Общество испытывает большую потребность в талантливой молодежи, решению нестандартных ситуаций. Инициативные, творческие личности составляют резерв и будущее нашего общества. Поэтому приоритетной задачей является выявление и создание условий для развития таких школьников. Единых взглядов нет, но запрос общества и государства не ослабевает. Отсюда мы видим актуальность нашего исследования.
Нами выявлены противоречия: между педагогическими требованиями и формами обучения и воспитания подростков: между потребностью общества в талантливой молодежи и отсутствия педагогической практики.
Цель исследования было - путем опытно-экспериментальной работы проверить условия педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных школьников.
Практическую значимость работы определяют результаты анализа, выявлены психолого-педагогические условия осуществления педагогической поддержки личностного саморазвития, которые могут, в первую очередь, быть использованы учителями в работе с одаренными учащимися.
Понятие «педагогическая поддержка» в современной педагогике используется широко. Его связывают с деятельностью служб, которые заинтересованы в защите прав детей. Это система различных мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам. Это профессиональный вид деятельности взрослого, направленной на решение проблем личности ребенка.
Выделение идеологами педагогики свободы (О.С.Газман, Н.Н.Михайлова), в педагогическом процессе, наряду с обучением и воспитанием, самостоятельной области - «педагогическая поддержка ребенка в образовании», направлено на гармонизацию различных процессов: социализации и индивидуализации личности. Основными средствами педагогической поддержки являются «безусловное позитивное принятие» (формулировка К.Роджерса) ребёнка педагогом, эмпатия, коммуникативная, творческая насыщенность взаимодействия. Педагог, вооруженный такой целью, осознает себя в качестве субъекта личностно-развивающей ситуации, рефлексирует себя в роли специфического носителя личностного опыта саморегуляции, предлагает этот опыт ребенку в качестве средства поддержки и решения его личностных проблем.
Направление педагогической поддержки:
- Оказание помощи обучающимся в принятии решения и разрешения проблем
- Поддержка обучающихся в трудной жизненной ситуации
- Выявление и контроль обучающихся
- Координация работы с детьми.
Для организации педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных школьников в СОШ№8 было проведено исследование в 2018 и 2020 годах. В исследовании приняли учащиеся 8 и 10 классов.
- 1 этап - выявление одаренных старшеклассников
- 2 этап - реализация условий педагогической поддержки
- 3 этап - анализ полученных результатов.
Мы опирались на следующие принципы диагностики одаренных:
- личностно-ориентированный подход
- динамический подход(длительность)
- прогностический подход.
Нами были использованы методики:
- Тест Айзенка.
- «Сложные аналогии».
- Методика С.А.Будасси.
- Методика диагностики интегральной самооценки личности по Т.Дембо - С.Я.Рубинштейн.
- Методика «Автопортрет» Р.Бернса, адаптация Е.С.Романова и С.Ф.Потемкина.
- Опросник Ч.Д.Спилбергера..
- Личностный опросник К.Томаса.
- Тест А.Ассингера.
- Тест В.Х.Ряховского на исследование уровня общительности.
- Шкала оценки потребности в достижении.
Результаты эксперимента показали, что у 63% одаренных старшеклассников имеют высокий уровень интеллектуального развития против 27% остальных учащихся контрольной группы. Одаренные старшеклассники отличаются доминирующими когнитивными стилями мышления. Наличие достоверных результатов было подтверждено по t-критерию Стьюдента.
В сфере личностного развития наблюдаются особенности. Учащихся с высокой самооценкой больше на 20% среди 8-классников, среди 10-классников - на 15%. Большая группа одаренных (24%) имеют нереалистично высокую самооценку. У обычных школьников это показатель оказался в 3 раза меньше.
Показатели нереалистично завышенной самооценки среди одаренных 8-классников выше в 3 раза, среди 10-классников - почти в 3 раза. (Таблица 1)
Также установлена конфликтность самооценки у части одаренных старшеклассников, что проявилось в различии данных по разным методикам. По методике «Автопортрет» выявлено 26% и 33% соответственно одаренных учащихся имеют низкий уровень самооценки. (Таблица 2)
Результаты методики Т.Дембо - С.Я.Рубинштейна показали, что лишь 33% имеют реальный уровень притязаний. 10% одаренных 10-классников имеют низкий уровень притязаний. Более 50% одаренных старшеклассников имеют оптимальный уровень развития целеполагания. Эти показатели растут от 8 к 10 классу.
