Непосредственно-образовательная деятельность. Тема: «Секреты веселых человечков»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: свойства веществ


Цель: формирование представлений дошкольников о свойствах твердых, жидких и газообразных веществ, их способности перехода из одного состояния в другое с помощью технологии ТРИЗ - «Моделирование маленькими человечками».

Задачи:

  • закреплять представления детей о твердых, жидких и газообразных веществах и их свойствах;
  • учить определять вещества по модели ММЧ;
  • обобщить и закрепить знания детей о воде и ее агрегатных состояниях;
  • активизировать и обогащать словарь детей (твёрдое, жидкое, газообразное).
  • развивать любознательность, познавательные интересы детей, формировать познавательные действия при проведении опытов;
  • развивать мышление, зрительное внимание, воображение, фантазию детей;
  • воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
  • воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая.

Оборудование и материалы: письмо Снежной королевы; изображение человечков в разных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном; мяч; камни, деревянные палочки, стаканчики с водой по количеству детей; пакеты по количеству детей; 3 баночки с крышкой:1 - пустая; 2 - с водой; 3-я с горошинами; лед; ящик; стакан со льдом, картинки глобус по количеству детей.

Ход занятия

Воспитатель: Обратите внимание на доску. Там тоже, расположились какие-то гости. Но гости какие-то необычные. Они очень похожи на человека. Но как-то странно они себя ведут. Может быть, вы знаете, что это?

(Ответы детей)

Правильно, это действительно «маленькие человечки». Мы с вами познакомились с ними на прошлой встрече.

Эти человечки такие маленькие, что их очень трудно рассмотреть невооруженным глазом. Учёные рассмотрели их в микроскоп и назвали молекулами. Ну а мы с вами будем называть их просто «маленькие человечки». Они живут во всех веществах, которые нас окружают. А вещества бывают твёрдыми, жидкими и газообразными. И везде человечки ведут себя по-разному.

- Скажите, как ведут себя «маленькие человечки» в твёрдых веществах? (Они крепко держатся за руки).

- А как себя ведут «человечки» в жидкостях? (Они просто стоят рядом.) В воде «маленькие человечки» не держатся между собой, но стоят рядом, поэтому воду легко переливать из сосуда в сосуд, между ними могут располагаться «маленькие человечки» других веществ.

- А как ведут себя «человечки» в газообразных веществах? (В газах «человечки» не стоят на одном месте, они бегают. «Маленькие человечки» газообразных веществ очень подвижны, они всегда бегают и прыгают.

Раздается стук в дверь

Воспитатель: Ребята, а кто там стучит? Давайте узнаем?

Воспитатель подходит к двери и открывает ее.

Воспитатель: Ребята - это почтальон принес нам письмо, предлагаю открыть и узнать что там написано. Согласны? (ответы детей).

Воспитатель читает письмо.

Дорогие ребята! Пишет вам Снежная королева.

Злой волшебник заколдовал моих маленьких человечков.

И теперь они не знают, в каких предметах находятся. Помочь нам справиться с его чарами, могут только дружные и сообразительные дети. Чтобы расколдовать человечков, нужно пройти все задания и получить картинки глобусы.

Воспитатель: Вы готовы помочь? (ответы детей).

Задание-эксперимент

Воспитатель: Предлагаю подойти к столам и определить, где какие человечки живут.

Стол №1. На столе расположены камни различной формы и деревянные палочки.

Воспитатель: попробуйте проткнуть деревянной палочкой камень. Получилось? (ответы детей).

Воспитатель: Значит, во всех этих веществах живут дружные человечки! Эти вещества, какие? (твердые)

Стол № 2. На столе стоят стаканы с водой и деревянные палочки.

Воспитатель: помешайте палочкой воду. Легко ли палочка вошла в воду? (ответы детей)

Воспитатель: Значит, здесь живут не очень дружные человечки! Но все- таки они рядом, иначе бы мы не увидели воду! Во всех этих веществах живут жидкие человечки, и такие вещества называются - жидкими.

Стол № 3. На столе лежат пакеты.

Воспитатель: Я предлагаю вам поймать воздух! Возьмите пакет. Он пустой? А сейчас, возьмите пакет за верхние уголки и попробуйте его закручивать. Ой, а что же это у нас в пакете появилось? Дети пробуют поймать воздух.

Воспитатель: Да, ребята, это мы с вами поймали воздух! Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки! И такие человечки называются -газообразными.

Воспитатель: мы с вами определили, где какие человечки живут? Предлагаю вам поиграть в мяч.

Игра «Назови твёрдое, жидкое, газообразное» (игра с мячом)

Правило игры: назвать различные твёрдые, жидкие, газообразные предметы или явления. Только важно помнить, что твердое-то то, что не жидкое.

Воспитатель: Волшебник приготовил вам следующее задание. Вам необходимо определить, где какие человечки живут по звуку.

Игра «Угадай по звуку»

В одной баночке вода, в другой горошины, в третьей нет ничего.

Ребенок встряхивает ее и определяет, какие человечки в ней живут. Баночки перемешиваются и игра повторяется.

Физминутка

Дети стоят в кругу. Воспитатель превращает их- то в камень, то в воду, то в воздух. Затем задание усложнить. Воспитатель говорит: «Вы - стол, вы - сок, вы - дым костра».

Дети согласно заданию или стоят рядом, или крепко держатся за руки, или бегают.

Волшебник приготовил вам следующие задание.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, не может ли одно и то же вещество быть и твердым, и жидким и наоборот? (ответы детей).

Воспитатель: Посмотрите, что у меня в стакане? (ответы детей)

Воспитатель. Какие человечки живут в воде? (ответы детей)

Правильно в воде живут «человечки», которые просто стоят на месте.

Воспитатель. Значит, вода - это жидкость. Скажите, а можно воду превратить в твердое вещество? (ответы детей)

Воспитатель. Хотите, я покажу вам фокус? Ставит стакан с водой в коробочку. Достает из нее лед. Что это? Какое это вещество? Что я поставила в коробку? Какое это было вещество? Какое стало вещество?

(ответы детей).

Воспитатель: Значит, если воду охладить до определенной температуры, то «человечки» возьмутся за руки и вода станет льдом.

Воспитатель: Ребята, вы хотите стать волшебниками? (ответы детей)

Дети берут в руки кусочки льда и кладут в емкость с теплой водой.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, что мы взяли в руки?

Каким веществом является лед?

Что получилось, когда лед растаял?

Воспитатель: делаем вывод, что вещество может переходить из одного состояния в другое под воздействием температуры: если температура высокая, то твердое вещество превращается в жидкость, если температура низкая, то жидкость превращается в твердое вещество.

Слышим стук в дверь.

Воспитатель обнаруживает коробку с картинками глобусов. Рассматривает вместе с детьми.

Воспитатель: Ребята мы получили картинки глобусы. Значит, расколдовали чары волшебника, и теперь маленькие человечки знают, где находятся. Вечером напишу Снежной королеве письмо.

Воспитатель: Ребята вам, что вам понравилось больше всего? (ответы детей).

Воспитатель: Жду вас на следующей встрече.