«Немногие умы гибнут от износа, большей частью они ржавеют от неупотребления.»
К.Боуви
Педагог должен организовать условия, в которых УУД формируются наиболее эффективно, не «вопреки, а благодаря»... методике преподавания предмета. Это дает возможность ученику саморазвиваться и самосовершенствоваться.
В век глобальной информатизации ученики вынуждены усваивать и обрабатывать огромное количество поступающей информации. Учителю необходимо организовывать познавательную деятельность учащихся не на усвоение отдельных фактов и принципов, а на самостоятельную работу по отбору информации и критическому ее осмыслению. Добиться этого педагог может, постоянно создавая на уроках для учащихся проблемные ситуации.
Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия.
Создание проблемных ситуаций по темам
7 класс
Тема урока |
Создание проблемной ситуации |
Этап урока, на котором можно использовать проблемную ситуацию |
«Первоначальные сведения о строении вещества» |
||
Физические величины и их измерение. Внесистемные единицы измерения. |
Фронтальный эксперимент.
|
Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Лабораторная работа «Определение размеров малых тел». |
Предложите различные способы определения объема капли воды и измерьте одним из них дома. |
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах. |
Предложите способ измерения скорости распространения диффузии в газах и жидкостях. Измерьте эту скорость и сравните со скоростью движения молекул. |
Анализ и обобщение изученного материала |
Взаимное притяжение и отталкивание молекул. |
Фронтальный опыт. Капля воды соединяет две стеклянные пластинки так, что их трудно разделить, а два кусочка пластилина не соединяет. Почему? Два кусочка пластилина легко соединяются после разлома, а два кусочка мела нет. Почему? |
Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. |
Почему, если открыть крышку чайника, пар выходит, а вода остаётся? |
Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
«Взаимодействие тел» |
||
Механическое движение. |
Можно ли утверждать, что сидя за партой, вы совершаете движение? Или находитесь в состоянии покоя? |
Овладение новым учебным материалом |
Равномерное и неравномерное механическое движение |
Рассмотрите движение 3 тел. Определите, к какому из них относится каждый график движения |
Овладение новым учебным материалом |
Скорость. Единицы скорости |
Построить график зависимости пути от времени собственного движения в школу. |
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Явление инерции. |
Древнегреческий учёный Аристотель писал: «Всё движущее необходимо бывает движимо чем-то», а итальянский учёный Галилео Галилей писал: «Когда тело движется по горизонтальной плоскости, не встречая никакого сопротивления движению, то… движение его является равномерным и продолжалось бы бесконечно, если бы плоскость простиралась в пространстве без конца». Какого мнения придерживаетесь Вы? Обоснуйте.
|
Первичное ознакомление с новым учебным материалом
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Взаимодействие тел. |
Понаблюдайте за движением различных тел. Что происходит со скоростью этих тел? Почему? |
Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. |
Почему трудно выпрыгнуть на берег из лёгкой надувной лодки?
|
Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Плотность вещества. |
Что больше плотность кипящей воды или плотность находящего над ней пара?
|
Анализ и обобщение изученного материала |
Лабораторная работа «Измерение плотности твердого тела» |
Определите (можно вдвоем с другом) плотность в домашних условиях (на выбор ученика) соли, сахара, муки, мыла, своего тела и т.п. |
Анализ и обобщение изученного материала |
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести |
Анализ ситуации в книге «Незнайка на луне», эссе на тему «Если бы исчезло тяготение» |
Овладение новым учебным материалом |
Сила упругости. Закон Гука. |
Придумайте способы сравнения жесткости двух различных пружин. |
Анализ и обобщение изученного материала |
Вес тела. |
Чем отличается вес тела от силы тяжести и массы? |
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Динамометр. |
Градуирование динамометра |
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Равнодействующая сил. |
Изобразить возможное направление сил в ситуации « …а воз и ныне там…» по басне Крылова «Лебедь, рак и щука» |
Овладение новым учебным материалом |
Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. |
Возникает ли сила трения при воздействии силой на шкаф, если при этом он остается в покое? Если да, то чему она равна и куда направлена? |
Овладение новым учебным материалом |
Трение в природе и технике. |
Когда трение необходимо уменьшать, а когда увеличить? Предложите несколько способов изменения трения. |
Анализ и обобщение изученного материала |
Тема «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
||
Давление тел на опору. Единицы давления. |
Вам надо нести тяжелую покупку за верёвку. Предложите способы уменьшения боли в пальцах. |
Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Способы уменьшения и увеличения давления |
Какие параметры тела приводят к изменению давления? Почему?
