Цель: Развитие фонетико-фонематической стороны речи на обобщении и систематизировании полученных знаний о гласных звуках [а], [у], [и], [о], [э], [ы].
Задачи:
Образовательные:
- закреплять понятие «гласный звук»;
- закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [о], [э], [ы], [и].
- закрепить умение определять звук, стоящий в начале слова, в середине, в конце слова;
- закреплять умение определять эмоциональные состояния человека и передавать их в мимике, речи и движениях;
- закрепить зрительные образы символов гласных звуков.
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [у], [и]; [о], [э], [ы].
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- развитие слухового и зрительного внимания.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в течение всего занятия;
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
- вслушиваться в речь педагога.
Здоровьесберегающие и ОБЖ:
- продолжать учить детей следить за своей осанкой;
- продолжать развивать координацию движения;
- продолжать формировать правила безопасного поведения.
Оборудование: конверт с фотографиями Буратино; письмо, мешочек, красные квадраты, мяч, презентация Microsoft Office PowerPoint: «Поможем Буратино найти ключик».
Ход занятия
Л: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давай поздороваемся!
Утром рано в детский сад пришло письмо. Вот смотрите - это оно.
Раз это письмо предназначено для нас, давайте посмотрим, что же там? (в конверт вложена фотография Буратино).
Л: Ребята, кто это?
Д. Да это же Буратино!
Л: Это его фотография! А внутри еще и записка- письмо. Давайте её прочитаем:
«Дорогие ребятишки,
Помогите шалунишке!
Потерял я ключик свой.
Где мой ключик золотой?
Как же мне его найти?
Чтоб домой к себе зайти.
Карту я вам покажу.
Там задания, игры укажу,
По которой я гулял
И свой ключик потерял!»
Буратино просит нас о помощи.
Л: - Ну что, ребята, поможем Буратино отыскать ключик?
Д: Да, поможем.
Л: Давайте собираться в путь! Пора в путешествие! Мы отправляемся в Страну гласных звуков. (Дети проходят за столы и к презентации)
Л: Вот она, какая красива Страна гласных звуков. (Слайд 3)
Давайте рассмотрим её.
А вот и Буратино. На этой фотографии Буратино просит вас отгадать, какой звук он произносит (логопед спрашивает детей)? (Слайд 4)
Д: [А]. (мигание (Буратино) слайда 3(4) на правильный ответ)
Л: Как мы произносим этот звук?
Д:, рот мы широко открываем, нет никакой преграды для воздушной струи.
Л: Правильно.
Л: Смотрите на следующую фотографию. Какой звук произносит Буратино? Произнесите этот звук. (Слайд 5)
Д: Звук [У]. (мигание слайда 5 на правильный ответ)
Л: Что стало с вашими губами?
Д: Они вытянулись в трубочку.
Л:А на этой фотографии Буратино произносит какой звук? (Слайд 6)
Д: Звук [И]. (мигание слайда 6 на правильный ответ)
Л: Хорошо! Что ун с происходит с губами?
Д: Рот улыбается, губы растягиваются.
Л:А на этой фотографии Буратино произносит какой звук? (Слайд 7)
Д: Звук [О]. (мигание слайда 7 на правильный ответ)
Л:А на этой фотографии Буратино произносит какой звук? (Слайд 8)
Д: Звук [Э]. (мигание слайда 8 на правильный ответ)
Л:А на этой фотографии Буратино произносит какой звук? (Слайд 9)
Д: Звук [ы]. (мигание слайда 9 на правильный ответ)
Л: Ребята, а скажите, какие эти звуки по характеру?
Д: Гласные.
Л: А почему?
Д: Их можно петь, тянуть протяжно, долго.
Л: Ребята, а в каком домике живут эти звуки? И как мы их обозначаем.
Д: В красном домике. Обозначаем красными квадратиками. (Слайд 10)
Л: Давайте их пропоем ёще раз - ИУА, ИУА! (Слайд 11)
Л: Идемте дальше по стране гласных звуков. Смотрите, на дороге лежит мешочек. (Слайд 12)
Наверно, это мешок Буратино. Может быть, здесь лежит его ключик?
Нет, здесь что-то другое.
Давайте посмотрим, что там лежит.
В мешочке картинки (арбуз, утюг, эму, игла, утка, обруч) .
Игра «Назови первый звук в слове». Логопед спрашивает, какой первый звук слышится в этом слове? (картинки появляются по одной и логопед каждого спрашиваю) (По щелчку)
Л: Молодцы. В мешке ключика нет.
