Особенности экономико-географического положения Европейского Севера

Разделы: География

Класс: 9

Ключевые слова: география, Европейский Север


Технологическая карта урока по учебному предмету «География» в 9 классе

Тип урока

Урок открытия нового знания

Авторы УМК

География. Россия. 9 класс: учеб. для общеобр. Организаций (А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина), под ред. А.И.Алексеева - М.: Просвещение, 2014г.

Цель темы

- определять состав и особенности географического положения Европейского Севера;
- выявлять отличительные особенности природных условий и ресурсов экономического района;
- создать образ экономического района (типичные и уникальные черты района).

Планируемый результат

Предметные умения

Метапредметные

Личностные

- знать, называть и правильно показывать состав экономического района;
- знать особенности природно-ресурсной базы;
- определять пограничные государства и соседей экономического района;
- определять типичные и уникальные черты района.

- преобразовывать схемы для решения задач;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов;
- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Оборудование

Мультимедиа, учебник, атласы, эл. презентация

Образовательные ресурсы

Интернет-энциклопедиа. Википедия Европейского Севера

Этапы урока

1 этап: Организационно-мотивационный

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент: приветствие учеников.
2. Создание учебной задачи: Звучит песня «Мой Нарьян-Мар» в исполнении народной артистки РФ Е.Шавриной.

Приветствие учителя.

- прослушивают отрывок из песни;

3. Вопросы после прослушивания:
- О каком городе поётся в песне?
- Найдите город на карте «Федеративное устройство», используя координаты 670 с.ш. 530 в.д. (задания ОГЭ по географии в 9 классе);
- работают с картой атласа «Европейский Север», находят город;
- Определите, на территории какого субъекта РФ находится город.
- Определите в состав какого экономического района входит этот субъект РФ.
- определите и назовите экономический район, о котором будет идти речь на уроке.

- определяют географическое положение города, на территории какого экономического района находится, является ли административным центром.

- Определяют и называют экономический район. Участвуют в беседе.
Предполагают и называют тему урока.

4. Задание 1: Составить схему-кластер по Европейскому Северу «Нам известно…» - Заполняют синей пастой то, что уже известно на данном этапе изучения.
Совместно с учителем выясняют, что должны узнать сегодня на уроке.

5.А теперь, обратите внимание на слайд: на слайде представлен план характеристики ЭГП, все пункты плана перемешаны. Ваша задача - определить дальнейший план действий и цель урока.

- Приводят в порядок план характеристики ЭГП экономического района, определяют план действий и цель урока.

2 этап: Процессуально-содержательный

Класс делится на 5 групп. На каждую группу выдаются маршрутные листы, где обучающиеся выполняют работу по каждому заданию в ходе урока и оценивают свою работу.
Задание 2:
- Определить состав экономического района Европейского Севера, используя карту атласа;
- Работа со слайдом презентации (проецируются только границы субъектов) Определить субъекты Европейского Севера, зашифрованные буквами A, B, C, D.
- Показать на карте у доски состав Европейского Севера.
- Выполняют второе задание:
Используя карту «Европейский Север», определяют и называют состав.
Задание 3: Определить соседей экономического района
Каждая группа выполнят своё задание, определяет и подписывает на схеме экономические районы и пограничные государства - соседи на севере, юге, западе и востоке.
5-я группа выполняет задание по определению расстояния и направления
(задания ОГЭ по географии в 9 классе)

- Определяют и называют субъекты Европейского Севера.

Оценивают работу своей группы (отмечают в маршрутном листе)

- Используя карту атласа «Федеративное устройство», определяют и наносят на магнитную доску экономические районы и пограничные государства, с которыми непосредственно Европейский Север граничит.
Оценивают работу своей группы (отмечают в маршрутном листе)

Знаете ли вы ….
1. В каких климатических условиях находится территория Европейского Севера?
2. Какой фактор способствует формированию в районе круглогодичной навигации в Баренцевом море?
На эти и другие вопросы нам поможет ответить следующая работа по заданию 4.
(Для преодоления затруднений предлагается приём интерактивного обучения «Карусель»)
Возможно, дают ответы, возможно возникают затруднения.
Задание 4: (компетентностно-ориентированное задание): Для каждого участника группы выдаётся текст. Задаются вопросы по рассказу, каждый участник группы находит ответ, ставит номер вопроса и передаёт другому участнику группы по кругу, второй участник группы проверят правильность ответа и находит ответ на последующий вопрос. (Вопросы к заданию в Приложении)

- Каждый участник группы активно работает, находит ответы.

Проверяют выполнение работы по образцу. (ответы на слайде)

Задание 5: По рассмотренному тексту сделайте вывод: Как природные условия могут повлиять на развитие хозяйства Европейского Севера? - Делают вывод того, что узнали.
Оценивают работу своей группы (отмечают в маршрутном листе)
Физминутка: вспоминаем стороны горизонта. - обучающиеся встают со своих мест и поворачиваются в ту сторону горизонта, которую называет учитель.

Задание 6: Определение особенностей природно-ресурсной базы района.

В информационных источниках указывается, что роль Европейского Севера в экономике достаточно велика, эконом. район является важной частью народнохозяйственного комплекса страны. Какие особенности природно-ресурсной базы позволяют развивать данный экономический район?
Приведите доказательства наличия природно-ресурсной базы.

- Работа в группах: работа с учебником, карта атласа «Европейский Север», «Тектоническая карта и полезные ископаемые», «Лесные ресурсы», «Водные ресурсы».
1 группа: минеральные
2 группа: лесные
3 группа: водные
4 группа: агроклиматические
5 группа: рекреационные
В результате работы учащиеся определяют обеспеченность территории данными природными ресурсами. Наносят условные знаки на магнитную доску.
Решение заданий ОГЭ на основе знаний природно-ресурсной базы экономического района. (Задания выполняют из Теста)
1 группа: задание 9
2 группа: задание 6
3 группа: задание 4
4 группа: задание 8
5 группа: задание 5,7
Вместе все учащиеся выполняют задание 1,2,3.

Задание 7: Выявить главные черты ЭГП района. (Северное положение, выход к морям, соседство с зарубежными странами, соседство с развитыми экономическими районами).

Оценивают работу своей группы и работу других групп (отмечают в маршрутном листе)

- Называют главные черты ЭГП района.

3 этап: Закрепление

Задание 8: Вернуться к кластеру, подписать новые знания красной пастой.

Заполняют кластер.
Оценивают работу своей группы (отмечают в маршрутном листе)

4 этап: Рефлексия

На слайде представлены одинокие глаголы:
Повторили…
Узнали….
Проверили….
Использовали….
Достигли…...
Ваша задача: превратить одинокие глаголы в словосочетания по изученной теме

1 группа - повторили…
2 группа - узнали…
3 группа - проверили….
4 группа - использовали….
5 группа - достигли….
Участвуют в подведении итогов урока.
Оценивают работу своей группы и работу других групп (отмечают в маршрутном листе)

5 этап: Постановка домашнего задания

П.24. задания 1-2 на стр. 126, выполнить устно. МТ з.17-18 стр. 31.

Записывают домашнее задание.