Особенности ребёнка десяти лет

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 4


Существует прекрасный, но очень загадочный и сложный детский возраст, который очень мало изучен. Это возраст 10 лет.

Мы с Вами привыкли освещать в наших статьях и обсуждениях возрастные кризисы 3 и 7 лет.

Но это не правильно. В детский период становления психики и гормональной системы, мы с Вами должны понимать, что кризис у детей происходит ежедневно. Новые ощущения тела, новые эмоции, мечты, восприятие мира через призму собственного понимания происходящего.

Именно в этот период происходят первые разочарования, первые серьёзные влюбленности, которые максимально проявляются на физическом плане болевыми ощущениями в сердце.

В этот период ребёнка беспокоит все: внешность, восприятие сверстниками его как личности, достаток, статус семьи, собственная общественная и социальная значимость. Происходит осознанное распределение себя по финансовому статусу, подростковой субкультуре.

Так же именно в этот возраст наблюдаются самые красочные и содержательные сны, чувство полёта во сне и наяву.

Уважаемые родители и педагоги! Не обрывайте этот полёт своими догмами и продуктами собственного жизненного опыта. Будьте бережны, попытайтесь продлить духовную гармонию наших детей и не уничтожайте зачатки проявления талантов своим интеллектуальным давлением.

Дайте, пожалуйста, детям реализовать свой духовный потенциал и проявить свои таланты.

Первые мысли о суициде и одиночестве так же начинают появляться в этот период.

Не даром есть такое слово тинэйджеры. Значит, возраст 10 лет действительно очень важен, требует всестороннего изучения и создания методик психологического сопровождения и коррекции.

У ребенка в 10 лет наступает период замедления темпа роста и увеличения массы тела. Именно в это возрастной отрезок времени различия между мальчиками и девочками несущественны: для мальчика нормой является рост 137,7 см, а вес - 32,2 кг, для девочки - рост 136,3 см, вес - 32,5 кг.

1. Давайте вспомним пропорции тела 10-летнего ребенка

Многое считают, что большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост.

Интенсивность роста грудной клетки связана с общим ускорением и развитием расположенных в ней органов. В процессе роста грудная клетка становится более плоской.

В этот период обязательно надо следить за весом и характерологическими изменениями ребёнка.

Для определения максимально допустимой массы тела (МДМТ), используется индекс Брока: МДМТ (кг) = рост (см) - 100 + 5

(5 кг прибавляется в случае гиперстенического и отнимается - в случае гипостенического типа конституции).

2. Кожа и кожный слой

К 10-ти годам кожа становится толще и плотнее. Что касается подкожного жирового слоя, то его максимальное накопление наблюдается в период, предшествующий началу пубертатного развития, - в 9-10 лет. До 12 лет подкожный жировой слой увеличивается одинаково как у мальчиков, так и у девочек.

3. Дыхательная система

В концу младшего дошкольного возраста (к 10 годам) функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у ребенка этого возраста относительно учащенное и поверхностное. Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. Частота дыхания в возрасте 10 лет составляет 20-22 раза в минуту. До 8-9 лет величина вентиляции легких у мальчиков и девочек примерно одинакова. Дыхательный объем в возрасте 10 лет составляет 200мл. Жизненная емкость легких равна 2800-3000 мл.

4. Сердечно-сосудистая система

В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека.

Сердце ребенка 10-ти лет лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм. рт.ст., к 9-10 годам - 105/70 мм рт.ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После соревнований, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше - до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, расширяет функциональные возможности детей.

5. Пищеварение

В 10-ти летнем возрасте продолжается смена молочных зубов: меняются 4 клыка. К 10-ти годам желудок приобретает форму, характерную для взрослого человека. Емкость желудка в возрасте 10 лет достигает 750-800 мл, а у взрослого равна 1500-2000 мл. До 10-летнего возраста кислотность желудочного сока повышается у детей мужского и женского пола параллельно, затем бывает более высокой у мальчиков.

В целом органы пищеварения развиваются постепенно, увеличивается их вес и размер, приближаясь к норме взрослого человека. В этот возрастной период начинается интенсивный рост тонкой кишки. К 10 годам она достигает размера 588,9 см. Слизистая оболочка тонкая, ворсинок в тонкой кишке детей меньше, чем у взрослых. Толстая кишка у 10-летнего ребенка равна длине его тела и выполняет резервуарную, гидролитическую и всасывательную функции, ее длина 140,8см.

