Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Разделы: Общепедагогические технологии

Класс: д/с

Ключевые слова: ФГОС, рефлексия


- ФГОС нам всем известен. Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое рефлексия? Знакомо ли вам значение этого понятия? А может вы что-то уже знаете? (Риторический вопросы)

1) Рефлексия содержания мастер класса

- Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме …и отложите.

Таблица для слушателей.

Понятие

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Рефлексия

2) Работа в группе

- Что такое рефлексия? Выступление групп.

А что же такое рефлексия?

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

3) Теория

Когда проводить?

- Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Для чего нужна рефлексия?

Рефлексия в самом общем виде понимается как «обращение назад». Это способность, позволяющая человеку делать свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения, самого себя предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования.

Виды

Выделяют несколько видов рефлексии в зависимости от того, какое место она занимает в ходе деятельности человека.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая - когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная - самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала - всем классом, потом - в отдельных группах, затем - выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния, или рефлексия чувств.

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности, например, по завершению этапа объяснения новой темы или после этапа закрепления.

Что можно применять?

Раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д.

«Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.

«Радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - грустно. «Светофор» - красный - совсем непонятно, желтый - надо повторить еще раз, зеленый - все легко и просто.

В начале урока можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя?». Такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера.

«Мои ожидания»:

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)

«Цепочка пожеланий». Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

Этот вид рефлексии не слишком ценен сам по себе, но важен как запускающий механизм дальнейшей рефлексивной работы.

Рефлексия содержания учебного материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке, активность свою и класса.

Как проводить:

  • Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.
    • сегодня я узнал...
    • было трудно…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

"Три М"

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

«Плюс-минус-интересно»

Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Синквейн (пятистишия). первая строка - название темы (одно существительное);

вторая - описание темы в двух словах, два прилагательных; третья - строка описание действия в рамках этой темы тремя словами; четвёртая строка - это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); последняя строка - синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

«Поезд». На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

Рефлексия деятельности, или рефлексия процесса

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, закрепления материала, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? - вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

  • «Лесенка успеха» - нижняя ступенька - у меня ничего не получилось; средняя ступенька-у меня были проблемы; верхняя ступенька - мне всё удалось.
  • «Дерево успеха». Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый - все сделал правильно, желтый - встретились трудности, красный - много ошибок. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами «Букет настроения» и т.д.
  • «Знаки» (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.
  • Самооценка активности на каждом этапе урока.
  • Прием рефлексии «Оцени себя на уроке». Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3. не понял

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

- В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. Во ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока.

Важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке - это подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Трудно представить урок, который потребует рефлексии во всех обозначенных выше направлениях. Чаще всего выделяется одно-два направления, принципиально важные для данной деятельности, интеграции полученного в ходе урока опыта общения, действия, мышления, выбора, определения позиции и так далее.