Формы работы с родителями по обеспечению безопасности детей в современном мире

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями

Класс: 2

Ключевые слова: взаимодействие с родителями


«Самое дорогое у человека - это жизнь»
Н.А.Островский

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей является актуальной и значимой проблемой.

Мы, классные руководители, должны вести работу не только с детьми, но и с их родителями.

Существуют разнообразные формы работы:

  • родительские собрания;
  • конференции;
  • индивидуальные и тематические консультации;
  • совместные тематические праздники и экскурсии.

Каким должно быть родительское собрание сегодня? Нетрадиционным! Это значит, что на родительских собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.

Раз мы сегодня говорим о безопасности детей, то темы собрания могут быть следующими:

  • «Ребёнок и чужие люди», в котором дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.
  • «Ребёнок и природа». Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.
  • «Ребёнок дома» - пожароопасные предметы, острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях.
  • «Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка» - изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т.д.
  • «Ребёнок на улице» - правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, если ребенок потерялся, ориентирование на местности.
  • «Ребёнок и Интернет» - рассматриваются плюсы и минусы от гаджетов для детей, правила безопасности работы с современной техникой.
  • «Безопасность детей в наших руках» - знакомим родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них.

С чего необходимо начать готовиться к родительскому собранию? Для встречи с родителями нужно подготовить приглашение. Оно так же должно быть необычным.

Для того чтобы собрание прошло успешно и было интересным для родителей, следует использовать следующие приёмы:

  • можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга;
  • подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга;
  • называть родителей по имени-отчеству, а не "Танина мама", "Витин папа" и т.д.;
  • использовать групповые формы работы с родителями, игровые элементы;
  • опираться на опыт, мнения авторитетных родителей;
  • определить регламент собрания, беречь время родителей;
  • необходимо закончить собрание принятием конкретного решения.

На родительских собраниях помимо стандартного теоретического материала, должна присутствовать практика.

Это могут быть: диспуты, моделирование возможных ситуаций, анкетирование, тестирование, деловые игры.

Игра «Что, где, когда?»

- Назовите правила поведения при обнаружении запаха газа в квартире (не зажигать спички, открыть окна и форточки, звонить в газовую службу от соседей по телефону 04,оповестить других соседей о случившемся).

- Назовите правила поведения при пожаре в квартире (не открывать окна, не тушить водой загоревшиеся электроприборы, дышать через мокрую ткань, к выходу двигаться. Пригнувшись, покиньте помещение, закройте за собой дверь, вызовите пожарную охрану по телефону 01,сообщите о пожаре соседям).

- Назовите правила поведения при контакте с домашней и бродячей собакой (не гладьте незнакомых животных, не трогайте собаку).

- Молодая женщина приятной наружности говорит девочке-мальчику: «Здравствуй, девочка! Как тебя зовут? А где ты живёшь? Как должна ответить девочка незнакомке? (Вот я сейчас милиционера позову! Простите, но я очень спешу).

- Ребёнок потерялся. Что он будет делать? («Стоять на месте, где потерялся»)

- Как следует держать ребенка за руку при переходе улицы? (Крепко за запястье, чтобы ребенок не вырвал руку).

- Где можно кататься на велосипедах, самокатах дошкольникам? (В специально отведенных местах, парках, скверах)

- Как взрослый с ребенком должен входить в автобус? (Ребенок входит первым, взрослый за ним).

- Как взрослый с ребенком должен выходить из автобуса? (Взрослый выходит первым и помогает выйти ребенку).

Игра для родителей «Волшебный сундучок»

На экране изображён волшебный сундучок. В нем находятся предметы, которые должны храниться в недоступном для детей месте. Отгадать, что в нем находится.

  • Приправа для блюд, но может вызвать сильный ожог (уксус, перец)
  • Украшение для женщины, состоящее из красивых горошин (бусы)
  • Что водой не разольешь? (клей)
  • Железный по нему ударил крепко,

И он пропал, осталась только кепка (молоток и гвоздь).

  • Таять может, да не лед
    Не фонарь, а свет дает (свеча)
  • Маленького роста я,
    Тонкая и острая,
    Носом путь себе ищу,
    За собою хвост тащу (иголка)

Обратить внимание родителей на то, что методическим пособием по теме: «Безопасность детей» могут быть даже сказки. Например, о том, что опасно оставлять ребёнка без присмотра: «Гуси-Лебеди», «Кот, Петух и Лиса», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Не доверять незнакомцам: «Заюшкина избушка», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Лисичка-сестричка и серый волк».

По итогу родительского собрания раздаются памятки (составленные учителем, либо самими родителями в ходе собрания).

Памятка по безопасности детей (для родителей)

  1. Говорите о безопасности в доверительной манере. Не пугайте ребёнка, когда говорите о безопасности поведения.
  2. Развивайте у ребёнка привычку говорить открыто, о том, что его беспокоит, или пугает. Не шутите над страхами ребёнка.
  3. Объясните ребёнку кто такой «опасный незнакомец».
  4. Если посторонний человек просит у ребёнка помощи, ребёнок должен позвать на помощь знакомых взрослых.
  5. Придумайте секретное слово опасности. Если ребёнок произносит его Вам в телефонном разговоре - значит, у него неприятности, и он нуждается в помощи.
  6. Если Ваш ребёнок уходит из дома один, научите его говорить о том, куда он идёт и сообщать о том, что он пришёл туда, куда отправился.
  7. В случае если на улице Вы увидите одинокого ребёнка, обязательно предложите ему помощь. Спросите, не потерялся ли он.

Всегда первыми помощниками в организации экскурсий выступают родители. На первом родительском собрании необходимо совместно определить график мероприятий и экскурсий, в том числе и по теме безопасности детей.

Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. По итогам экскурсии всегда много фотографий, по возможности делается видеозапись. Родители, не посещавшие экскурсию, могут ознакомиться с ее содержанием по фотографиям.

Каждый родитель должен понимать, что самое дорогое, самое любимое, самое…, самое…, самое…, конечно же ребёнок.

Список используемой литературы

Книги

  1. Костецкая Г.А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы //Безопасность жизнедеятельности. - №10/2012. - М.: «Новые технологии», 2012.
  2. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. - М., 1006 г. С. 3-148.
  3. Статьи из журналов
  4. Лунина Т. Методические рекомендации по проведению родительских собраний. //Воспитание школьников - 2002 г. - № 9. - С. 15.
  5. Сивова Т.В. Материалы к родительскому собранию в начальной школе //Завуч начальной школы - 2004 г. - № 1. - С. 103.
  6. Тыкынаева Л. Дверь в детство: Совместное путешествие детей и родителей // ИД «Первое сентября».- Классное руководство и воспитание школьников. - 2009. - № 12. - С.22-23.

Электронный ресурс

  1. Памятка родителям «Обеспечение безопасности детей»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--80akiahdesk2ai.xn--p1ai/?p=2696 (08.02.2018)
  2. Рекомендации для родителей по обеспечению безопасности детей: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://svetlyachok1969.ucoz.ru/publ/roditeljam/bezopasnost/rekomendacii_roditeljam_po_obespecheniju_bezopasnosti_detej/30-1-0-266 (08.02.2018)
  3. Родительское собрание на тему «Как обеспечить безопасность детей»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/roditelskoe-sobranie-na-temu-kak-obespechit-bezopasnost-detey-65332.html (08.02.2018)