К 10-ти годам уже завершена качественная и количественная стабилизация микрофлоры кишечника, по основным показателям она близка к микрофлоре взрослого человека.

6. Особенности выделительной системы

Выделение является последним этапом в процессах обмена веществ между организмом и окружающей средой. Эту функцию выполняют многие органы: почки, легкие, кожа, желудочно-кишечный тракт. Главными выделительными органами являются легкие и почки.

На ранних этапах постнатального развития почки способны удовлетворительно поддерживать гомеостаз организма.

7. Эндокринная система

Эндокринной системе принадлежит весьма важная роль в развитии плода и ребенка. Гормоны, секретируемые эндокринными железами, в значительной степени определяют реализацию генетической программы индивидуального развития. Метаболические процессы (рост, физическое, умственное, половое развитие, иммунитет) находятся в зависимости от функций желез внутренней секреции. Некоторые железы (вилочковая железа - тимус, эпифиз) интенсивно функционируют в детском возрасте. Эпифиз принимает участие в механизме регуляции, определяющем половое созревание системы эндокринных желез, и интенсивно функционирует до 7 лет, затем атрофируется.

Вилочковая железа. После 2 лет относительная масса железы уменьшается, а абсолютная увеличивается и становится максимальной к 10-11 годам, также в этот период претерпевают наибольшее развитие. лимфатическая ткань и тимус.

Гипофиз и гипоталамус формируются на 2-м месяце эмбрионального развития. Их развитие продолжается до 4-7 лет. У детей развита промежуточная часть гипофиза, в то время как у взрослого она почти отсутствует.

Щитовидная железа начинает развиваться у эмбриона на 3-й неделе. К пубертатному возрасту масса щитовидной железы может удвоиться. Щитовидная железа оказывает влияние на рост, соматическое и психическое развитие всего организма. Йод содержащие гормоны щитовидной железы участвуют в регуляции деятельности основных систем организма: нервной (повышают возбудимость), сердечно-сосудистой (усиливают работу сердца, тонус сосудов, повышают артериальное давление).

Паращитовидные железы секретируют паратгормон, который вместе с витамином D является основным фактором регуляции обмена кальция и фосфора. Функция околощитовидных желез в 10-тилетнем возрасте в общем не меняется.

Поджелудочная железа формируется у плода на 3-м месяце, а полностью созревает только к 4-му году жизни Надпочечники - парное образование, располагающееся над верхними полюсами почек на уровне XI-XII грудных позвонков. Масса надпочечников изменяется с возрастом. постепенно увеличивается, достигая у подростков 11 лет массы надпочечников новорожденного.

Половые железы В период полового созревания происходит изменение количественного соотношения половых гормонов. К 12 годам у мальчиков андрогенов образуется в 1,5 - 2 раза больше, чем у девочек, а у взрослых мужчин - в 2,5 - 3,5 раза больше, чем у женщин.

8. Костно-мышечная система

Костная ткань формируется с рождения и постепенно заменяет хрящевую ткань. У детей в костной ткани преобладают органические элементы, чем обусловлена большая эластичность их скелета.

Постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника устанавливается только к 7 годам. До этого возраста в положении лежа эти естественные изгибы сглаживаются. Поясничная кривизна позвоночного столба устанавливается лишь в 17-18 лет; сращение отдельных костей скелета, в частности костей таза, не закончено. Подвздошная, седалищная и лобковая кости срастаются в единую безымянную кость в основном только к 17-18 годам. Вследствие этих особенностей при прыжках детей с высоты на твердую поверхность возможны смещения тазовых костей с последующим неправильным сращением.

Кости запястья только намечаются у новорожденного. В 10-12 лет завершается процесс их окостенения. К этому же времени заканчивается окостенение фаланг пальцев.

