Введение: Венгер Леонид Абрамович - советский и российский психолог, один из ведущих исследователей психического развития дошкольников, сказал: «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.»
Программное содержание: Сценарий открытого занятия «Город знаний» с детьми подготовительной группы.
Сценарий включает в себя:
- Закрепление детьми знаний, полученных в процессе образовательной деятельности по следующим областям: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
- Отработка навыка использования полученных знаний в процессе игры.
Сценарий занятия «Город знаний»
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку по городу знаний. Наше путешествие будет длинным. Если вы вдруг собьётесь с пути и потеряетесь, вы должны как-то вернуться обратно, а для этого нужно знать свой адрес. Знаете ли вы, в какой стране живёте?
Дети: Россия.
Педагог: Правильно! А в каком городе?
Дети: Москва.
Педагог: Молодцы! А знаете ли вы, на какой улице живёте?
Дети называют улицы.
Педагог: А кто знает адрес нашего детского сада?
Дети называют адрес детского садика.
Педагог: Молодцы! Теперь мы уверены, что вы не потеряетесь. Тогда начнём наше путешествие. Для этого вы должны поделиться на две команды и пройти все улицы, чтобы собрать портфель с нужными оценками. На каждой улице вас ждёт задание, которое вы должны выполнить. Вы готовы отправиться в путешествие?
Дети: Да!
Педагог: Итак, первая улица, на которую мы попадаем, называется «Математическая». Ребята, кто знает, что такое математика?
Дети отвечают педагогу.
Педагог: Хорошо. Каждая команда должна отгадать две загадки и решить четыре задачи. Вы готовы?
Дети: Да!
Загадки:
1.
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны.
Ну, пожалуй, и довольно!
Что ты видишь? (Треугольник)
2.
Эта форма у клубка,
У планеты, колобка,
Но сожми её немножко,
И получится лепёшка. (Круг)
3.
Эти фигуры по городу мчат,
В садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус трамвай.
Ты на дороге смотри, не зевай!
На эту фигуру похожи дома.
О чём говорю я? Ответьте, друзья! (прямоугольник)
4.
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня… (квадрат)
Задания:
1. Сколько ушей у трёх мышей? (6)
2. Сколько лап у двух медвежат? (8)
3. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? (1)
4. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (1)
5. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (5)
6. На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько: на берёзе яблоки не растут)
7. На столе три стакана с ягодами. Вова съел ягоды из одного стакана. Сколько стаканов осталось на столе? (3)
8. Пошли две девочки в лес за грибами, а навстречу два мальчика. Сколько всего детей идут в лес? (Две девочки)
Педагог: Молодцы! Первый этап вы прошли успешно. Вы получаете оценку… Мы переходим на следующую улицу, которая называется «Культурная». Как вы думаете, что такое «привычка»?
Дети отвечают педагогу.
Один ребёнок читает стихотворение:
Есть у лисички
Хорошие привычки:
Собираясь в гости,
Холить пышный хвостик,
Соблюдать порядок.
Есть у лисички дурные привычки:
В курятник - шасть
И курочку украсть.
Педагог: Молодец!
Ребёнок садится на своё место.
Педагог: А теперь, ребята, вам предстоит выполнить задание. Скажите мне, какие привычки вредные, а какие полезные?
- Разбросал я книги, вещи и искал их целый вечер.
- Шелуху от семечек плюю я на скамеечке.
- Бросить фантик в травку дурно, отнесу его я в урну.
- Мою грязную посуду, пол помыть я не забуду.
- Слетелись мухи к мягкой булке, её я бросил на прогулке.
- Пылесосом убираю, пыли я не оставляю.
- Ногти очень грызть люблю, всех микробов я ловлю.
- Руки мыть перед едой, зубы чистить, закаляться и всегда дружить с водой.
Педагог: Подведём небольшой итог, ребята. В школу нужно идти только с хорошими привычками, а вредным в школе места нет. Вы хорошо потрудились. На этом этапе вы получаете оценку… Мы попадаем на следующую улицу, которая носит название «Художественная улица». Кто-нибудь бывал на выставках? Что же там выставляют?
Дети отвечают педагогу.
Педагог: Правильно. Молодцы! (Имя ребёнка), прочитай нам, пожалуйста, стихотворение.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем, были б краски!
Педагог: Умница!
Ребёнок садится на место.
Педагог: Теперь вам нужно выполнить задание. Перед каждой командой лежат пазлы, собрав которые, у вас получится картина известного русского художника. Вам будет нужно назвать имя этого художника.
Дети собирают пазлы и называют имена художников.
Педагог: Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием и получаете оценку… Пойдёмте дальше. Теперь мы с вами оказались на улице «Грамматическая». Вам будет нужно ответить на вопрос: «Кто кем был или что чем было?» Например, цыплёнок был яйцом.
Задание:
- Хлеб - мукой;
- Лошадь - жеребёнком;
- Шкаф - доской;
- Корова - телёнком;
- Дуб - жёлудем;
- Рубашка - тканью;
- Рыба - икринкой;
- Ботинки - кожей;
- Яблоня - семечком;
- Дом - кирпичом;
- Лягушка - головастиком;
- Сильный - слабым;
- Бабочка - гусеницей;
- Взрослый - ребёнком.
Педагог: Следующим заданием будет «Доскажи словечко». Мы вам будем называть первый слог, а вы постарайтесь придумать слово.
Задание:
РЫ - рысь, рыба;
ВА - ванна, Ваня;
ЛУ - луна, лужа;
РО - роза, роллы;
МА - мак, машина;
ЗИ - зима, Зина;
ЛИ - лиса, лист;
ТИ - тина, тишина;
СИ - сила, симптом;
РЯ - рядом, ряд и др.
Педагог: (Имя ребёнка), прочитай нам, пожалуйста, стихотворение.
Ребёнок читает стихотворение:
Язык родной!
Он нужен всем
Писать, читать, творить.
Но прежде нужен он затем,
Чтоб просто говорить.
Педагог: Спасибо большое, молодец!
Ребёнок садится на место.
Педагог: Умнички, ребята! Ваша оценка… Следующая улица «Логическая». Перед вами лежат четыре картинки, вам нужно выбрать лишнюю и сказать, почему вы так считаете.
Дети выполняют задание.
Педагог: Молодцы! Опять справились! Оценка… И последняя улица нашего путешествия - «Физкультурная».
Ребёнок читает стихотворение:
Если хочешь стать умелым, быстрым,
Сильным, ловким, смелым,
Физкультурой занимайся
И водою обливайся,
Никогда не унывай,
В ногу весело шагай.
Педагог: Спасибо большое! Молодец! Теперь мы с вами немного поиграем. Каждая команда становится около своего стула. К спинке стула привязаны шарики с написанными на них буквами. Первый игрок от каждой команды берёт деревянную ложку и кладёт в неё шарик с буквой «А», стараясь не уронить шарик, он несёт его через зал и привязывает к спинке второго стула. Команда, которая быстрее соберёт из букв, написанных на шариках, слово «АЗБУКА», выигрывает. Если игрок вдруг уронит шарик, он должен будет вернуться назад и передать ложку другому игроку своей команды.
Дети играют.
Педагог:
Все мы вместе поиграли
И немножечко устали,
Теперь на стульях отдохнём,
Итог игры мы подведём.
Ребята! Вы начали своё путешествие с пустыми портфелями. Скажите, какие оценки вы сегодня получили?
Дети отвечают педагогу.
Педагог: Мы вам желаем, чтобы 1 класс вы начали с таких же оценок!