Л: Ребята, а кто тут идет по дорожке лесной? (Слайд 13)
Д: Это ослик.
Л: Да верно. Это ослик. Ослика зовут ИА.
Л: Сосчитайте, сколько звуков в имени ослика ИА (На столах лежат квадратики красного цвета)
Д: 2 звука.
Л: Какие это звуки?
Д: гласные.
Л: Выложите схему на столах имени ослика «ИА». (разбор слога)
Л: А сейчас, сколько звуков я произнесла: «УА» - сосчитайте, сколько звуков я произнесла и отложите столько же квадратиков. Какие это звуки?
Д: 2 звука, гласные.
Логопед: «ИАУ» - сколько звуков?
Д: 3 звука.
Л: Из этого ряда убежал звук «У», какой звук исчез из ряда?
Л: Сколько звуков осталось?
Д: 2 звука
Л: Какие остались?
Д: ИА.
Л: А какой убежал?
Д: «У».
Л: Молодцы. Идем дальше искать ключик.
Л: Идем дальше по стране гласных звуков. И сейчас гласные звуки хотят и хотят с нами поиграть. Встаньте. (Слайд 14 - страна гласных звуков)
Игра «Сделай как мы». Я буду называть гласные звуки, а вы когда услышите звуки делайте так….:
«А» - хлопните в ладоши
«У» - поднимем руки вверх.
«И» -встали, как оловянные солдатики.
«Э» - руки в стороны.
Л: На полянке скачет мячик. Ага, на этой полянке Буратино играл в мячик. (Слайд 15)
Посмотрите, здесь нет его ключика? Ну, давайте, и мы поиграем с мячиком.
Игра: «Назови последний звук в слове». Логопед кидает мячик ребёнку и говорит слова: быки, холода, ноги, дома, мука, руки, бусы, молоко, кеды.
Дети возвращая мяч проговаривают последний гласный звук.
Л: Молодцы!
Л: А теперь я предлагаю вам отдохнуть (дети проходят на ковер)
Физкультминутка «Буратино» (Слайд 16)
Буратино потянулся, раз - нагнулся, два - нагнулся.
Руки в стороны развел. Ключик видно не наше.
Чтобы ключик нам достать.
Надо на носочки встать.
Л: Молодцы! Идем дальше искать ключик. (Слайд 17)
А это нарисована школа. Ясно, Буратино заходил в школу. Может быть, он ключик в школе потерял? Ну чтобы это нам узнать, надо выполнить следующие задание. (Слайд 17 - появляются все картинки)
Игра: «Какой гласный живет в слове». Я буду называть слова, а вы назовите гласный звук, который там живет.
ЖУК, ШАР, МЫШЬ, ЛИСТ, КОТ, МАК.
Л: Молодцы!
Л: Ой, ребята, а что это там за ранец? Да ведь это же ранец Буратино! (Слайд 18)
Наверное, ключик там! Ну, чтобы ранец нам открыть и найти потерянный ключ, вот еще задание «Подбери слова к схеме».
(Слайд 19-схема на экране и слова-картинки)
Слова подбираются на каждый звук отдельно.
(Слайд19) Картинки и схемы на звук «А» (на ответ детей слова улетают под схему)
|
|
|
В слове апельсин где находится («живет») звук «А».
|
|
|
В слове бант где находится звук «А» и в слове лиса -?
|
|
|
(Слайд 20) - слова и схемы на звук «У» - удочка, куст, какаду
(Слайд 21) - слова и схемы на звук «И» - ива, бинт, ноги
(Слайд 22) - слова и схемы на звук «О» - пальто, стол, ослик
Л: Точно, вот он, ключик! (из портфеля виднеется золотой ключик (вылетает по щелчку - Слайд 23)
Мы справились со всеми заданиями и ключик нашли! Молодцы!
Л: А, вот и сам Буратино! Он просит загадку отгадать, а разгадка будет вам от меня сладкое угощение: «Сама ползёт и на себе дом везёт» (Слайд 24 - Буратино с ключиком)
Д: Это…(улитка), правильно! (Слайд 25 - Улитка)
Л: Буратино подарил нам улитки! Ребята, а какие гласные звуки мы слышим в слове УЛИТКА? (Слайд 25)
Д: «У, И, А».
Л: Так вот почему Буратино подарил нам улиток! В этом слове мы слышим знакомые для нас звуки «И, У, А». (Слайд - 26 - Буратино)
Л: Итог логопедического занятия: Где мы с вами сегодня побывали? Какие звуки мы сегодня вспоминали? Молодцы! Вы сегодня все хорошо отвечали и играли!