С костной системой органически связана мышечная система, так как они совместно обеспечивают движения человека. Прежде всего развиваются крупные мышцы (мышцы туловища, преимущественно спины, плеча, предплечья, бедра и др.). Они становятся хорошо развитыми в 6-7 лет. Вместе с тем даже к этому возрасту мелкие мышцы (например, мышцы кисти рук) оказываются еще не развитыми. В связи с этим дети младшего возраста в значительной мере овладевают основными видами естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание), но точная координация движений с учетом мелких мышц у них еще недостаточно совершенна, им трудно производить мелкие и точные движения.

Детям в 10-летнем возрасте присуща большая подвижность, но из-за несовершенства координации движений, а отсюда неэкономной затраты сил при организации трудовой деятельности на занятиях по физкультуре рекомендуется давать для выполнения такие упражнения, которые способствовали бы развитию и совершенствованию основных двигательных координации.

Лишь к 10-12 годам дети приобретают способность по своему желанию распределять нагрузку на разные группы мышц, движения их становятся более координированными и точно воспроизводятся в заданном ритме.

С возрастом мышечная система увеличивается и развивается. Увеличение массы мышц сопровождается нарастанием силы. С нарастанием силы повышается способность организма к длительной деятельности; вместе с тем совершенствуется координация движений и умение владеть своим телом. Повышение точности и координации движений с возрастом обусловлено формированием двигательного анализатора.

Мышцы в 10-тилетнем возрасте очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью к внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.

Чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в этом возрасте оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей асимметричность бывает очень резкой.

Мышечная система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным количеством движений и мышечной работы.

Различия между показателями мышечной силы у мальчиков и девочек выявляются по мере роста и развития и становятся более выраженными. В младшем школьном возрасте (7 - 8 лет) у мальчиков и девочек сила большинства мышечных групп одинакова. В дальнейшем разница в силе прогрессивно увеличивается. Этот процесс идет неравномерно.

У девочек к 10 годам мышечная сила возрастает настолько интенсивно, что они становятся сильнее мальчиков. В дальнейшем отмечается преимущественное повышение силы мышц у мальчиков.

За период с 8 до 13 лет у мальчиков максимум средней силы увеличивается на 25 %, у девочек - на 21 %. Следует отметить, что по этим показателям юноши 18 лет лишь приближаются к нижней границе показателей взрослых.

Утомление. Выносливость. С возрастом организм ребенка по-разному приспосабливается к физической нагрузке на фоне нарастающего утомления. Это приспособление выражается в способности продолжения работы с неснижающейся мощностью. Наибольший прирост выносливости приходится на возраст 7-10 лет.

9. Нервная система

Благодаря зрению, слуху, осязанию, обонянию и вкусу человек воспринимает многообразие окружающей среды. Человек не только воспринимает, он анализирует, а затем и реагирует определенным образом на то, что воспринимает.

Оптическая система глаза претерпевает возрастные изменения. Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому они обладают большей способностью к аккомодации, чем взрослые. Однако уже с 10-летнего возраста из-за постепенной потери эластичности изменяются преломляющие свойства хрусталика и объем аккомодации (т.е. наибольшее изменение преломляющей способности хрусталика при принятии им наибольшей выпуклой формы после максимального уплощения или в обратном направлении) снижается: с 10 до 15 лет он равен 14 дптр. Изменяется ближайшая точка ясного видения: в 10 лет она находится на расстоянии 7 см.

Слуховой анализатор. Острота слуха. Слуховой аппарат ребенка воспринимает звук разной высоты (частота тонов до 32000 Гц), взрослый - от 16 до 20000 Гц. Наибольшая острота слуха наблюдается в 14-19 лет. С возрастом острота слуха постепенно снижается. При исследовании остроты слуха у детей и взрослых используют критерии не только частоты, но и силы (громкости) тонов.

На развитие слуха у ребенка решающее влияние оказывает тренировка, особенно занятия музыкой.

Вестибулярный анализатор наиболее древний, так как сила тяжести действует всюду и постоянно. Закладка вестибулярного анализатора происходит одновременно с закладкой слухового анализатора в виде единого слухового пузырька, и развивается он довольно быстро; миелинизация вестибулярного нерва у плода происходит на 4-м месяце. Способность дифференцировать направленность воздействия на вестибулярный аппарат (качание в разные стороны) появляется на уже на 2-3-м месяце жизни.

