Цель: закрепление умений сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами помногу, поровну, столько - сколько, продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять умение различать геометрические фигуры;
закреплять понятия - много, поровну, столько - сколько.
Развивающие:
- развивать внимание, логическое мышление, речь, зрительное внимание.
- обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия.
Воспитательные:
- воспитывать доброту, умение действовать сообща.
- воспитывать чувства патриотизма.
- выполнять указание воспитателя.
Демонстрационный материал: грузовик, кубики (5 шт.,), матрешек (5 шт.,), круг (диаметр 10 см), квадрат (длина стороны 10 см,) равнобедренный треугольник (длина стороны 10 см).
Раздаточный материал:
- двухполосные карточки, разделенные на «окошки»: в верхних «окошках» изображены матрешки (5 шт.);
- на подносах - по 5 мячей, вырезанных из картона;
- круги, квадраты, треугольники (по одному для каждого ребенка).
I часть. Вводная
Утром встали малыши,
В детский садик все пришли.
Вам мы рады здесь всегда.
Улыбнитесь друзья!
Вос-ль: Ребята, проходите на стульчики, садитесь, я сейчас вам загадаю загадку, и вы узнаете, кто к нам придет в гости.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это?
Дети: Матрешка.
Вос-ль: Ребята, сегодня к нам в гости пришла Русская народная игрушка «Матрешка».
Матрешка является символом нашей огромной страны России.
Сигнал автомобиля за дверью.
Воспитатель ввозит в группу грузовик с кубиками.
Вос-ль: Ребята, посмотрите, к нам приехал грузовой автомобиль!
А какие игрушки лежат в кузове машины? (кубики.)
Вос-ль: Давайте разгрузим автомобиль (разгрузили)
Сколько кубиков?
Дети: (Много)
Вос-ль: кубиков много, матрешка одна. В чем секрет?
Дети: (надо открыть матрешку)
Вос-ль: Сколько матрешек? (Много)
А теперь, на каждый кубик поставим матрешку,
Вос-ль: Что можно сказать о количестве кубиков и матрешек?
(Кубиков и матрешек поровну)
II часть
Вос-ль: Ребята, матрешки хотят поиграть с вами. Хотите с ними поиграть?
Дети: (Да, хотим поиграть с матрешками)
(На столах лежит раздаточный материал).
Вос-ль: Наши маленькие гости очень любят играть. А вот с чем?
Отгадаете загадку и узнаете любимую игрушку матрешек:
Стукнешь о стенку, а я отскочу.
Бросишь на землю - а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу -
Смирно лежать я никак не хочу.
Если дети затрудняются в ответе, можно подсказать: он круглый, разноцветный и т.д.
Дети: (Мяч)
Вос-ль: Молодцы, ребята! Отгадали загадку. Это мяч. Давайте дадим каждой матрешке один мячик.
Перед вами лежат карточки с изображением матрешек. Разложите мячики под каждой матрешкой: одна матрешка - один мячик.
В ходе выполнения упражнения воспитатель задает детям вопросы:
- Сколько мячиков вы положили?
Дети: (Много)
Вос-ль: - Что можно сказать о количестве матрешек и мячиков?
Дети: (Матрешек и мячиков поровну)
Вос-ль: - У каждой матрешки есть мячик?
Дети: (Да)
Вос-ль: - Матрешек и мячиков поровну?
Дети: (Да, поровну)
Уточнить, что мячиков столько же, сколько и матрешек.
Вос-ль: Ребята, повторите: Мячиков столько же, сколько матрешек!
Дети: (хором и индивидуально) повторяют за воспитателем.
Вос-ль: А теперь, ребята, мы немного отдохнем, давайте покажем матрешкам, как прыгают мячики!
Физминутка: «Как мячики»
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики,
Ножками топают,
Ручками хлопают,
Головой кивают,
Все вместе отдыхают.
III часть
Вос-ль: Молодцы, ребята, присаживайтесь на стульчики.
Включается интерактивная доска. На экране расположены фигуры: квадрат желтого цвета и треугольник зеленого цвета.
Вос-ль: Ребята, какие фигуры вы видите?
Дети: (Квадрат и треугольник)
Вос-ь: Что есть у квадрата?
Дети: (Стороны, углы)
Вос-ль: Сколько сторон у квадрата? Сколько углов?
Дети: (Много)
Вос-ль: Перед вами лежат фигуры: покажите стороны и углы у квадрата. Можно вызвать одного ребенка, который покажет стороны и углы на квадрате, расположенном на доске. (Аналогичные вопросы задать о треугольнике).
Вос-ль: Скажите мне, ребята, чем похожи квадрат и треугольник?
Дети: (Есть стороны и углы)
Вос-ль: Ребята, посмотрите, чем отличаются фигуры.
Дети: у квадрата много углов, а у треугольника мало.
Воспитатель накладывает треугольник на квадрат.
Обращает внимание, какие углы у квадрата и треугольника имеют пары («дружат», у каких углов квадрата нет «друзей»).
Аналогичные вопросы задать о сторонах фигур.
Вос-ль: Почему же, не все углы и стороны, имеют пару («друга»?)
Обобщить: - У квадрата больше сторон и углов!
IV часть
Вос-ль: Молодцы, ребята!
Вос-ль: Кто сегодня приходил к нам в гости?
Дети: Матрешка.
Вос-ль: В какие игры, мы играли с Матрешкой?
Дети: В мячик.
Вос-ль: А что вы подарили Матрешке?
Дети: Мячи.
Вос-ль: Ребята, вам понравилась встреча с Матрешкой.
Дети: Да.
Вос-ль: Скажем, мы ей до свидания, и снова будем ее ждать в гости.
Дети: До свидания!