Семинар для воспитателей "Совершенствование мастерства педагогов в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений"

Разделы: Математика, Профессия — педагог


Согласно федеральным государственным требованиям к структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового раздела «Математическое развитие» в программе не существует. Но в образовательной области «Познание» одна из задач звучит как «Формирование элементарных математических представлений». (Слайд 2)

Кроме того, если мы обратимся к компетентностям ребенка, которые согласно ФГОС ДО должны быть сформированы к выпуску из детского сада, так называемые итоговые результаты, то среди них можно выделить следующие: (Слайд 3).

Понятно, что ни одну из этих компетентностей мы не сможем сформировать в должной степени, уделяя мало внимания развитию у ребенка логики, мышления, внимания, умения действовать в определенной последовательности (алгоритмы), не научив его считать, различать геометрические фигуры, решать простейшие задачи.

Согласно ФГОС вся образовательная деятельность строится по принципу интеграции. Но наши занятия с детьми всегда носили интегрированный характер. Даже если занятие проводит педагог дополнительного образования, то на занятии по ФЭМП дети и развивают речь, и конструируют, и рисуют, и знакомятся с окружающим, общаются, трудятся (дежурство), кроме того мы обязательно используем оздоровительные технологии, - то есть на одном занятии присутствуют практически все образовательные области.

Методика ФЭМП в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики - одного из важнейших предметов в школе и всестороннего развития ребёнка.

Уверена, что каждый воспитатель хочет, чтобы дети на занятии были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т.д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? Об этом мы сегодня и поговорим, а в ходе семинара составим модель успешного занятия. Думаю, вы согласитесь с тем, что успех занятия во многом зависит от компетентности педагога в той или иной области знаний.Компетентный педагог должен владеть определённой терминологией. Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию.

Основные математические понятия вы видите на экране. (Слайд 4)

Очень важно в этих понятиях хорошо разбираться, понимать их, так как «небрежное обращение с научными терминами обычно оборачивается против тех, кто не утруждает себя поиском их точного толкования». (Слайд 5)

Множества состоят не только из предметов, а из звуков, движений, чисел. Всё это называется элементами множества. (Слайды 6-7)

Изучение числительных и множеств предметов ведёт к усвоению счётной деятельности. (Слайд 8)

Простое называние числительных не будет называться счётной деятельностью. Система вычислительных действий формируется на основе количественных знаний. (Слайд 9)

Прямого ответа на вопрос "что такое величина?" нет, так как общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объёма, массы, скорости и т.д.

Величина обладает 3 свойствами:

1) сравнимость, осуществляемая:
- наложением,
- приложением,
- измерением с помощью условной мерки,
- сравнением на глаз.

2) относительность - зависит от предмета, с которым мы сравниваем, от расстояния, на которое мы сравниваем, от расположения в пространстве.

3) изменчивость. Величина тесно связана с размером. А размер является свойством изменчивости величины.

Каждый предмет имеет своё родовое предназначение. Он может изменять свои размеры, не меняя своей сущности. (Слайд 10)

Геометрическая фигура - это наличие точек на плоскости, ограниченное пространством.

Фигуры бывают плоские (круг, квадрат, треугольник, многоугольник…) и пространственные (шар, куб, параллелепипед, конус...), которые ещё называют геометрическими телами.

Геометрическое тело - это замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими и кривыми поверхностями.

Что же такое геометрическая ФОРМА?

Форма - это очертание, наружный вид предмета.

Форма (лат. forma - форма, внешний вид) - взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а так же взаимное расположение точек линии. (Слайд 11)

Время имеет свойства:
- текучесть (время не остановить)
- необратимость и неповторимость
- длительность.

(Слайд 12)

Ориентировка в пространстве предполагает ориентировку на себе, от себя, от других объектов, ориентировку на плоскости и ориентировку на местности. (Слайд 13)

- Итак, первое колечко в нашей пирамидке.

Компетентность педагога в области преподаваемого предмета.

