ребята, давайте жить дружно!». Подружились с котом Леопольдом. Во время таких занятий дети играют, общаются, познают что-то новое. Все эти мероприятия способствуют развитию коммуникативных умений и навыков учащихся: высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других, развивать речь, обогащать словарный запас.

Провожу много индивидуальных бесед с детьми, при которых ребенок делится своими проблемами. Стараюсь помочь в них разобраться.

В группе продленного дня использую здоровьесберегающую технологию. Прогулки и экскурсии - это активный отдых на воздухе (при хорошей погоде) в тесном общении с природой, друг с другом в более естественной обстановке, что помогает детям сбросить накопившуюся усталость и восстановить свои силы.

Подвижные игры во время спортивного часа на воздухе или в помещении (на перемене) предупреждают умственное переутомление, способствуют развитию физической силы, ловкости, организованности, внимательности, умения договариваться и действовать в команде. Это такие игры, как: «Красочки», «Цепи», «Догонялки», «Прятки», «Лабиринт» и другие.

По традиции, уже 2 год мы с ребятами и родителями встречаем Деда Мороза из Великого Устюга, который путешествует по России с программой НТВ. На экскурсиях школьники учатся наблюдать за изменениями в природе, внимательно подмечать что-то необычное, любоваться красотой родного города. Прогулки, экскурсии, спортчасы формируют умение правильно вести себя в свободном общении.

Основным образовательным мероприятием в группе продленного дня является самостоятельная работа, то есть, время, выделенное для выполнения домашнего задания. Самоподготовка учит детей планировать свою деятельность, ответственно относиться к работе, помогать друг другу. Организация учебной деятельности во время самоподготовки предполагает общение между учениками и воспитателем, между самими учащимися с целью взаимопомощи. Во время самостоятельной работы у детей возникают различные трудности из-за пробелов в знаниях, на которые я обязательно обращаю внимание, помогаю их восполнить.

Большое внимание уделяю досуговой деятельности детей. Клубный час направлен на рациональное использование свободного времени в целях разностороннего совершенствования личности школьников, развития их индивидуальных склонностей и способностей, удовлетворения интересов в рамках часа интересного досуга.

В свободное время объединяются и чередуются различные виды деятельности: рисование, работа с бумагой и поделочным материалом, а также настольные развивающие игры, которые формируют у детей интеллектуально-творческие способности: наблюдательность, память, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, находить ошибки.

Увлекательно, интересно проходят развивающие игры: «Математическая рыбалка», «Помоги мухомору», «Лабиринт», «Кто Я?», «Найди слово в слове», «Доскажи словечко»; разгадывание ребусов и кроссвордов.

Инсценирование сказок «Репка», «Теремок», «Колобок» и другие. В занимательной развивающей игре дети получают навыки групповой работы, развивают коммуникативные способности и создаётся радостное рабочее настроение, что немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.

В своей работе применяю технологию коллективного творческого дела. Осенью на экскурсиях мы с ребятами собирали поделочный материал.
Затем, в «Мастерской Самоделкина» ученики изготовили сказочных человечков и оформили коллективную творческую работу «Осенняя сказка» для школьной выставки «Чудеса осени». А для своих классных руководителей изготовили сюрпризы к Дню Учителя. И, конечно, поздравили поделками и открытками мам к празднику.

Очень любят дети лепить из пластилина. Лепка развивает творчество, фантазию, мелкую моторику рук. На таких занятиях дети принимают активное и осознанное участие, используют свои знания и учат других. Ведь совместная работа выставляется на всеобщее обозрение и надо особенно постараться! В связи с этим в ГПД раскрывается потенциал детей, создается благоприятный психологический климат, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

Стараюсь сделать пребывание детей в ГПД комфортным для успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья школьников.

Пребывание ребенка в группе продленного дня создает условия для посещения различных кружков и секций, что способствует самовыражению детей и улучшению их коммуникативных навыков. Детям предлагаются различные формы деятельности, из которых каждый ученик может выбрать то, что ему больше нравится и что лучше получается. В нашей школе это «Хореография», «Играем и учим английский», «Здоровье и спорт».

При посещении библиотеки им. В.М.Береснева и «Литературной гостиной» (в библиотеке семейного чтения) школьники развивают свои познавательные и творческие способности в кружках: «Бумажная фантазия» (оригами), «Информационная культура школьника».

Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в социальной среде, у них раскрываются организаторские, музыкальные способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей. Я стараюсь работать в тесном контакте с классными руководителями, библиотекарями, родителями.

Итак, группа продленного дня это отличная модель организации внеурочной деятельности младших школьников.

Совместная учебная, игровая, познавательная, творческая, спортивно-оздоровительная и любая другая досуговая деятельность школьников в условиях ГПД - это получение позитивного социального опыта общения, взаимодействия и развития разносторонних способностей.

Исследования учёных, мнения родителей, и конечно, мой большой опыт работы показывает: школьники, которые посещают ГПД более успешно усваивают разнообразные знания, умения и навыки; у них богаче осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание. В большей мере формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность, объективность, инициатива. Больше обогащён внутренний мир, приобретён ценный, жизненный опыт.

Мои воспитанники принимают активное участие в различных конкурсах, олимпиадах разного уровня, становясь дипломантами, лауреатами, победителями, занимая призовые места.