Предлагаемые раздаточные материалы на занятиях по слушанию музыке и музыкальной литературе содержат примерные вопросы, тесты, игры-загадки и кроссворды для учащихся музыкальных отделений детских школ искусств. Применение таких материалов позволяет провести закрепление материала, проверку знаний учащихся в форме игры- соревнования, совместного обсуждения вопросов, создает атмосферу «спортивного» азарта, увлекает детей и активизирует их внимание. Дети дополняют и исправляют ответы, спорят, учатся обосновывать свою точку зрения. Задания могут выполняться как в индивидуальной форме, так и в парах, малых группах; дается возможность выбора вопросов из ряда предложенных.
В 1-2-м классах, когда дети еще недостаточно владеют письменными навыками, оптимальной представляется устная работа. К 3-4 классам ученики дети справляются с письменной формой выполнения заданий. Количество заданий, сделанных за урок, не регламентировано. Наиболее простые вопросы могут быть пройдены бегло; задания, требующие от учащихся рассуждений, объяснений, займут больше времени. Обычно на уроке выполняется до 3-х вопросов с последующей коррекцией обнаруженных ошибок и недочетов, краткими записями терминов, значений слов. Полезно предложить простые задания и более старшим классам, так как это дает возможность детям увидеть свой личностный рост. Кроссворды выполняются письменно и адресованы учащихся средних - старших классов (учащиеся могут и сами участвовать в создании таких заданий).
Проверочные задания по слушанию музыки. 2-3 классы
Задание №1. Составьте пары слов, объясните свой выбор:
1. Припев, подголосок, куплет, мелодия.
2. Лад, такт, минор, размер.
3. Аллегро, жанр, песня, темп.
4. Оркестр, ария, дирижер, опера.
5.Домра, балет, скоморох, пантомима.
6. Романс, кульминация, аккомпанемент, мелодия.
7. Аккорд, трезвучие, фактура.
8. Кантилена, аллегро, мелодия, легато.
9.Фактура, сопрано, полифония, тембр.
10.Речитатив, стаккато, кантилена, штрихи.
11.Канон, темп, имитация, анданте.
12.Размер, соло, такт, тутти.
Задание № 2. Найдите обобщающее слово для данных слов. Объясните значение любых двух слов из задания:
1. Адажио, анданте, модерато, аллегро - это …
2. Сопрано, альт, тенор, бас - это …
3. Одноголосная, аккордовая, мелодия с аккомпанементом, полифоническая - это …
4. Стаккато, легато, нон легато - это …
5. Диминуэндо, крещендо, пиано, форте, меццо форте, меццо пиано - это …
Задание № 3. Найдите «лишнее» слово, объясните:
1. Гусли, жалейка, балалайка, домра.
2. Рожок, домра, свирель, кугиклы.
3. Закличка, потешка, жалейка, колядка.
Игры-загадки со звуковыми подсказками
Музыкальные тембры.
Прослушайте музыкальную подсказку, ответьте на вопрос, вставьте пропущенные слова. Если вам знакомы произведения, впишите фамилию автора и название в пустую ячейку.
1. |
Самый низкий по звучанию инструмент (…) духовой группы. |
|
2. |
Самый высокий по звучанию инструмент (…) духовой группы, название которого в переводе с латыни означает «дуновение, дыхание». |
|
3. |
Особый прием игры на струнных (…) инструментах. |
|
4. |
Инструмент симфонического оркестра, не входящий ни в одну из основных групп. |
|
5. |
Название этого инструмента на немецком языке означает «лесной горн». Он входит в группу (…) духовых. |
|
6. |
Самый низкий по звучанию инструмент (…) смычковой группы. |
|
7. |
Инструмент, родственный и клавишным, и духовым. |
|
8. |
Старинный инструмент, предшественник фортепиано. |
|
9. |
Ансамбль музыкантов. Тембры каких инструментов вы услышали? |
|
10. |
Что отличает два варианта исполнения пьесы (какие элементы музыкального языка изменяются)? |
|
11. |
Какая группа инструментов исполняет произведение? Назовите вид музыкальной фактуры (мелодия с аккомпанементом, аккордовая, полифоническая). |
|
12. |
Прослушайте два произведения. Одно из них исполняется соло, а другое (…). |
|
13. |
Тембры каких инструментов вы услышали? Назовите вид фактуры. |
К каждому из вопросов предлагается фрагмент, иллюстрирующий их, звуковая «подсказка» (примерный список может быть изменен):
- Д. Сасс. Баллада (туба).