В результате исследования выявлены недостатки развития эмоциональной сферы.
Большинство учащихся характеризуются как уравновешенные, собранные, в то же время 21 % характеризуются высоким уровнем ситуативной тревожности, которая переходит в личностную. Значит в экстремальной ситуации этот показатель может сыграть отрицательную роль, снижая результаты деятельности. (таблица 3)
Также выявлены недостатки развития коммуникативной сферы. Большинство старшеклассников с уровнем общительности ниже среднего и низким(42 % у 8-классников и 31 % у 10-классников). Эти испытуемые замкнуты, неразговорчивы. Эти данные подтверждают имеющиеся в литературе. (таблица 4)
Доминирующим типом реагирования в конфликтных ситуациях является соперничество - 38% и 34% соответственно.
На втором месте стоит приспособление. 27% у 8-класников и 28% у 10-классников.
На третьем - сотрудничество.15% и 18%.(таблица 5)
По методике А.Ассингера вторую по численности группу представляют учащиеся с высоким уровнем агрессивности. 36% 8-классники и 28% 10-классники. Самую малочисленную представляют учащиеся с низким уровнем агрессивности. 15 % 8-классники и 21 % 10-классники. Они миролюбивы, несамоуверенны, в противоположность первым. (таблица 6)
Таким образом, наши исследования подтвердили, что одаренные старшеклассники испытывают дисгармонию личностного развития. Обнаружены разрывы между когнитивной и эмоциональной, коммуникативной сферами личности. Хотя большинство показали высокий уровень развития интеллектуальной сферы, но в то же время у них высокая самооценка. Исследования показали, что учащиеся излишне самоуверенны.
Почти у трети не сформирован механизм целеполагания. Постоянные олимпиады, конкурсы откладывают отпечаток на особенности реакции в конфликтных ситуациях. Большинство учащихся испытывают проблемы в общении. Это настораживает, потому что снижает такие качества ,как сотрудничество, взаимопомощь, толерантность. Все это доказывает, что педагогическая поддержка необходима.
Школьным психологом и учителями была разработана программа по работе с одаренными учащимися.Был составлен элективный курс, проведено много различных дискуссий, тренингов. Все было направлено на решение проблем, которые проявились в результате нашего исследования. Сейчас результаты другие:
Снизилось число старшеклассников с высокой самооценкой. (с 22,95 до 12,8%).
Увеличилось число с высокой адекватной самооценкой. (на 6,7%)(таблица 7)
Эффективность работы доказывает повышение числа группы с адекватной самооценкой.
Она увеличилась на 6%.(таблица 8)
Увеличилось число учащихся с реальным уровнем притязаний на 11 % . Число с адекватным уровнем притязаний увеличилось на 11 %.
Произошло развитие уровня целеполагания на 5 %.
Увеличилось число старшеклассников, готовых к сотрудничеству (6%).
Увеличился уровень общительности (11%).
Показатель агрессивности снизился. С 36% на 22 %.На 9% повысился средний уровень. (таблица 9)
Все наши исследования доказывают эффективность педагогической поддержки одаренных школьников.
Выявив проблемы у одаренных старшеклассников и решив их - в школе повысилась эффективность работы с одаренными школьниками и педагогическая поддержка.
Список литературы
- Аксиньева М.А. Организация педагогической поддержки старшеклассников в среднем профессиональном учреждении. Спецвыпуск. Педагогика. - Ростов н/Д: РГПУ, 2006.
- Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников: книга для учителя/ - Минск: 1990.
- Богоявленская Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы [Текст]/ Д.Б.Богоявленская, М.Е.Богоявленская. - М.: Просвещение, 2005
- Матвеева Р. Ориентир классного руководителя - саморазвитие школьника [Текст] /Р.Матвеева// Народное образование. - 2000. - №3.
- Панов В.И. Некоторые теоретические и практические аспекты одаренности [Текст]/ В.И.Панов// Прикладная психология. - 1998.