|
Овладение новым учебным материалом
|
Давление газа |
Можно ли увеличить объем шарика, не развязывая нити. Демонстрационный опыт: Раздувание шарика при откачивании воздуха из колокола воздушного насоса. |
Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Закон Паскаля |
Демонстрационный опыт: Ученик, стоит на гладкой доске, находящейся на воздушном шарике. Почему шарик не лопнул?
|
Овладение новым учебным материалом
|
Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. |
Выясните зависимость давления внутри жидкости от положения тела в пространстве, плотности жидкости и глубины погружения. |
Овладение новым учебным материалом |
Сообщающиеся сосуды |
Применение сообщающихся сосудов в быту и технике. |
Анализ и обобщение изученного материала |
Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует атмосфера. |
Демонстрационный опыт: Колокол воздушного насоса легко отрывается от тарелки, но если откачать воздух из колокола, то крышка поднимается вместе с тарелкой и гирей 5 кг. Объясните это явление.
|
Первичное ознакомление с новым учебным материалом
Анализ и обобщение изученного материала |
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. |
Придумайте водяной барометр.
|
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. |
Как барометр можно использовать для определения высоты подъема самолета, вертолёта, ракеты? |
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Манометры |
Придумать прибор для измерения давления, которое больше или меньше атмосферного. |
Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Поршневой жидкостной насос Гидравлический пресс |
Калитка, ведущая в сад американского изобретателя Томаса Эдисона, очень тяжело открывалась. Один из его гостей укорил хозяина в несовершенстве конструкции. На что, изобретатель возразил, что конструкция калитки идеальна, просто пока гость открывал, насос домашнего водопровода накачал 20 литров воды. Придумайте варианты возможного изобретения Эдисона. |
Овладение новым учебным материалом |
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила |
Собака легко перетаскивает утопающего в воде. Однако на берегу, она не может сдвинуть его с места. Почему? |
Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Плавание тел |
Опыт. В одном сосуде яйцо тонет, в другом всплывает, в третьем плавает. Как это можно объяснить?
|
Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Плавание судов Воздухоплавание |
Работа с информацией. Обсуждение детских докладов и презентаций «Плавание судов», «Воздухоплавание». |
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Тема «Работа и мощность. Энергия» |
||
Механическая работа. |
Опытным путём определите, от чего и как зависит механическая работа? |
Овладение новым учебным материалом |
Мощность |
Какую мощность Вы развиваете при подъеме с первого на второй этаж в кабинет физики? |
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы |
Мальчик помогает девочке нести тяжёлую большую сумку. Для удобства сумку повесили на палку. Как поступить мальчику, чтобы девочке было легче нести груз? |
Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
«Золотое правило» механики |
Можно ли с помощью простых механизмов получить выигрыш в работе? Какой? |
Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Энергия. Потенциальная и кинетическая
|
Защита фантастических идей использования в будущем превращения одного вида энергии в другой. |
Анализ и обобщение изученного материала |
8 класс
Тема урока |
Создание проблемной ситуации |
Этап урока, на котором можно использовать проблемную ситуацию |
Тема «Тепловые явления» |
||
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия |
Можно ли движение молекул считать механическим?
|
Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Способы изменения внутренней энергии тела. |
Предложите различные способы изменения внутренней энергии монетки, на какие две группы можно разделить все примеры |
Анализ и обобщение изученного материала |
Теплопроводность. Излучение. Конвекция. |
Серия демонстрационных опытов на теплопроводность, конвекцию и излучение. Что общего в этих тепловых явлениях и чем они отличаются?
|
Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Особенности различных способов теплопередачи |
Какие особенности различных способов теплопередачи использует человек в быту и технике?
|
Анализ и обобщение изученного материала |
Количество теплоты. Единицы количества теплоты |
Повлияет ли заварка чая (или сахар) на скорость остывания воды? Как это проверить? Или опровергнуть?
|
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении |
Можно ли утверждать, что для нагревания 200 г воды потребуется большее количество теплоты, чем для нагревания 100 г воды? Почему? |
Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива |
Как опытным путём оценить удельную теплоту сгорания спирта? |
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Закон сохранения и превращения энергии |
Способы использования закона сохранения и превращения энергии в быту и технике. |
Овладение новым учебным материалом |
Агрегатное состояние вещества. График плавления и отвердевания. |
Почему при переходах вещества из одного агрегатного состояния в другое температура не меняется? |
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Испарение. |
Если подуть на руку, то чувствуете холод, а если подышать, то тепло? Почему?
