Формирование артистизма у детей школьного возраста в процессе обучения вокалу

Разделы: Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


В вокальной группе «Ассоль» занимаются дети младшего школьного возраста и дети очень много концертируют, участвуют в конкурсах. Для концертного выступления на сцене недостаточно иметь просто красивый вокал, но и важно быть артистом, потому что зрители не только слышат исполнителя, но и смотрят на него. Поэтому важно проявлять артистические качества. И на конкурсах одним из критериев оценки жюри является артистизм. Поэтому проблема формирования артистизма у детей младшего школьного возраста является актуальной. Вопросы развития артистизма волновали не только деятелей театральной педагогики, но и музыкантов- педагогов: К.С.Станиславского, В.Н.Немирович-Данченко, М.С.Щепкина, Е.Б.Вахтангова.

Анализ научной литературы и практики позволил рассмотреть различные аспекты данного понятия. Ряд ученых считает, что артистизм такое качество, владение которым обеспечивает свободу личностного самовыражения, свободу творчества в широком смысле этого понятия, богатство личностных проявлений, ощущение внутренней свободы, а не только внешние факторы - жесты, мимика, интонация.

Согласно словарю С.И.Ожегова, артистизм-тонкое мастерство в искусстве виртуозность в работе. Основными признаками артистизма, являются: творческий склад, интуиция, эмоциональность, творческая продуктивность. К.С.Станиславского, раскрывая специфику актерской профессии, основное внимание сосредоточивая на специфических качествах, которыми должен обладать актер, на понимании мастерства как силы личного обаяния, воздействия на аудиторию, заразительности и притяжении актера. Работа над художественным образом - вот приоритетная задача, которая ставится перед исполнителем. Только благодаря артистическому выступлению музыкант-исполнитель может донести до зрителя замысел композитора, вызвать сопереживание зрителя-слушателя. Проведенный анализ толкования понятия артистизма привел нас к выводу, что артистизм-это особое свойство и качество личности, совокупность специальных способностей, умений, навыков оказываться в новом образе, обеспечивающих высокий уровень мастерства в искусстве. Артистичная личность легче адаптируется к постоянно меняющимся условиям жизни, направлена на творческое созидание, на конструктивное и оптическое ее восприятие. Артистизм-творческий подход к выходу из проблемных ситуаций. Именно поэтому важной задачей современной педагогики становится формирование этого качества. Изучение научной литературы и практики преподавания вокала позволило установить, что формирование артистизма у детей младших школьников в учебных заведениях представляет собой процесс познания, создания художественного образа выразительными средствами музыкального и театрального искусства.

Артистическое начало выступает важнейшей качественной характеристикой учебно-творческой деятельности вокалиста, его неотъемлемым атрибутом охватывая познавательную, эмоциональную и волевую сферы человека. По мнению профессиональных певцов, настоящее развитие, воспитание и обучение артиста происходит именно тогда, когда он выступает перед публикой. Главная задача исполнителя: поселить в душе образ, ввести в мир человеческих страстей. Играть на сцене, создавать образ певцу труднее, нежели драматическому актеру, потому что певец должен на сцене петь. Сущность артистизма заключается в особом психологическом состоянии личности, которое проявляется в готовности, стремлении и умении оригинального решения художественно-познавательных задач. Специфика вокального исполнительства обусловлена синтезом музыки, слова, движения. Развитие артистизма у детей младшего школьного возраста является одним из важных аспектов целестного процесса музыкального воспитания и образования. Я полагаю, что целенаправленное формирования артистических способностей требует специальных педагогических условий.

Первое педагогическое условие-включенность детей в игровую деятельность. Практика показала, что существенно активизировать процесс формирования артистических способностей позволило наличие разнообразных театрализованных игр. Игра наиболее доступный ребенку и интересный способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций. Игра очень важна при обучении такому виду искусства, как пение. Театрализованная игра является эффективным средством социализации ребенка в процессе осмысления им художественно-образного подтекста музыкального произведения. Создание театрального образа должно происходить путем игрового процесса, поскольку театрализованные игры имеют определенные условия, цель.

Второе педагогическое условие-создание творческой атмосферы. Важно отметить, что тщательно продуманный план урока является важнейшим условием создания творческой атмосферы, позволяет развить у воспитанников эмоциональную впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное. Занятие выстраивается таким образом, чтобы в течении занятия у ученика поддерживается интерес, поэтому при создании единой атмосферы на уроке, проявляется благоприятная среда для подъема артистических способностей учеников. Прослеживается положительное влияние и взаимопонимание.

Третье педагогическое условие - артистический показ преподавателя. Демонстрация аудио и видеозаписей. Особое место уделяется принципу наглядного показа. Показ предполагает обыгрывание учителем произведения того или иного характера. Для наилучшего понимания, создания и воспроизведения художественного образа. В результате использования принципа наглядности ученики получают непосредственное представление о содержании артистической деятельности, а также накапливают духовно-личностной опыт. На занятиях идет применение различных приемов артистической деятельности-демонстрация видеозаписи(фрагменты выступлений эстрадных и оперных певцов) музыкальных коллективов, с дальнейшим совместным обсуждением и подробным анализом просмотренного и услышанного материала.

Четвертое педагогическое условие-индивидуальный подход к ученикам. Основой формой учебной воспитательной работы являются индивидуальные занятия. Дети артистичны от природы, однако уровень артистических способностей развит у детей не одинаково, от сюда следует что преподаватель должен воссоздавать психологический портрет каждого учащегося: уровень восприятия, памяти, художественной одаренности. Основываясь на полученных результатах, определяется индивидуальный подход к каждому ученику, что обусловит качества дальнейшей работы с детьми в направлении формирования артистизма. Таким образом систематическая работа по формированию артистических способностей у детей младшего школьного возраста позволяет повысить качества концертных и конкурсных выступлений вокальной группы «Ассоль».