Экологический проект «Значение растений в экосистеме «Пресный водоем»»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: экологический проект, пресный водоем


Актуальность. Растительный мир удивительно разнообразен. Водные растения занимают обособленное положение в растительном мире благодаря своим биологическим и экологическим особенностям и являются важным звеном пресноводных экосистем. В силу специфических условий, складывающихся в водоемах, водные растения играют значительную роль в формировании и сохранении биологического разнообразия региона. В настоящее время водные растения вызывают большой практический интерес как декоративные культуры, не теряет своей актуальности их биоиндикационное и санитарное использование в связи с проблемой «чистой воды». Но с ухудшением экологии мы рискуем потерять флору водного мира. Наша задача познакомить детей с удивительным миром водных растений с его красотой и необыкновенностью и донести подрастающему поколению информацию о том, что баланс в сообществах растений формируется в течение тысячелетий, поэтому нарушения в связи с исчезновением даже одного из растений наносят ощутимый урон природе. Только сообща мы сможем сохранить целостность нашей природы.

Проблема: не сформированы представления о значении водных растениях в жизни водоема. Тип проекта: исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой.

Цель: формирование представления о взаимосвязи животных и растений с условиями жизни в экологической системе «Пресный водоем».

Задачи:

  • расширять знания детей о видах пресных водоёмов (пруд, озеро, река, ручей, болото);
  • познакомить с водными растениях пресных водоемов;
  • формировать представления о значении воды в жизни растений, и о роли растений в очистке воды и воздуха на пресном водоеме;
  • учить детей определять водные растения на вид и по описанию по характерным особенностям их внешнего вида;
  • привлечь внимание воспитанников к охране окружающей среды;
  • повышать уровень речевой активности, обогащать словарный запас;
  • знакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, загадками по теме «Водные растения».

Вид проекта: однодневный, групповой.

Целевая группа: дети подготовительной группы (6-7 лет), родители, воспитатели.

Сроки реализации: 12 марта 2021 года.

Этапы проекта:

Подготовительный:

  • постановка проблемы;
  • определение цели и задач исследовательской работы;
  • изучение методической литературы;
  • обследования уровня развития познавательного интереса у детей;
  • разработка плана мероприятий проекта;
  • подборка и разработка материалов для проведения мероприятий.

Основной:

  • НОД: «Жизнь растений пресного водоёма», аппликация «Кувшинка» оригами;
  • Совместная с педагогом деятельность в уголке природы: «Зеленый десант» уборка больных листьев, подкормка;
  • Рассматривание иллюстраций с изображение пресных водоемов;
  • Наблюдение за проращиванием семян в «Огороде окне»;
  • Чтение. Легенды о цветах. Как появились незабудки на Земле?, сказки А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»;
  • Просмотр видеофильма «Растения пресных водоемов»;
  • Дидактическая игра: «Разрезные картинки»;
  • Подвижная игра «В поле выросли цветы»;
  • Инд. работа по ЗКР «Сосчитай до пяти»;
  • Пальчиковая гимнастика «Цветок»;
  • Пальчиковое упражнение «Морская водоросль»;
  • Дыхательная гимнастика «Цветы», «Аромат цветов».

Материалы:

  • иллюстрации водоёмов и водных растений;
  • видеофильм, видеоролик и презентация «Растения пресных водоемов;
  • подборка пальчиковой и дыхательной гимнастики по теме;
  • литература: подборка стихов и загадок по теме, сказки А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»;
  • видеозаписи мультипликационного фильма «Дюймовочка» Союзмультфильм 1964г.;
  • материал для создания коллективной работы «Кувшинки», основа для создания коллажа «Экосистема «Пресный водоем».

Формы работы:

  • проведение НОД;
  • совместная с педагогом деятельность в уголке природы;
  • рассматривание иллюстраций;
  • наблюдение;
  • дидактические игры;
  • подвижные игры;
  • чтение;
  • просмотр видеофильмов;
  • пальчиковая гимнастика;
  • дыхательная гимнастика.

Заключительный этап:

  • тест «Растения пресного водоема»;
  • аппликация «Кувшинки» (в технике оригами);
  • создание коллажа «Экосистема «Пресный водоем» (выполнялся детьми каждый день в течение всего фестиваля «Знатоки природы»);

Результаты проекта:

  • Дети имеют представление об основных водных растениях, называют из них, понимают важность роли водных растений в очищении воды. Знают о значении воды в жизни растений и всего живого на Земле.
  • Дети сумели расположить растения на коллаже, в местах их реального обитания.
  • Дети, с минимальной помощью воспитателя смогли сделать «Кувшинку» в технике оригами.
  • Дети сумели ответить на вопросы теста, лишь некоторые сделали ошибки.

Продукт проекта:

  • коллективная аппликация «Кувшинки на пруду»;
  • коллаж «Экосистема «Пресный водоем»;
  • тест «Растения пресного водоема» (для создания книги «Экосистема «Пресный водоем»» в заключение Квест-фестиваля «Знатоки природы»).

Приложения