Цель: художественно-эстетическое развитие средствами и методами изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять знания детей о зиме, как о времени года;
- расширять представления о пейзаже, об основах перспективы (дальше, ближе);
- формировать умение рисовать пейзаж по представлению;
- закреплять технику цветосмешения;
- упражнять в совершенствовании техники рисования гуашью.
Развивающие:
- развитие познавательной деятельности.
- развивать изобразительные способности и творческую активность.
Воспитывающие:
- воспитывать сенсорную культуру, художественный вкус, эстетическое чувство и понимание прекрасного, интерес и любовь к искусству.
Оборудование:
Демонстрационный материал: образцы фона (подмалевка), листы бумаги для показа приемов рисования дерева, ели.
ИКТ: фотографии зимних пейзажей и репродукции картин Васнецова А.М.«Зимний сон», Жуковского С.Ю. «Зима», Саврасова А.К. «Зима», Шильдера А.Н. «Зимний лес», Шишкина И.И. «Зима» на цифровом носителе; аудиозаписи отрывков из балета «Щелкунчик» и «Времена года» Чайковского П.И.; DVD, TV, музыкальный центр.
Материал: ребристые карандаши, альбом, гуашь, стакан-непроливайка для воды, мягкие круглые кисти № 1, 3, жесткие плоские кисти № 3, тканевые салфетки;
Методы и приемы: художественное слово, показ, образец педагога, повторный показ, указание, беседа.
Предварительная работа: Наблюдение за природой.
Ход урока
1. Организационный момент, сообщение целей занятия
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А теперь посмотрите на меня. Я рада видеть ваши красивые улыбки, веселые глаза, счастливые лица. Такое хорошее настроение поможет вам легко справиться со всеми заданиями на уроке.
- Для того, чтобы узнать, что мы с вами будем сегодня рисовать отгадайте загадку:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зимой).
- Молодцы, так что же мы будем сегодня рисовать?
2. Беседа о зиме
- Давайте с вами вспомним, что вы видели на улице?
Какое было небо? Солнце? Снег? Деревья? Были ли зеленые деревья? Как они называются? Что лежало на ветках деревьев?
- А теперь давайте посмотрим фотографии зимней природы. Что вы видите на первом фото? Какое небо? Какой снег? Чем покрыты ветки берез? (аналогично остальные фото).
- Красивое время года зима? В чем ее красота?
3. Беседа о зимних пейзажах в творчестве художников
-Красота зимней природы всегда привлекала художников. Многие из них изображали ее на своих пейзажах.
- Что такое пейзаж? Давайте рассмотрим некоторые из них.
Первая - картина Жуковского Станислава Юлиановича «Зима». Что нарисовал художник? Какого цвета снег? А дорога? Что лежит на ветках деревьев? Понравилась ли вам эта картина? Чем?
Аналогично проводиться беседа по картинам Саврасова Алексея Кондратьевича «Зима», Шильдера Андрея Николаевича «Зимний лес», Шишкина Ивана Ивановича «Зима».
- Как вы считаете, удалось ли художникам в своих таких разных картинах передать волшебную красоту зимней природы? Давайте и мы нарисуем пейзажи, нарисуем «Зимнюю сказку».
4. Тонирование листа бумаги (подмалевок)
- Для того чтобы картина была красивой, нам надо сделать подмалевок, сделать красивый фон для нашей картины. Давайте вспомним, как это делается. (ответы детей).
- Рисовать будем «по-сырому». Что для этого надо сделать? Какие цвета будем использовать в работе? Как получить голубой цвет? А темно-синий? Теперь приступим к рисованию подмалевка.
5. Физминутка
- Пока будут сохнуть основы для наших пейзажей, давайте немного отдохнем. Встаньте из-за парт и возьмите в руки карандаши для массажа. Вытяните руки вперед и покатайте карандаш между ладонями. То же самое подняв руки вверх. Повернитесь влево и покатайте карандаш по левой руке. То же самое вправо. Сядьте. Положите карандаши. Погладьте свои ладони и встряхните ими.
6. Повторение приемов рисования дерева и ели
- А сейчас давайте вернемся к нашим картинам. Если это пейзаж, то, что мы с вами будем рисовать? Какие деревья зимой, какой цвет нам понадобиться? Как получить коричневый цвет? Давайте вспомним, как рисуют дерево? Кто может показать? (Показ ребенка с комментированием своих действий).
Аналогично ель.
7. Рисование пейзажей
- А теперь подумайте, какие деревья будут на вашем рисунке, будут ли у вас ели? Положите ли вы снег на ветви деревьев? Будут ли тропинки?
Расскажите о своих будущих работах.
- Приступайте к рисованию. А волшебное зимнее настроение вам поможет создать музыка П.И.Чайковсого.
8. Итог занятия
Педагог благодарит детей, отмечает, что все постарались, как настоящие художники-пейзажисты и создали неповторимые рисунки, предлагает разместить детские пейзажи на доске.