В возрасте 10-ти лет основные нервные процессы (возбуждение и торможение) обладают значительной силой, подвижностью, уравновешенностью и приближаются к таковым взрослого человека. Все виды внутреннего торможения достаточно развиты. Данная возрастная группа характеризуется быстрым упрочением условных рефлексов и условного (внутреннего) торможения, их устойчивостью к внешним воздействиям, более быстрой концентрацией нервных процессов. При образовании рефлексов на комплекс последовательно действующих раздражителей условная реакция вырабатывается сразу на весь комплекс.

В возрасте 10-11 лет любой раздражитель первой сигнальной системы может быть связан с раздражителем второй сигнальной системы. Сигнал первой сигнальной системы может быть заменен сигналом второй сигнальной системы и наоборот. Обеспечивается формирование любого сложного условного рефлекса и условного (внутреннего) торможения.

Центральная и периферическая нервная система, особенно кора больших полушарий головного мозга, в морфологическом и функциональном отношении к моменту рождения оказывается еще далеко не развитой. Особенно заметное увеличение массы мозга и основные изменения в его морфологическом строении происходят до 7 лет, общее же количество нервных клеток остается неизменным от рождения до конца жизни.

К 9-10 годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. В этом возрасте постепенно формируются основные типы, лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.).

Развитие второй сигнальной системы в виде письма, счета, чтения является задачей школы. В возрасте 9-12 лет деятельность коры головного мозга приобретает более совершенный характер, а в связи с этим и функции организма в большинстве своем становятся более совершенными.

Таким образом, можно сделать вывод, что анатомо-физиологическое развитие ребенка 10-ти летнего возраста постепенно приближается к нормам развития взрослого человека.

К 10 годам уже окончательно сформированы внутренние органы, налажены их функции. Показатели развития пищеварительной системы, эндокринной системы близки к норме взрослого человека. В возрасте 10-ти лет основные нервные процессы (возбуждение и торможение) обладают значительной силой, подвижностью, уравновешенностью и приближаются к таковым взрослого человека. В процессе развития организм детей претерпевает сложную перестройку, вследствие чего он оказывается наименее устойчивым к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Но в целом в этом возрасте развитие различных систем (костно-мышечной, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и др.) замедленно, организм готовится к скачку в период полового созревания.

Проблемы современных детей

Раньше ребенку для счастья достаточно было мяча, санок, коньков и велосипеда. Сегодня вместо детских уличных забав повсеместно доминируют планшеты и различные гаджеты. Взрослым трудно осознать истинные проблемы современных детей. Детский мир сегодня диаметрально противоположен представлениям о детстве родителей сегодняшнего дня. Всем понятно, нужно возвращать ребёнка из виртуальной иллюзии в реальное существование. КАК!!!

Ребенок должен быть реализован как личность не виртуально а в социуме. Так же, виртуальные миры, несут с собой специфические психологические и психические проблемы, лечение которых еще полностью не изучены.

Появились новые диагнозы: компьютерная зависимость, игромания.

Современные дети быстрее взрослых приспосабливаются к прогрессу: легко осваивают компьютерную технику и чувствуют себя во всемирной паутине как рыба в воде. При этом современные дети читают мало книг и испытывают проблемы в живом общении. Но сегодняшние дети не хуже своих сверстников из прошлого. Они просто иные. Возможно, их особенности завтра станут нормой в развитии личности.

Просто меняется мир, и люди подстраиваются под него? А значит становятся беспомощнее, чем их предки? Представьте себе, что произошла, например, сильнейшая магнитная буря. Интернет и тому подобные блага цивилизации утеряны на много лет.

И….. Здравствуй, Хаос. Как просто будет превратить этих неадаптированных граждан в послушных рабов. Поверьте, что очень легко.

Иногда задаешься вопросом, а не специально ли происходит такой увод молодежи в виртуальное пространство, чтобы лишить силы и ориентирования в этом. Ведь так просто управлять социопатами и игроманами.

Пытаемся разобраться, как найти контакт с подрастающим поколением, чтобы совместными усилиями преодолеть возникающие трудности.