|
Первичное ознакомление с новым учебным материалом
|
Кипение. Удельная теплота парообразования. |
Демонстрационный опыт: кипение воды при низкой температуре, при откачивании воздуха из колбы. Объясните наблюдаемое явление.
|
Первичное ознакомление с новым учебным материалом
|
Влажность воздуха |
Как вы считаете, почему затрудняется дыхание в пустыне и на крайнем севере?
|
Первичное ознакомление с новым учебным материалом
|
Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. |
Учимся работать с информацией. Обсуждение достоинств и недостатков детских презентаций по темам «История создания тепловых двигателей». «Использование двигателей внутреннего сгорания» |
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Паровая турбина Холодильник.
|
Учимся работать с информацией. Обсуждение достоинств и недостатков детских презентаций по темам «Паровые машины». «Экологические проблемы использования тепловых машин» «Безумные проекты вечного двигателя» |
Анализ и обобщение изученного материала |
Экологические проблемы использования тепловых машин и охрана среды |
Создание и защита собственных моделей: «Экологическая тепловая машина будущего». |
Анализ и обобщение изученного материала |
Тема «Электрические явления» |
||
Электризация тел, Два рода зарядов |
Фронтальный эксперимент. Как определить знак заряда у разных тел? |
Овладение новым учебным материалом |
Электроскоп. Проводники и непроводники электричества |
Придумайте электрометр, который позволил бы вам вечером измерять свой электростатический заряд. |
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Делимость заряда. Строение атомов. |
Может ли тело быть заряжено один раз положительно, а другой - отрицательно? |
Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Объяснение электрических явлений |
Могут ли одноименно заряженные тела притягиваться? |
Овладение новым учебным материалом |
Электрический ток. Источники тока. |
Придумайте новые источники тока, которые будут возможны в ближайшие 20-30 лет. |
Анализ и обобщение изученного материала |
Электрическая цепь |
Предложите варианты обозначения различных электрических приборов на электрических схемах? Или наоборот, какие приборы можно изобразить следующими элементами электрическими схем?
|
Первичное ознакомление с новым учебным материалом Контроль и оценка результатов учебной работы |
Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. |
Где и как можно использовать различные действия электрического тока? |
Анализ и обобщение изученного материала |
Электрическое сопротивление закон Ома для участка цепи. |
От чего зависит электрическое сопротивление человека? |
Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Удельное сопротивление. |
Предложите способы увеличения или уменьшения сопротивления проволок. |
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Реостаты. |
Мозговой штурм. Придумайте различные виды реостатов. |
Анализ и обобщение изученного материала |
Последовательное сопротивление проводников. Параллельное соединение проводников. |
У вас четыре одинаковых сопротивления по 2 Ом каждый.
|
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Работа и мощность электрического тока. |
Почему вечером, когда все включают электроприборы, напряжение в сети падает? |
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Закон Джоуля-Ленца. |
На длинных высоковольтных проводах теряется много энергии. Придумайте способы борьбы с потерей этой энергии. |
Анализ и обобщение изученного материала |
Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители. |
Обсуждение презентаций «Лампа накаливания», «Короткое замыкание», «Предохранители». |
Овладение новым учебным материалом |
Тема «Оптика» |
||
Источники света. Распространение света. |
Египетский ученый Эратосфен во II в. н.э. измерил радиус Земли, отдыхая в полдень в саду и наблюдая за тенью от дерева. Как это ему удалось? |
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Отражение света. Законы отражения. |
На модели выведите зависимость между падающим лучом и отраженным. |
Овладение новым учебным материалом |
Плоское зеркало. Построение изображений |
Использование плоских зеркал в быту и технике. |
Анализ и обобщение изученного материала |
Преломление света. Законы преломления. |
Можно ли сфотографировать мираж? |
Анализ и обобщение изученного материала |
Линзы. Оптическая сила линзы |
У вас в наличии три линзы, разной оптической силы: 3дптр, - 5 дптр и 7 дптр. Какой оптической силы линзы вы можете получить? |
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Изображения, даваемые линзой. |
Можно ли, используя одну собирающую линзу, получить один раз прямое изображение, а другой - перевернутое? А рассеивающей линзой? |
Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Глаз и зрение |
Определите с физической точки зрения достоинства и недостатки человеческого глаза. |
Анализ и обобщение изученного материала |
Тема «Электромагнитные явления» |
||
Магнитное поле. Магнитные линии. |
Как меняются магнитные линии вокруг проводника с током на модели? |
Овладение новым учебным материалом |
Магнитное поле катушки с током. |
Где можно использовать электромагнит? |
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. |
Можно ли создать магнит с одним полюсом. Как? |
Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Действие магнитного поля на проводник с током |
Придумайте практическое использование действия магнитного поля на проводник с током |
Анализ и обобщение изученного материала |
Устройство электроизмерительных приборов |
Сравните принцип действия амперметра и вольтметра. |
Контроль и оценка результатов учебной работы |
9 класс
Тема урока |
Создание проблемной ситуации |
Этап урока, на котором можно использовать проблемную ситуацию |
Описание движения. Материальная точка. Система отсчета |
Можно ли одновременно находиться в движении и покое?