- К.В. Глюк. Мелодия (флейта).
- И.Штраус. Полька- пиццикато.
- К. Дебюсси. «Девушка с волосами цвета льна» (арфа).
- Й. Гайдн. Концерт для валторны и струнного оркестра Ре- мажор, III ч.
- К. Сен-Санс. «Карнавал животных», «Слон» (контрабас).
- И. С. Бах. Хоральная прелюдия (орган).
- Г. Ф. Гендель. Пассакалия соль- минор (клавесин).
- И. С. Бах. Соната для флейты и клавира соль- минор.
- А. Лядов. «Музыкальная табакерка» (фортепиано, баян; тембр, темп).
- З. Фибих. Поэма (струнные смычковые).
- Н. Паганини. Каприс; Л. ван Бетховен. Симфония №5, финал (тутти).
- И. С. Бах. Хорал «Wachet auf» (орган, труба, полифония).
Музыкальные жанры
Прослушайте две пьесы, назовите их жанр. Если музыка знакома, вспомните название и автора. Прочтите подсказку. Что общего в музыке этих произведений?
1. |
В переводе с французского название жанра означает «ночной». |
||
2. |
Название этого жанра на итальянском языке означает «песня лодочника». |
||
3. |
В переводе с итальянского название жанра означает «шутка». |
||
4. |
Как называется этот жанр? |
||
5. |
Название этого жанра означает «вступление». |
||
6. |
Название жанра означает «изобретение». Какой прием лежит его основе? |
Произведения для слушания (одно из них должно быть знакомым):
- Ф. Шопен. Ноктюрн; Э. Григ. Ноктюрн.
- Ф. Шуберт. «Баркарола»; М. Глинка «Венецианская ночь».
- И. С. Бах. Скерцо из сюиты для оркестра №2; Ф. Мендельсон. Скерцо из сюиты «Сон в летнюю ночь».
- А. Бородин. «Серенада 4-х кавалеров»; М. Глинка. «Я здесь, Инезилья»; либо: С. Рахманинов. «Итальянская полька»; И. Штраус. Полька (любая); либо: С. Прокофьев «Марш» («Детская музыка»); П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» и т.п.
- И. С. Бах. Прелюдии из ХТК.
- И. С. Бах. Инвенции.
Кроссворды для 4-5 классов
По вертикали:
1. Итальянский монах, создатель слоговых обозначений звуков.
2. Инструмент, на котором, согласно греческому мифу, играл Аполлон.
3. В греческой мифологии дочери Зевса, покровительницы искусств.
4. В греческой мифологии бог солнца, покровитель искусств.
5. Легендарный греческий поэт, автор поэм «Илиада» и «Одиссея».
6. В мифологии - духи мщения.
По горизонтали:
1. Итальянский композитор 18 века, автор концертов «Времена года».
2.Знаки, применяемые в западноевропейской церковной музыке до изобретения нотного письма.
3. Древнегреческий музыкальный инструмент, родственный гобою.
4. Певцы- сказители в Древней Греции.
5. Легендарный древнегреческий певец, миф о котором вдохновил многих композиторов.
6. Название одной из частей католической мессы, в переводе с латыни -«слава».
1.Украинский народный танец.
2.Старинный бальный 4-х дольный танец.
3. Русский народный духовой инструмент.
4. Пьеса, в которой рефрен чередуется с эпизодами.
5. Композитор эпохи Возрождения, автор произведений для хора.
6. Герой новгородских былин, музыкант.
7. Французский композитор-клавесинист, автор пьесы «Кукушка».
8. Знак, отменяющий повышение или понижение звука.