Истоки детских проблем

Мир без прошлого

Большинство современных родителей родом из СССР или лихих 90-х. Начавшиеся после распада Союза перемены привели к полной смене социальных и нравственных приоритетов. Уверенность в завтрашнем дне, которой так гордились в стране победившего социализма, сменилась полной неуверенностью.

Отработанная схема, когда поступление в институт гарантировало получение стабильной работы, разрушилась. Сегодня миром правит предприимчивость, деловая хватка, личные амбиции, махинации и обман конкурентов. Дети, родившиеся на заре XXI века, не могут следовать традициям прошлого.

Так же дети 90-х в своем подсознании несут представление о лишении человека жизни как норму. Ведь именно так решались многие проблемы в те годы. Поэтому не удивителен всплеск жестокости у современных детей. Родители, хоть и объясняют своим малышам неприемлемость агрессии и насилия, сами несут в своем подсознание их как норму. А дети очень хорошо считывают информацию.

В современном обществе с раннего возраста нужно быть готовым к борьбе за выживание. Погоня за успехом начинается слишком рано. Первоклассники, а иногда и дошкольники, зациклены на достижении лучших результатов. Родители и учителя постоянно сравнивают их с лидерами, но не все способны преодолеть завышенную планку. В итоге - эмоциональные срывы, конфликты в семье, депрессии и апатия.

Очень ярко выявляются два типа ребят. Реалисты, нацеленные на результат - чаще в состоятельных семьях, где есть возможность обучать ребят дополнительно. И завсегдатаи виртуального мира - их родителям проще купить дешёвый гаджет и работать за гроши с утра до ночи. Дети «живут» в виртуальном мире. Очень не трудно представить, чем это закончится.

Информация

Проблемы современных детей связаны с тем, что с рождения на них обрушивается лавина информации. Развивающие электронные игрушки, телевизоры, планшеты, компьютеры заменяют ласковые мамины колыбельные и бабушкины сказки. В отличие от человеческой теплоты и добра, электронные носители не имеют души. Они не способны оградить ребенка от зла, насилия и жестокости нашего мира. Дети с раннего возраста растут бездушными и не понимают и не принимают общечеловеческих ценностей. Они живут по типу грамотных потребителей.

Мозг работает только как приемник всевозможных новостей, рекламы, видео и прочего контента. При этом воспитатели замечают, что дети разучились выдумывать игры, фантазировать, сочинять. Так же у детей нарушена коммуникативная функция, я уже не говорю о написании писем. Ребята во дворах дружно сидят на скамейках и играют в игры на телефонах. Если кто-то рассказывает про книгу, может подвергнуться насмешкам. Происходит духовное вырождение нации.

От переизбытка информации ребенок не в состоянии концентрироваться, становится рассредоточенным и гиперактивным. Обилие сцен насилия в компьютерных играх, где успех зависит от количества убитых персонажей, делает его равнодушным к извечным проблемам жизни и смерти.

Компьютер вместо двора

Дворы когда - то были важнейшей средой общения и социальной адаптации малыша. В современных условиях дети, приходя из школы, не бегут играть во двор. Большинство из них приникает к экрану компьютера, полностью погружаясь в виртуальный мир. В реальном мире подростки становятся беспомощными и неспособными конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Проблема свободного доступа в интернет заключается в неумении детей и подростков фильтровать информацию. Их привлекает только то, что кажется интересным, запретным или необычным.

Сомнительные видеоматериалы, включая порнографические, форумы со «взрослыми» беседами, пропаганда наркотиков и оружия, сайты с суицидальными темами явно не предназначены для неустойчивой детской психики. Но как оградить современное поколение детей от материалов категории 18+?

Наложить абсолютное вето на интернет - мера крайне непопулярная. В наш век нейронных технологий это просто невозможно. Оптимальным выходом из ситуации будет установка специальных фильтров, которые блокируют сомнительные сайты.

Гиперопека

На социальную изоляцию детей повлияла и чрезмерная забота родителей. В современном мире участились случаи киднепинга, терроризма, детского насилия, поэтому мы боимся отпускать ребёнка на улицу одного. Многие школы выдают детей после занятий только в руки сопровождающим. Привычка во всем полагаться на маму или бабушку сохраняется гораздо дольше, чем это следовало бы.

Cм. продолжение статьи