|
Первичное ознакомление с новым учебным материалом
|
Перемещение |
Отличие перемещения от пройденного пути. Приведите примеры, когда путь и перемещение совпадают, когда перемещение равно нулю, когда перемещение больше пути. |
Овладение новым учебным материалом |
Определение координаты движущегося тела |
Расчетные задачи.
|
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Перемещение при прямолинейном равномерном движении. |
Определить путь и перемещение при движении тела по прямой, при изменении тела отсчета. |
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Прямолинейное равномерное движение. Ускорение |
1тело движется следующим образом:
В чем отличие движения 3 тела? |
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. |
Перед вами несколько движущихся тел.
|
Овладение новым учебным материалом |
Инерциальные системы отсчета.
|
Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли, во сколько раз сила притяжения Земли к Луне больше силы притяжения Луны к Земле?
|
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. |
Большое тело А падает быстрее маленького Б. Как упадут связанные вместе эти два тела по сравнению с телом А?
|
Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Закон всемирного тяготения |
Яблоки в садах падали и до английского ученого Исаака Ньютона, и после. Какие условия способствовали великому учёному открыть закон всемирного тяготения? |
Анализ и обобщение изученного материала |
Ускорение свободного падения на Земле и других планетах. Искусственные спутники Земли. |
Почему Луна не падает на Землю, если она притягивается к ней?
|
Овладение новым учебным материалом |
Движение по окружности. |
Рассмотрите модель движения по окружности. Какие закономерности вы наблюдаете. |
Овладение новым учебным материалом |
Импульс тела. Закон сохранения импульса. |
Сравните импульс пули и бегущего слона. От каких факторов он зависит?
|
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Реактивное движение |
Примеры реактивного движения в природе и технике. |
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Колебательное движение. Свободные и вынужденные колебания |
Найдите общее в движении представленных систем. Чем данные движения отличаются от других видов движения?
|
Овладение новым учебным материалом |
Величины, характеризующие колебательное движение |
На примере математического маятника определите основные характеристики колебательного движения. |
Овладение новым учебным материалом |
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. |
Установите зависимости изменения энергии на примере математического и пружинного маятников. |
Овладение новым учебным материалом |
Резонанс |
Почему разрушился Египетский мост в 1908 году в Петербурге, когда по нему проходил маршевым шагом кавалерийский эскадрон? |
Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Волны продольные и поперечные. |
Рассмотрите модели волн. Чем отличаются эти волны, и от чего зависят? |
Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Длина волны. Скорость распространения волн |
Есть ли разница между длиной поперечной и продольной волн? Какая? |
Овладение новым учебным материалом |
Источники звука. Звуковые колебания |
Какое утверждение верно: всякое звучащее тело колеблется или всякое колеблющееся тело звучит? |
Контроль и оценка результатов учебной работы |
Высота и тембр звука. Громкость звука. |
Почему так ужасно скрепит мел, если мы неправильно держим его, когда пишем на доске?
|
Первичное ознакомление с новым учебным материалом
|
Распространение звука. Скорость звука. |
Может ли звук распространятся в вакууме, газах, жидкостях, твердых телах? Приведите примеры.
|
Овладение новым учебным материалом |
Отражение звука. Эхо. |
Почему при закрытой двери шум из коридора в комнате практически не слышен, хотя воздух значительно хуже проводит звук, чем дерево?
|
Первичное ознакомление с новым учебным материалом
|
Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и инсценировки урока.