Цели: расширять представление детей о профессии пожарного, познакомить детей с правилами пожарной безопасности, причинах, действиях и вещах, которые способствуют возникновению пожара; дать понимание качеств личности пожарного, ответственности профессии.
Задачи:
Образовательная:
- закрепить знания детей об одежде пожарного;
- учить действовать в неожиданных для детей ситуациях;
- сформировать чувство опасности огн;
- познакомить детей с номером «01», научить звонить в пожарную часть по телефону;
Развивающая:
- развивать внимание, память, любознательность, логическое мышление;
- учить отвечать на вопрос, активизировать в речи детей слова по теме «Пожарная безопасность»;
Воспитывающая:
- воспитывать в детях потребность своей безопасности и безопасности окружающего его пространства;
Оборудование: демонстрационные картинки: огонь, пожарный, номер «01», «101», «112», домовенок Фрол; листы с распечатанным номером «01», «101», «112», по количеству детей, карандаши красного цвета; подносы; игрушка -пожарная машина; телефон; одежда пожарного, рация, топорик, значок пожарного, куклы, обручи, значки для награждения; металлический поднос, свеча, емкость с водой, емкость с землей, емкость с песком, пустая банка.
Предварительная работа:
- показ иллюстраций по теме
- беседы с детьми по теме «Правила поведения при пожаре»
- проведение дидактических игр «Правила вызова пожарных»
- показ презентации на тему «Вещи опасные-безопасные»
- загадки по теме
- чтение художественной литературы
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости пришел наш знакомый домовенок Фрол. Давайте поздороваемся с ним.
Дети: здороваются.
Ребята, помните какой непослушный домовенок Фрол? Сейчас я прочту вам про его поступки, а вы послушайте.
…- Спички ты, внучек, не трожь!
Как-то бабушка сказала,
- А не то весь дом сожжешь!
Но пока она вязала,
Домовенок тут как тут:
Спички взял и газ включил-
Видел он как спички жгут,
Но огонь как подскочил!
Почему-то получилось
Все совсем не как у взрослых!...
Воспитатель: Вот такая история случилась с нашим домовенком. Ребята, можно ли брать спички детям?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, домовенок мне говорит, что он очень хочет стать пожарным, но каким должен быть пожарный он не знает. Давайте ему поможем!
Ответы детей.
Воспитатель: Пожарный сильный и много занимается спортом. Предлагаю всем нам размяться и сделать физкультминутку:
Встанем дети, улыбнемся, (улыбаются)
Разомнемся, разомнемся. (потягиваются)
Плечи вверх поднимем, (подъем плечей вверх)
А теперь опустим. (опустили плечи)
Вправо, влево сделаем наклон (наклон вправо, наклон влево)
И руками сделаем поклон. (наклон вперед)
Шаг на месте, шаг на месте, (шагают на месте)
Стоп! (останавлваются)
Воспитатель: Ребята, пожарный должен быть не только сильным, но и умным, сообразительным! Домовенок Фрол предлагает вам поиграть в игру, которая называется «Друг или враг».
Ребята, перед вами лежат предметы, которые могут привести к пожару и те от которых не может случиться пожар. Разложите на красный поднос предметы, от которых может случиться пожар. И объясните почему.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.
А сейчас задание от меня.
Назовите номер телефона, по которому нужно вызывать пожарную службу.
Ответы детей.
Воспитатель: Верно! Это номера 01, 101 и 112. Какое стихотворение вы знаете об этом номере?
Дети отвечают:
Знает каждый гражданин
Этот номер 101.
Если к вам придет беда.
Позвони скорей туда.
Эти номера нужно хорошо запомнить! А для этого вы разукрасите их карандашами.
Воспитатель раздает листочки с уже написанным на них номером 01, 101, 112 раздает карандаши, дети разукрашивают. Далее листочки дети кладут на поднос.
Воспитатель: Ребята, вы так увлеченно разукрашивали номера 01, 101 и 112, что ваши пальчикам нужна разминка. Я буду называть действия, а вы хлопайте, если от него может случится возгорание:
- поджигание
- лежание
- пение
- игры со спичками
- прыгание
- рисование
- хлопанье
- поджигание бумаги
- свечи зажигание
- включение утюга
Воспитатель: Все верно! Молодцы! Ребята, домовенок просит вас показать ему как правильно звонить в пожарную службу по телефону. Покажем?
Сначала вспомним как это делается: вызывая на помощь пожарных мы набираем номер телефона, а также обязательно говорим им адрес - улицу и номер дома, где возник пожар, номер квартиры (если ты знаешь), называем свою фамилию и имя.
Ответы детей.
Воспитатель устанавливает игрушечный телефон. Выбирается звонящий и пожарный. Происходит телефонный разговор с вызовом пожарных на пожар.
Телефонный звонок.
Алло, пожарная часть. Слушаю вас. Что случилось? Назовите ваш адрес? Улица, номер дома, квартиры. Назовите Вашу Фамилию и имя.
Ребенок называет. И пожарные приезжают на вызов.
Воспитатель: Ребята, вы правильно вызвали пожарных, молодцы!
И помощь уже нужна! Вы пожарные и вам нужно спасти из огня кукол.
В обручах находятся куклы на разном расстоянии друг от друга. Задача каждого ребенка спасти из области пожара одну куклу и быстро вынести ее на стульчик.
Воспитатель: Ребята, какие вы храбрые и смелые! Настоящие пожарные! Вы справились со всеми заданиями. Молодцы!
Я с удовольствием вручаю вам значки пожарного!
Воспитатель вручает значки каждому ребенку.
Воспитатель: Сейчас, ребята, я предлагаю вам провести эксперимент.
Присаживайтесь на стулья. «Чем можно потушить огонь?» (ответы детей). «Давайте проверим так ли это».
Далее происходит эксперимент тушения пламени огня водой, землей, песком, закрыванием пустой банки. Выясняется, чем можно потушить огонь и почему.
Итог. Рефлексия
Воспитатель:
- Дети, что мы сегодня с вами делали? (ответы детей)
- Можно играть спичками? Почему? (ответы детей)
- К кому нужно обращаться, если случился пожар? (ответы детей)
- По какому номеру нужно вызывать пожарных? (ответы детей)
- Что нужно говорить, когда вызывают пожарных? (ответы детей)
- Чего боится огонь? (ответы детей)
- Так каким должен быть пожарный? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, домовенок Фрол благодарит вас за то, что вы ему все объяснили и показали. Он теперь знает, что пожарный должен быть смелым, храбрым, выносливым, быстрым, ловким, умным.
Вы настоящие друзья! Он прощается с вами до новых встреч.
Дети прощаются с домовенком.
До свидания!
Использованная литература
- Т.А. Шорыгина. Правила пожарной с правилами пожарной безопасности. Москва. 2008.
- Брешина В.И. Педагогам и родителям о пожарной безопасности. Учебное пособие Москва, 2004.
- ресурсы Интернета.