Актуальность. Растительный мир удивительно разнообразен. Водные растения занимают обособленное положение в растительном мире благодаря своим биологическим и экологическим особенностям и являются важным звеном пресноводных экосистем. В силу специфических условий, складывающихся в водоемах, водные растения играют значительную роль в формировании и сохранении биологического разнообразия региона. В настоящее время водные растения вызывают большой практический интерес как декоративные культуры, не теряет своей актуальности их биоиндикационное и санитарное использование в связи с проблемой «чистой воды». Но с ухудшением экологии мы рискуем потерять флору водного мира. Наша задача познакомить детей с удивительным миром водных растений с его красотой и необыкновенностью и донести подрастающему поколению информацию о том, что баланс в сообществах растений формируется в течение тысячелетий, поэтому нарушения в связи с исчезновением даже одного из растений наносят ощутимый урон природе. Только сообща мы сможем сохранить целостность нашей природы.
Проблема: не сформированы представления о значении водных растениях в жизни водоема. Тип проекта: исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой.
Цель: формирование представления о взаимосвязи животных и растений с условиями жизни в экологической системе «Пресный водоем».
Задачи:
- расширять знания детей о видах пресных водоёмов (пруд, озеро, река, ручей, болото);
- познакомить с водными растениях пресных водоемов;
- формировать представления о значении воды в жизни растений, и о роли растений в очистке воды и воздуха на пресном водоеме;
- учить детей определять водные растения на вид и по описанию по характерным особенностям их внешнего вида;
- привлечь внимание воспитанников к охране окружающей среды;
- повышать уровень речевой активности, обогащать словарный запас;
- знакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, загадками по теме «Водные растения».
Вид проекта: однодневный, групповой.
Целевая группа: дети подготовительной группы (6-7 лет), родители, воспитатели.
Сроки реализации: 12 марта 2021 года.
Этапы проекта:
Подготовительный:
- постановка проблемы;
- определение цели и задач исследовательской работы;
- изучение методической литературы;
- обследования уровня развития познавательного интереса у детей;
- разработка плана мероприятий проекта;
- подборка и разработка материалов для проведения мероприятий.
Основной:
- НОД: «Жизнь растений пресного водоёма», аппликация «Кувшинка» оригами;
- Совместная с педагогом деятельность в уголке природы: «Зеленый десант» уборка больных листьев, подкормка;
- Рассматривание иллюстраций с изображение пресных водоемов;
- Наблюдение за проращиванием семян в «Огороде окне»;
- Чтение. Легенды о цветах. Как появились незабудки на Земле?, сказки А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»;
- Просмотр видеофильма «Растения пресных водоемов»;
- Дидактическая игра: «Разрезные картинки»;
- Подвижная игра «В поле выросли цветы»;
- Инд. работа по ЗКР «Сосчитай до пяти»;
- Пальчиковая гимнастика «Цветок»;
- Пальчиковое упражнение «Морская водоросль»;
- Дыхательная гимнастика «Цветы», «Аромат цветов».
Материалы:
- иллюстрации водоёмов и водных растений;
- видеофильм, видеоролик и презентация «Растения пресных водоемов;
- подборка пальчиковой и дыхательной гимнастики по теме;
- литература: подборка стихов и загадок по теме, сказки А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»;
- видеозаписи мультипликационного фильма «Дюймовочка» Союзмультфильм 1964г.;
- материал для создания коллективной работы «Кувшинки», основа для создания коллажа «Экосистема «Пресный водоем».
Формы работы:
- проведение НОД;
- совместная с педагогом деятельность в уголке природы;
- рассматривание иллюстраций;
- наблюдение;
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- чтение;
- просмотр видеофильмов;
- пальчиковая гимнастика;
- дыхательная гимнастика.
Заключительный этап:
- тест «Растения пресного водоема»;
- аппликация «Кувшинки» (в технике оригами);
- создание коллажа «Экосистема «Пресный водоем» (выполнялся детьми каждый день в течение всего фестиваля «Знатоки природы»);
Результаты проекта:
- Дети имеют представление об основных водных растениях, называют из них, понимают важность роли водных растений в очищении воды. Знают о значении воды в жизни растений и всего живого на Земле.
- Дети сумели расположить растения на коллаже, в местах их реального обитания.
- Дети, с минимальной помощью воспитателя смогли сделать «Кувшинку» в технике оригами.
- Дети сумели ответить на вопросы теста, лишь некоторые сделали ошибки.
Продукт проекта:
- коллективная аппликация «Кувшинки на пруду»;
- коллаж «Экосистема «Пресный водоем»;
- тест «Растения пресного водоема» (для создания книги «Экосистема «Пресный водоем»» в заключение Квест-фестиваля «Знатоки природы»).