Проверочные задания. Слушание музыки и Музыкальная литература

Разделы: Музыка, Дополнительное образование

Классы: 2, 3, 4, 5, 6


Предлагаемые раздаточные материалы на занятиях по слушанию музыке и музыкальной литературе содержат примерные вопросы, тесты, игры-загадки и кроссворды для учащихся музыкальных отделений детских школ искусств. Применение таких материалов позволяет провести закрепление материала, проверку знаний учащихся в форме игры- соревнования, совместного обсуждения вопросов, создает атмосферу «спортивного» азарта, увлекает детей и активизирует их внимание. Дети дополняют и исправляют ответы, спорят, учатся обосновывать свою точку зрения. Задания могут выполняться как в индивидуальной форме, так и в парах, малых группах; дается возможность выбора вопросов из ряда предложенных.

В 1-2-м классах, когда дети еще недостаточно владеют письменными навыками, оптимальной представляется устная работа. К 3-4 классам ученики дети справляются с письменной формой выполнения заданий. Количество заданий, сделанных за урок, не регламентировано. Наиболее простые вопросы могут быть пройдены бегло; задания, требующие от учащихся рассуждений, объяснений, займут больше времени. Обычно на уроке выполняется до 3-х вопросов с последующей коррекцией обнаруженных ошибок и недочетов, краткими записями терминов, значений слов. Полезно предложить простые задания и более старшим классам, так как это дает возможность детям увидеть свой личностный рост. Кроссворды выполняются письменно и адресованы учащихся средних - старших классов (учащиеся могут и сами участвовать в создании таких заданий).

Проверочные задания по слушанию музыки. 2-3 классы

Задание №1. Составьте пары слов, объясните свой выбор:
1. Припев, подголосок, куплет, мелодия.
2. Лад, такт, минор, размер.
3. Аллегро, жанр, песня, темп.
4. Оркестр, ария, дирижер, опера.
5.Домра, балет, скоморох, пантомима.
6. Романс, кульминация, аккомпанемент, мелодия.
7. Аккорд, трезвучие, фактура.
8. Кантилена, аллегро, мелодия, легато.
9.Фактура, сопрано, полифония, тембр.
10.Речитатив, стаккато, кантилена, штрихи.
11.Канон, темп, имитация, анданте.
12.Размер, соло, такт, тутти.

Задание № 2. Найдите обобщающее слово для данных слов. Объясните значение любых двух слов из задания:
1. Адажио, анданте, модерато, аллегро - это …
2. Сопрано, альт, тенор, бас - это …
3. Одноголосная, аккордовая, мелодия с аккомпанементом, полифоническая - это …
4. Стаккато, легато, нон легато - это …
5. Диминуэндо, крещендо, пиано, форте, меццо форте, меццо пиано - это …

Задание № 3. Найдите «лишнее» слово, объясните:
1. Гусли, жалейка, балалайка, домра.
2. Рожок, домра, свирель, кугиклы.
3. Закличка, потешка, жалейка, колядка.

Игры-загадки со звуковыми подсказками

Музыкальные тембры.

Прослушайте музыкальную подсказку, ответьте на вопрос, вставьте пропущенные слова. Если вам знакомы произведения, впишите фамилию автора и название в пустую ячейку.

1.

Самый низкий по звучанию инструмент (…) духовой группы.

2.

Самый высокий по звучанию инструмент (…) духовой группы, название которого в переводе с латыни означает «дуновение, дыхание».

3.

Особый прием игры на струнных (…) инструментах.

4.

Инструмент симфонического оркестра, не входящий ни в одну из основных групп.

5.

Название этого инструмента на немецком языке означает «лесной горн». Он входит в группу (…) духовых.

6.

Самый низкий по звучанию инструмент (…) смычковой группы.

7.

Инструмент, родственный и клавишным, и духовым.

8.

Старинный инструмент, предшественник фортепиано.

9.

Ансамбль музыкантов. Тембры каких инструментов вы услышали?

10.

Что отличает два варианта исполнения пьесы (какие элементы музыкального языка изменяются)?

11.

