Внедрение ИКТ нового поколения в учебный процесс как средство успешной реализации ФГОС

Разделы: Информатика


Одной из важнейших тенденций современного образования в общеобразовательной организации, определенной нормативными документами - Законом «Об образовании», «Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 15 декабря 2010 года и социальным заказом общества, является направленность образовательного процесса на успешную личность в процессе обучения. Устанавливаются требования к результатам освоения программы основного общего образования (личностные, метапредметные и предметные) и указываются виды деятельности, в которых главная задача - развитие личности ученика, повышение качества образования.

В этой связи задача педагога состоит в том, чтобы создать условия практического овладения заданными нормативами для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения.

Положительную роль в современном обучении играет использование информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики. Сегодня можно считать информационно-коммуникационные технологии самым новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития обучающегося. Этот способ позволяет ученику с интересом учиться, искать источники информации. Он воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)» [1]. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) - это совокупность технологий, одновременно использующих несколько 7 информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение [2].

Чтобы сделать урок информатики более разнообразным, интересным, доступным и содержательным, в планирование учителю следует включить информационно-коммуникационные технологии на любом из этапов урока, как для проверки домашнего задания, так и для введения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем. Использование современных технологий в процессе обучения информатики позволяет учителю добиваться высокого качества успеваемости. При этом поднимается мотивация, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах, а соответственно, повышается уровень знаний. Одним словом, применение новых технологий в обучении способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества успеваемости.

Таким образом, при использовании информационно-коммуникационных технологии обучение становится интерактивным, интересным, возрастает значениесамостоятельной работы обучающихся, серьезно усиливается интенсивность учебного процесса [3].

Как отмечают Е.И.Виштынецкий и А.O.Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как: поддержка и развитие системности мышления обучаемого; поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений; реализация принципа индивидуализации учебногопроцесса при сохранении его целостности [4].

Современные ИКТ предоставляют большие возможности для формирования и развития информационной компетенции на уроках информатики. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональнойкомпетенции педагога, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию умений и навыков. Использование информационно-коммуникационных технологий открывает для учителя новейшие возможности в преподавании своего предмета. При изучении любой дисциплины с использованием информационно-коммуникационных технологий дает обучающимся возможность размышлять, что, конечно, способствует развитию интереса обучающихся к любому предмету. Если включать информационно-коммуникационные технологии в процесс обучения, то это способствуетповышению эффективности проведения уроков, усиливает привлекательность подачи материала.

В современном мире требуется, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием информационно-коммуникационныхтехнологий, а употребление информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе - это один из способов повышения мотивации обучения.

Информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию творческой личности не только учащегося, но и самого учителя, а использование таких технологий способствует реализации главныхчеловеческих потребностей - общению, образованию. С помощью информационно-коммуникационных технологий на уроках в общеобразовательной школе можно:

  • создать учебную деятельность учащихся более содержательной и привлекательной;
  • давать учебную информацию для восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;
  • повысить качество обучения, желания учиться;
  • сделать урок наглядным, динамичным.

Таким образом, мы можем принципиально признать, что реализуемые с помощью продуктивных педагогических средств в структуре уроков информатики информационно-коммуникативные технологии, обеспечивают успешное продвижение учащихся в обучении и приводят в действие знания и умения, необходимые как для общеучебного действия, так и специфического (предметного).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П.Тевс, В.Н.Подковырова, Е.И.Апольских, М.В.Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006.-59 с.
  2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования, Учебник. - Москва, 2005. - 181 с.
  3. Руденко Т.В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании
    [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс. URL: http://ido.tsu.ru
  4. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. /А.Дистервег [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога исследователя. - URL: http://si-sv.com/board/a_disterveg/9-1-0-