Интегрированный урок по теме "Дыхание и дыхательные движения. Влияние дыхательных упражнений на здоровье человека"

Разделы: Биология

Класс: 8

Ключевые слова: дыхательные упражнения


Класс: 8.

Предмет: Биология, физическая культура.

Тип урока: Урок обобщения и применения знаний. Интегрированный урок.

Цель урока: Создать условия для формирования представлений о значении дыхательных упражнений в связи со знаниями об органах дыхания, их функциях.

Планируемые предметные результаты:

  • значение биологического процесса дыхания, транспорта веществ;
  • устанавливать взаимосвязь дыхательных упражнений и процессов дыхания, транспорта веществ;
  • использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Личностные:

  • продолжить развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о собственном организме;
  • коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности;
  • понимание ценности своего здоровья.
  • воспитание критической и объективной самооценки знаний.

Метапредметные:

  • Регулятивные: научится выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы;
  • Познавательные: научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; систематизировать полученную информацию. Получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с учебной информацией.
  • Коммуникативные: будет применять умения адекватно использовать речевые средства аргументации своей позиции; развивать коммуникативные умения (умение понятно, кратко, точно излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и концентрировать внимание.

Планируемые результаты: давать определения терминам. Перечислить органы дыхания, этапы дыхания; взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем, механизмы вдоха и выдоха. обосновывать значение дыхательных упражнений в организме.

Формы и методы обучения: Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с рисунками, схемами), практические (выполнение дыхательных упражнений, выполнение тестовых заданий), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Оборудование: презентация, карточки с заданиями.

Деятельность учителя и обучающихся

Содержание этапов урока

Личностные качества и универсальные учебные действия

1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)- 2 мин

Здравствуйте! Здоровье это не только здоровое тело, но и хорошее настроение. Пусть ваше настроение - будет хорошим. Мы желаем вам успехов на сегодняшнем уроке. Ведь сегодня у нас с вами необычный урок, а совместный урок с физкультурой.

Многие процессы, происходящие в нашем организме требуют затрат большого количества энергии. Бег или ходьба, решение задачи по математике или написание сочинения-на все это уходит очень много энергии. Для того , чтобы извлечь энергию из питательных веществ, поступающих в наш организм, и запасания в виде АТФ, нужен кислород.

Мотивированность на учебную деятельность.
Готовность к учебному сотрудничеству.
Умения осуществлять целеполагание.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности - 8 мин.
Фронтальный опрос.
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

Работа с текстом (вставить пропущенные термины. (парная работа)
Самопроверка. Чтение текста с ответами.

  • Что такое дыхание? Назовите органы дыхания
  • Из каких этапов оно состоит?
  • Как идет газообмен в легких и тканях? (Разбор по схеме)

Вывод: Какие системы органов участвуют в процессе доставки кислорода и вывода из организма углекислого газа?
(дыхательная и кровеносная)

  • Что мы знаем о вдохе и выдохе?

Теперь наши знания мы должны научиться применять на практике, т.е. правильно выполнять дыхательные упражнения.

Умения использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Умения строить логические рассуждения, умозаключения.

3. Практическая работа на основном этапе. 10 мин

Учитель физкультуры: Вводная беседа о пользе дыхательных упражнений и зачем нужна дыхательная гимнастика.
Выполнение дыхательных упражнений (приложение). При выполнении упражнений обратить внимание на работу мышц.
Какие мышцы участвуют при вдохе и выдохе?

Умения планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Умения соотносить свои действия с планируемыми результатами.

4. Что мы узнали о влиянии дыхательных упражнений на общее состояние организма? Применение знаний и умений (устно) - 5 мин

Обоснование влияния дыхательных упражнений на общее состояние организма, обеспечении клеток кислородом, обмене веществ.
У человека, который ведет активный образ жизни дыхание отличается от человека, не занимающегося физическими нагрузками. Связано это с тем, что при этом будут задействованы дополнительные мышцы: межреберные и брюшного пресса.
При вдохе эти мышцы расширяют грудную клетку, тем самым увеличивается объем легких и в них поступает больше кислорода. При выдохе они наоборот сжимают ее до максимума. Пресс при выдохе поднимает внутренние органы вверх они же в свою очередь толкают диафрагму вверх.
При регулярном занятии дыхательными упражнениями, дыхание становится более равномерным и глубоким. Такой человек испытывает меньшую утомляемость и чувствует себя энергичней.

Умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность, находить общее решение на основе согласования позиций.
Умения использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Умения строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

5. Взаимоконтроль знаний и умений.
(12 мин)

ТЕСТ (приложение)
Учащиеся самостоятельно выполняют тест в тетрадях.
Взаимопроверка выполнения теста.

Владение навыками самоконтроля, самооценки.
Умение осознанно управлять своим поведением, направленным на достижение цели.

6. Подведения итогов урока. (5 мин)

Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Какие получили результаты ?
Возвращение к проблемному вопросу, заданному в начале урока.
Дети надувают воздушные шарики. Сделать полный вдох и на выдохе надуть шарик. Сравнивают, у кого самый большой шарик получился, делают выводы.

Умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

7. Рефлексия. (3 мин)

Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Оцените свою работу на уроке, работу групп и класса.

Умения определять причины успеха/неуспеха решения учебной задачи.
Умения оценивать результат своей деятельности.