Какая группа инструментов исполняет произведение? Назовите вид музыкальной фактуры (мелодия с аккомпанементом, аккордовая, полифоническая).

12.

Прослушайте два произведения. Одно из них исполняется соло, а другое (…).

13.

Тембры каких инструментов вы услышали? Назовите вид фактуры.

К каждому из вопросов предлагается фрагмент, иллюстрирующий их, звуковая «подсказка» (примерный список может быть изменен):

  1. Д. Сасс. Баллада (туба).
  2. К.В. Глюк. Мелодия (флейта).
  3. И.Штраус. Полька- пиццикато.
  4. К. Дебюсси. «Девушка с волосами цвета льна» (арфа).
  5. Й. Гайдн. Концерт для валторны и струнного оркестра Ре- мажор, III ч.
  6. К. Сен-Санс. «Карнавал животных», «Слон» (контрабас).
  7. И. С. Бах. Хоральная прелюдия (орган).
  8. Г. Ф. Гендель. Пассакалия соль- минор (клавесин).
  9. И. С. Бах. Соната для флейты и клавира соль- минор.
  10. А. Лядов. «Музыкальная табакерка» (фортепиано, баян; тембр, темп).
  11. З. Фибих. Поэма (струнные смычковые).
  12. Н. Паганини. Каприс; Л. ван Бетховен. Симфония №5, финал (тутти).
  13. И. С. Бах. Хорал «Wachet auf» (орган, труба, полифония).

Музыкальные жанры

Прослушайте две пьесы, назовите их жанр. Если музыка знакома, вспомните название и автора. Прочтите подсказку. Что общего в музыке этих произведений?

1.

В переводе с французского название жанра означает «ночной».

2.

Название этого жанра на итальянском языке означает «песня лодочника».

3.

В переводе с итальянского название жанра означает «шутка».

4.

Как называется этот жанр?

5.

Название этого жанра означает «вступление».

6.

Название жанра означает «изобретение». Какой прием лежит его основе?

Произведения для слушания (одно из них должно быть знакомым):

  1. Ф. Шопен. Ноктюрн; Э. Григ. Ноктюрн.
  2. Ф. Шуберт. «Баркарола»; М. Глинка «Венецианская ночь».
  3. И. С. Бах. Скерцо из сюиты для оркестра №2; Ф. Мендельсон. Скерцо из сюиты «Сон в летнюю ночь».
  4. А. Бородин. «Серенада 4-х кавалеров»; М. Глинка. «Я здесь, Инезилья»; либо: С. Рахманинов. «Итальянская полька»; И. Штраус. Полька (любая); либо: С. Прокофьев «Марш» («Детская музыка»); П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» и т.п.
  5. И. С. Бах. Прелюдии из ХТК.
  6. И. С. Бах. Инвенции.

Кроссворды для 4-5 классов

По вертикали:
1. Итальянский монах, создатель слоговых обозначений звуков.
2. Инструмент, на котором, согласно греческому мифу, играл Аполлон.
3. В греческой мифологии дочери Зевса, покровительницы искусств.
4. В греческой мифологии бог солнца, покровитель искусств.
5. Легендарный греческий поэт, автор поэм «Илиада» и «Одиссея».
6. В мифологии - духи мщения.

По горизонтали:
1. Итальянский композитор 18 века, автор концертов «Времена года».
2.Знаки, применяемые в западноевропейской церковной музыке до изобретения нотного письма.
3. Древнегреческий музыкальный инструмент, родственный гобою.
4. Певцы- сказители в Древней Греции.
5. Легендарный древнегреческий певец, миф о котором вдохновил многих композиторов.
6. Название одной из частей католической мессы, в переводе с латыни -«слава».

1.Украинский народный танец.
2.Старинный бальный 4-х дольный танец.
3. Русский народный духовой инструмент.
4. Пьеса, в которой рефрен чередуется с эпизодами.
5. Композитор эпохи Возрождения, автор произведений для хора.
6. Герой новгородских былин, музыкант.
7. Французский композитор-клавесинист, автор пьесы «Кукушка».
8. Знак, отменяющий повышение или понижение звука.