Сегодня жизнь в обществе значительно меняется, на первый план выходят такие качества личности, как способность быстро ориентироваться в меняющемся мире; умение находить общий язык с людьми самых разных возрастов, профессий и национальностей; способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Эти качества получили свое название - ключевые компетенции.
Но для развития комплекса ключевых компетенций необходимы задания практического и проблемного характера. Несмотря на то, что в учебниках этих заданий мало, анализ контрольно-измерительных материалов, которые используются для ОГЭ и ЕГЭ, показал, что компетентностно-ориентированных заданий становится все больше.
Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математике является решение задач. Поэтому целесообразно формировать ключевые компетентности через специальные компетентностно-ориентированные задачи, которые обеспечивают познавательную мотивацию учащегося. Цель таких задач заключается не столько в получении ответа, сколько в нахождении нового метода, способа решения с возможностью переноса на другие предметы, а так же наличие нескольких путей решения. Приведу несколько примеров таких задач из своей практики.
Задача 1. «Готовим подарки с математикой»
Характеристика задания, тема: Математика, 5 класс. Курс внеурочной деятельности «Занимательная математика». Тема «Площадь прямоугольника».
Ключевая компетентность: регулятивная.
Стимул: Очень часто в жизни нам приходится производить математические расчеты, например, при подготовке к празднику.
В 5 «б» классе было решено, что на уроках технологии девочки своими руками приготовят в подарок мамам ко дню 8 Марта, салфетки.
Задачная формулировка: Закупили отрез ткани прямоугольной формы со сторонами 180см и 150см для пошива квадратных салфеток со стороной 30 см.
Задание 1. Хватит ли этого куска ткани для изготовления подарков, если в классе 29 мам?
Задание 2. Выполните раскрой отреза на салфетки. Обозначьте на рисунке линии разреза. Запишите сколько салфеток получиться из купленной ткани.
Задание 3. Рассчитайте, сколько сантиметров тесьмы потребуется, чтобы обшить одну салфетку.
Задание 4. Рассчитайте, сколько сантиметров тесьмы потребуется на все салфетки. Заполните таблицу.
Сторона салфетки (в см) |
Тесьма для одной салфетки |
Количество салфеток |
Всего тесьмы (в см) |
Задание 5. Вычислите какая сумма потребуется на покупку тесьмы, чтобы половину салфеток обшить красной тесьмой, а половину - синей.
Заполните таблицу.
|
Требуется всего (в см) |
Требуется всего (в метрах) |
Цена 1 метра (в рублях) |
Сумма (в рублях) |
Красная тесьма |
|
|
12 |
|
Синяя тесьма |
|
|
15 |
|
Источник: Р= (а+b)2, S=ab, P=4a. При покупке тесьмы на каждую салфетку добавьте по 2 см.
Инструмент проверки: за каждое задание учащиеся получают по 1 баллу. Максимальное количество - 5 баллов.
Задача 2. «Будем здоровы с математикой»
Характеристика задания, тема: Математика, 6 класс. Курс внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА». «Текстовые задачи».
Ключевая компетентность: коммуникативная (работа в группах).
Стимул: Как часто мы слышим «Здоровье не купишь ни за какие деньги». А какие факторы влияют на наше зрение? Соответствует ли освещение в нашем кабинете нормам САН ПИНа?
Задачная формулировка: Рассчитайте площадь пола и площадь окон.
Задание 1. Выполните необходимые измерения и заполните таблицу:
Длина пола, м |
Ширина пола, м |
S пола, м2 |
Длина окна, м |
Ширина окна, м |
S окна, м2 |
Задание 2. Используя полученные данные, найдите отношение площади окон к площади пола.
Задание 3. В случае, если освещение не в норме, рассчитайте каких размеров должны быть окна чтобы освещенность кабинета соответствовала нормам САН ПИНа.
Источник: Освещение считается в норме, если световая поверхность составляет не менее 20% площади пола. (Световая поверхность - это площадь окон). Формула для нахождения площади прямоугольника S = a*b. Перевод единиц измерения: 1 м2 = 10000 см2. САН ПИН - это документ определяет санитарные и гигиенические правила, утвержденные государством.
Инструмент проверки:
- За каждое правильно выполненное задание (заполнена таблица, выполнен перевод единиц, найдено отношение площадей, решена задача, рекомендованы размеры новых окон) по 1 баллу
- Максимальное количество баллов - 5.
Задача 3. «Отдыхаем с математикой»
Характеристика задания, тема: Математика, 5 класс. Курс внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА». «Текстовые задачи».
Ключевая компетентность: учебно-познавательная.
Стимул: К окончанию учебного года ваши родители хотели бы приготовить вам подарок - экскурсию. Помогите рассчитать самый дешевый вариант поездки.
Задачная формулировка: Во время каникул группа из 20 школьников в сопровождении трех взрослых планирует поехать в Иркутск на 7 дней. На экскурсии отведено время: в среду с 14.00 до 18.00, в пятницу с 10.00 до 13.00 и в воскресенье с 12.00 до 16.00.
День недели (ПН, ВТ, СР, ЧТ, ПТ, СБ, ВС) |
Название экскурсии |
Начало экскурсии |
Продолжительность |
Цена билета в рублях |
Ежедневно |
ОП-Обзорная пешеходная |
11:00*15:00,19:00 |
4 часа |
Взрослый-280
|
ВТ, ЧТ, СБ, ВС |
СГ-Старый город |
10:00*13:00* 16:00,19:00 |
3 часа |
Взрослый-180
|
Ежедневно, кроме среды |
МТ-музей Тальцы |
10:00*13:00* 16:00,19:00 |
3 часа |
Взрослый-60
|
СБ, ВС |
ПБ-прогулка по Байкалу на теплоходе |
10:00*13:00* 16:00,19:00 |
3 часа |
Взрослый-420
|
СР, ПТ, ВС |
БМ-Байкальский музей |
10:00*12:00* 14:00* 16:00,18:00 |
2 часа |
Взрослый-200
|
Ежедневно |
ИБ-Иркутск-Байкал |
10:00*12:00* 14:00* 16:00,18:00 |
3 часа |
Взрослый-150
|
Задание 1. Изучите перечень экскурсий, выберите ВСЕ экскурсии, походящие по времени и дню недели. Запишите краткое обозначение экскурсии и время ее начала.
Задание 2. Рассчитайте полную стоимость экскурсий (без скидки) и стоимость со скидкой на все маршруты. Заполните таблицу.
Маршрут |
ОП |
СГ |
МТ |
ПБ |
БМ |
ИБ |
Стоимость |
|
|
|
|
|
|
Без скидки |
|
|
|
|
|
|
Со скидкой |
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Используя результаты выполнения заданий 1 и 2, составьте подходящий по времени и самый дешевый вариант экскурсии. Заполните таблицу. Рассчитайте общую сумму, потраченную на экскурсии.
Экскурсии |
Название |
Время (начало и конец) |
Стоимость на
|
Среда 14:00-18:00 |
|
|
|
Пятница 10:00-13:00 |
|
|
|
Воскресенье 12:00-16:00 |
|
|
|
Источник: *- действует скидка: с группой из 10 человек один взрослый проходит бесплатно
Инструмент проверки: |
правильно выполнено 1 задание - 1 балл
|
Таким образом, компетентностно-ориентированные задачи имеют большое значение при формировании у учащихся ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, компетенции разрешения проблем.