(Слайд 14)

Предлагаю теперь поговорить об организации работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. (Слайд 15)

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог ставит перед детьми познавательные задачи и помогает их решать, а это и ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. (Слайд 16)

Математические знания даются детям в строго определённой системе и при этом новый материал должен быть доступен детям. Каждая новая большая программная задача дробится на более мелкие, и решение данной задачи идёт последовательнона нескольких занятиях.

При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала.

На занятиях по ФЭМП решается ряд программных задач: Какие? (Высказывания педагогов).

Давайте разберёмся в этих задачах. (Слайд 17)

1) образовательные - чему ребёнка будем учить (учить, закреплять, упражнять),

2) развивающие - что развивать, закреплять:
- развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности,
- продолжить формирование приёмов логического мышления (сравнение, анализ, синтез).

3) воспитательные - что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов),

4) речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.

Таким образом, второе колечко модели успешного занятия - Готовность воспитателя к занятию. (Слайд 18)

Скажите, пожалуйста, какие методы обучения используются в ОД по ФЭМП? (Ответы воспитателей)

Верно, игровые, наглядные, словесные, практические методы обучения… (Слайд 19)

Игровые - все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных дидактических игр и упражнений.

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается ввопросах к детям.

Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.

- в младшем возрасте - прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

- в старшем - в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?

Так же используются:

- разъяснения (как выполнить данную задачу),

- указания воспитателя (в основном с детьми),

- план действий старшего дошкольного возраста.

Практическим методам - упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям - отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.

Наглядные методы.

- демонстрационный материал, который используется у доски. Он крупного размера, яркий, красочный, разнообразный.

- раздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку.

Таким образом, третье колечко Пирамидки успешного занятия - Выбор оптимальных методов и приёмов. (Слайд 20)

Разминка "Объясни выражение" (Слайд 21):

- "семи пядей во лбу";

- "мерить на свой аршин".

(Слайд 22)

Давайте вернёмся к наглядным методам обучения.

Всё занятие по ФЭМП строится только на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен быть художественно оформлен, отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении - с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходитзанятие, и более успешно усваиваются детьми знания.

Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал.

Материал должен быть различным на каждом занятии.

Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка - шишкой, морковка - морковкой).

Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки - бабочки и т.д.).

(Показать образцы демонстрационного и раздаточного материала)

Итак, четвёртое колечко нашей модели - Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала. (Слайд 23)

Уважаемые коллеги, дружите ли вы с грамматикой?

Следующая разминка называется "просклоняй числительное" (548 и 387) (Слайд 24)

Вы почувствовали, как сложно было справиться с заданием?

Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал занятия, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.

Математический словарь можно взять в книге Метлиной Л.С. "Математика в детском саду"

Образец речи воспитателя - основной приём.

Сопряжённая речь - воспитатель говорит вместе с ребёнком

Отражённая речь - ребёнок повторяет речь воспитателя

Многократное упражнение детей.

(Слайд 25)

Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной (меньше "воды"). В этом случае занятие проходит быстро и интересно.

По мере овладения детьми теми или иными навыками, возрастает роль словесных указаний. Воспитатель учит детей ДЕЙСТВОВАТЬ, но необходимо при этом ПРОГОВАРИВАТЬ действия.

Дети должны говорить, ЧТО и КАК они делают.

Дети старшего возраста должны приучаться планировать свои действия в устной форме.

Очень важно учить детей слушать ответы товарищей, и при необходимости уточнять, дополнять, исправлять.

Итак, пятое колечко - Грамотная речь воспитателя (Слайд 26)

На экране вы видите, как выглядит модель успешного занятия по ФЭМП. (Слайд 27)

И только при наличии всех этих компонентов, занятие будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно.

Завершая семинар, скажу несколько слов об ОЦЕНКЕ деятельности детей на занятии.

Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на занятиях, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки "молодцы" есть и другие: правильно, верно, очень хорошо, молодец, постарался, ты меня сегодня радуешь, ты сегодня активный, внимательный, старательный и т.д.

А сегодня на семинаре мне понравилось, что педагоги были активными.

Одни привели много примеров пословиц и поговорок, у других получалось быстро склонять числительные. Семинар подошёл к концу.