Занятие по речевому развитию "Дыхание весны"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: речевое развитие


Цели:

  • Формирование познавательного интереса к весенним явлениям.
  • Воспитание бережного отношения к природе, окружающему миру.

Задачи:

  • Закрепить представления детей о весне, ее признаках.
  • Расширять и активизировать словарь за счет имен существительных, имен прилагательных, глаголов.
  • Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы полными ответами.
  • Понимать смысл загадок и находить отгадку.
  • Развивать мелкую моторику и наблюдательность.

Предварительная работа:

  • Рассматривать иллюстрации, картинки о весне, весенних цветах.
  • Чтение стихотворений о цветах, загадывание загадок.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! На нашем сегодняшнем занятии мы будем говорить о Весне.

Перед детьми появляется игрушка Заяц.

Воспитатель: Посмотрите - кто это? (Заяц)

Заяц: Я сегодня проснулся и не узнал свой лес! Как же он изменился! На моей поляне не стало снега, а появились разные цветы. На деревьях набухли почки. Что случилось?

Воспитатель: Ребята, давайте мы зайке поможем узнать, почему такие изменения произошли в лесу. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать её:

Вот и небо просветлело,
Землю солнышко пригрело.
Ручейки в лесу поют
И подснежники цветут.
Пробудилось все от сна
Это к нам пришла...(Весна)

Воспитатель: Правильно, ребята, наступила Весна.

Мы рады Весне? Мы ее долго ждали, значит весна какая? (долгожданная)

Весной ярко светит солнце, греет землю и от этого тает снег, бегут ручьи. Капельки воды часто-часто капают с крыш: КАП-КАП. Поэтому говорят: «Началась капель».

Просыпаются насекомые. Прилетают птицы из теплых стран. Вся природа оживает.

А что происходит с деревьями? (На них появляются почки). Позже из них распустятся молодые зеленые листочки.

А теперь давайте с вами поиграем.

Игра «Весенний ветерок».

Дует, дует ветерок (Ладонями рук помахать на лицо)
Закачался наш цветок (Руки вверху, покачиваем корпусом)
Ветер тише, тише, тише (Медленно присаживаемся на корточки)
А цветок все выше, выше, выше... (Медленно встаем, руки вверх)

А сейчас давайте расскажем, что бывает весной.

Начинайте свой рассказ со слова «Весной...»

  • Весной ярко светит солнце
  • Весной тает снег
  • Весной появляются проталины
  • Весной набухают почки
  • Весной бегут ручьи
  • Весной появляется трава

Весной появляются первые цветы: Подснежники, ландыши, одуванчики.

Молодцы, ребята, вы назвали много примет весны и помогли нашему зайчику больше узнать о времени года Весна.

Давайте мы про зайчика повторим потешку:

Зайка, зайка попляши!
Твои лапки хороши!
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять!

Ребята, а давайте позовем солнышко к нам в гости.

Солнышко лучистое
Засияй нам весело
Приходи к нам поскорей.

Вот в группе у нас стало светлее, но почему-то не теплее. Что же не хватает нашему солнышку?

Дети: Лучиков!

Воспитатель: Правильно, лучиков.

Желтое солнышко по небу гуляло,
И свои лучики все растеряло,
Солнышку нужно помочь поскорей,
Лучики к солнцу приклей побыстрей!

Дети приклеивают лучики к солнцу.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какое красивое солнышко у нас получилось!

А сейчас посмотрите что у нас стоит на столе?

На столе у нас два стакана с ветками. В первом стакане у нас ветки еще не пробудились от зимнего сна, ветка и почки - сухие. Во втором стакане ветки начали оживать, почки набухли; появились зеленые листочки. Глубоко вдохните и вы почувствуете аромат листьев. С приходом весны, все оживает. Мы ощущаем приятный аромат зелени, свежести. Чувствуется дыхание Весны.

А сейчас мы с вами поговорим о весенних цветах. Попробуйте отгадать загадки:

Он растет красивый, нежный,
Голубой иль белоснежный.
Даже раньше расцветает,
Чем на речке лед растает. (Подснежник)

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)

Вот надел свой сарафанчик ярко-желтый (Одуванчик)

Какие вы молодцы, все загадки отгадали.

А теперь я предлагаю поиграть в игру.

Дидактическая игра «Собери цветок».

Воспитатель раздает детям конверты - в них разрезные картинки.

Дети выкладывают цветки. Затем воспитатель спрашивает у детей какой цветок получился.

Воспитатель: Молодцы!

Ребята, а как вы думаете, цветы можно рвать?

Ответы детей (Нет)

Воспитатель: Правильно, цветы рвать нельзя! Нужно беречь и любить природу.

Скажите, пожалуйста, ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили.

Ответы детей (О Весне)

Ожила вокруг природа,
Пробудилась ото сна.
С голубого небосвода
С солнцем к нам пришла Весна!
Вот и подошло к концу наше занятие.
Спасибо всем за внимание!