Роль ознакомления с предметным миром в развитии словаря

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Словарный запас составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Дошкольное детство возраст, когда ребенок начинает приобретать более широкие представления об окружающем мире. На основе чего у ребенка возникает определенное отношение к людям, к деятельности. Большое значение для развития дошкольника имеет предметный мир, который окружает его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Вместе с ознакомлением дошкольников с окружающей действительностью одновременно идет и расширение словаря.

Систематическое знакомство детей с предметным миром создает условия для накопления большого количества конкретных знаний. Такая работа позволяет к старшему дошкольному возрасту сформировать обобщенные представления об окружающем мире. Знакомство с предметным миром имеет большое значение для умственного развития и развития словарного запаса.

В дошкольном возрасте дети усваивают слова, которые позволяют им полноценно взаимодействовать с окружающими людьми. В свою очередь, наблюдение за окружающим явлениями позволяют формировать у детей представления, которые будут обозначены соответствующим словом.

Работу по развитию словаря детей дошкольного возраста необходимо направить не только количественного обогащение, но также на качественное. Большое значение для развития дошкольника имеет предметный мир, который окружает его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Вместе с ознакомлением дошкольников с окружающей действительностью одновременно идет и расширение словаря.

Анализ исследований Е.М.Струниной позволяет сказать, что в процессе знакомства с предметным миром развитие словаря происходит стихийно и специально организовано. При этом, специально организованные условия позволяют не просто количественно развивать словарь, но и качественно обогащать его. Для уточнения значения слов необходимо педагогическая работа.

При знакомстве с предметным миром, дети знакомятся со свойством и качеством окружающих предметов и явлений, что, в свою очередь, способствует умственному и речевому развитию; создает условия для воспитания уважительного отношения к труду, к природе. В процессе знакомства с предметным миром детей можно выделить группы занятий: первичное ознакомление с предметами и введение в словарь новых названий предметов и действий; занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, в том числе сравнение предметов.

Работа по развитию словаря начинается с занятий, посвященных первичному ознакомлению с предметами. Эту роль выполняют занятия - демонстрации предметов и их изображений, действий с ними, а также игры-занятия типа «Оденем куклу на прогулку», «Напоим мишку чаем» и т.п.

При знакомстве детей с предметным миром важное значение имеет правильно организованное восприятие. Эффективности и результативности работы можно достичь на основе привлечения внимания детей к предмету или действию. Для этого можно использовать сюрпризный момент, исчезновение предмета. Название предмета или действия дается тогда, когда внимание ребенка сосредоточено па нем. При этом названия многократно повторяются.

Развитие словаря дошкольников осуществляется в процессе накопления опыта и развития представлений детей об окружающем мире. В дошкольном возрасте основным способом познания окружающей действительности является наблюдение или познавательная деятельность. Следует отметить, что данные виды деятельности являются неотъемлемой частью прогулок и различных экскурсий.

Прогулки и экскурсии создают условия, в которых дети проводят анализ, сравнение и обобщение предметов и явлений, выдвигают предположения, делают выводы, то есть решаются познавательные задачи. При этом, важное значение имеет организация взаимодействия воспитателя с детьми. Непринужденный разговор и заранее подготовленная беседа педагога с детьми способствует систематизации знаний и представлений детей об окружающей действительности, а также успешному формированию речевых навыков и умений (расширение и углубление словаря, развитие объяснительно-доказательной речи).

Таким образом, на основе вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Знакомство детей дошкольного возраста с предметным миром является условием для всестороннего развития детей. В ходе такой работы дети накапливают представления об окружающих явлениях. Также, работа по знакомству с предметным миром позволяет развивать словарь детей, при этом, специально организованное знакомство позволяет развивать словарь качественно. Знакомство детей предметным миром осуществляется на основе наблюдения и познавательной деятельности. В данных видах деятельности дети знакомятся с названиями предметов и явления, определяют их свойства и качества и т.д.