Технологическая карта урока по учебному предмету «География» в 9 классе
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
||||
Авторы УМК |
География. Россия. 9 класс: учеб. для общеобр. Организаций (А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина), под ред. А.И.Алексеева - М.: Просвещение, 2014г. |
||||
Цель темы |
- определять состав и особенности географического положения Европейского Севера;
|
||||
Планируемый результат |
Предметные умения |
Метапредметные |
Личностные |
||
- знать, называть и правильно показывать состав экономического района;
|
- преобразовывать схемы для решения задач;
|
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
|
|||
Оборудование |
Мультимедиа, учебник, атласы, эл. презентация |
||||
Образовательные ресурсы |
Интернет-энциклопедиа. Википедия Европейского Севера |
||||
Этапы урока |
|||||
1 этап: Организационно-мотивационный |
|||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
1. Организационный момент: приветствие учеников.
2. Создание учебной задачи: Звучит песня «Мой Нарьян-Мар» в исполнении народной артистки РФ Е.Шавриной. |
Приветствие учителя. - прослушивают отрывок из песни; |
||||
3. Вопросы после прослушивания:
- О каком городе поётся в песне? - Найдите город на карте «Федеративное устройство», используя координаты 670 с.ш. 530 в.д. (задания ОГЭ по географии в 9 классе); |
- работают с картой атласа «Европейский Север», находят город; | ||||
- Определите, на территории какого субъекта РФ находится город.
- Определите в состав какого экономического района входит этот субъект РФ. - определите и назовите экономический район, о котором будет идти речь на уроке. |
- определяют географическое положение города, на территории какого экономического района находится, является ли административным центром.
- Определяют и называют экономический район. Участвуют в беседе.
|
||||
4. Задание 1: Составить схему-кластер по Европейскому Северу «Нам известно…» |
- Заполняют синей пастой то, что уже известно на данном этапе изучения.
Совместно с учителем выясняют, что должны узнать сегодня на уроке. |
||||
5.А теперь, обратите внимание на слайд: на слайде представлен план характеристики ЭГП, все пункты плана перемешаны. Ваша задача - определить дальнейший план действий и цель урока. |
- Приводят в порядок план характеристики ЭГП экономического района, определяют план действий и цель урока. |
||||
2 этап: Процессуально-содержательный |
|||||
Класс делится на 5 групп. На каждую группу выдаются маршрутные листы, где обучающиеся выполняют работу по каждому заданию в ходе урока и оценивают свою работу. | |||||
Задание 2:
- Определить состав экономического района Европейского Севера, используя карту атласа; - Работа со слайдом презентации (проецируются только границы субъектов) Определить субъекты Европейского Севера, зашифрованные буквами A, B, C, D. - Показать на карте у доски состав Европейского Севера. |
- Выполняют второе задание:
Используя карту «Европейский Север», определяют и называют состав. |
||||
Задание 3: Определить соседей экономического района
Каждая группа выполнят своё задание, определяет и подписывает на схеме экономические районы и пограничные государства - соседи на севере, юге, западе и востоке. 5-я группа выполняет задание по определению расстояния и направления (задания ОГЭ по географии в 9 классе) |
- Определяют и называют субъекты Европейского Севера. Оценивают работу своей группы (отмечают в маршрутном листе)
- Используя карту атласа «Федеративное устройство», определяют и наносят на магнитную доску экономические районы и пограничные государства, с которыми непосредственно Европейский Север граничит.
|
||||
Знаете ли вы ….
1. В каких климатических условиях находится территория Европейского Севера? 2. Какой фактор способствует формированию в районе круглогодичной навигации в Баренцевом море? На эти и другие вопросы нам поможет ответить следующая работа по заданию 4. (Для преодоления затруднений предлагается приём интерактивного обучения «Карусель») |
Возможно, дают ответы, возможно возникают затруднения. | ||||
Задание 4: (компетентностно-ориентированное задание): Для каждого участника группы выдаётся текст. Задаются вопросы по рассказу, каждый участник группы находит ответ, ставит номер вопроса и передаёт другому участнику группы по кругу, второй участник группы проверят правильность ответа и находит ответ на последующий вопрос. (Вопросы к заданию в Приложении) |
- Каждый участник группы активно работает, находит ответы.
Проверяют выполнение работы по образцу. (ответы на слайде) |
||||
Задание 5: По рассмотренному тексту сделайте вывод: Как природные условия могут повлиять на развитие хозяйства Европейского Севера? |
- Делают вывод того, что узнали.
Оценивают работу своей группы (отмечают в маршрутном листе) |
||||
Физминутка: вспоминаем стороны горизонта. | - обучающиеся встают со своих мест и поворачиваются в ту сторону горизонта, которую называет учитель. | ||||
Задание 6: Определение особенностей природно-ресурсной базы района.
В информационных источниках указывается, что роль Европейского Севера в экономике достаточно велика, эконом. район является важной частью народнохозяйственного комплекса страны. Какие особенности природно-ресурсной базы позволяют развивать данный экономический район?
|
- Работа в группах: работа с учебником, карта атласа «Европейский Север», «Тектоническая карта и полезные ископаемые», «Лесные ресурсы», «Водные ресурсы».
1 группа: минеральные 2 группа: лесные 3 группа: водные 4 группа: агроклиматические 5 группа: рекреационные В результате работы учащиеся определяют обеспеченность территории данными природными ресурсами. Наносят условные знаки на магнитную доску. |
||||
Решение заданий ОГЭ на основе знаний природно-ресурсной базы экономического района. |
(Задания выполняют из Теста)
1 группа: задание 9 2 группа: задание 6 3 группа: задание 4 4 группа: задание 8 5 группа: задание 5,7 Вместе все учащиеся выполняют задание 1,2,3. |
||||
Задание 7: Выявить главные черты ЭГП района. (Северное положение, выход к морям, соседство с зарубежными странами, соседство с развитыми экономическими районами). |
Оценивают работу своей группы и работу других групп (отмечают в маршрутном листе) - Называют главные черты ЭГП района. |
||||
3 этап: Закрепление |
|||||
Задание 8: Вернуться к кластеру, подписать новые знания красной пастой. |
Заполняют кластер.
|
||||
4 этап: Рефлексия |
|||||
На слайде представлены одинокие глаголы:
|
1 группа - повторили…
|
||||
5 этап: Постановка домашнего задания |
|||||
П.24. задания 1-2 на стр. 126, выполнить устно. МТ з.17-18 стр. 31. |
Записывают домашнее задание. |