Основные аспекты начального этапа обучения в классе аккордеона

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: обучение учащихся на аккордеоне


Общение с инструментом с первого занятия

Начинать общение ребёнка с инструментом необходимо с первого занятия. На первом уроке ученик знакомится с внешним строением аккордеона (клавиши, кнопки, мех, различные ремешки, воздушный клапан), принципом звукообразования. Уже на первом занятии ученик, с помощью воздушного клапана, может начать делать упражнения на разжим и сжим меха. Для понимания принципа смены меха проводятся аналогии с дыханием человека: мех - это легкие, разжим - вдох, сжим - выдох.

Упражнения для подготовки рук к игре на инструменте

Важно с первого урока начать подготовку рук к игре на аккордеоне. Упражнения необходимы для раскрепощения игрового аппарата, освобождения от зажимов. Есть много интересных и полезных упражнений в «Школе игры на аккордеоне» Р.Н.Бажилина, в первой части «Азбуки юного баяниста» Г.И.Крыловой. Упражнения этих авторов построены в игровой форме и доступны даже самым маленьким учащимся.

Изучение нот

Изучение нот начинается с объяснения «нотного стана». Сколько пальчиков на одной руке, столько же в нём и линеечек. Чтобы определить, какая линейка первая, необходимо положить любую руку на тетрадь, так чтобы линеечки стали продолжением пальчиков. Где оказывается первый пальчик (снизу), там и первая линеечка. Важно рассказать, что во главе нотной строки обязательно стоит ключ - это подсказка, как правильно читать ноты.

Изучение нот всегда начинается со скрипичного ключа. Существует много различных стихотворений, помогающих выучить ноты. Можно использовать метод олицетворения нот. Для каждой нотки выбирается определённый «житель» - живой персонаж. Например: овечка, собачка, медвежонок и т.д. Вместе с учеником придумывается имя герою, которое обязательно начинается с названия нотки: Долли, Рекс, Миша, Фантик и т.д. Затем, можно придумать короткую историю или сказку, почему именно наш герой поселился в определённом месте нотного стана. На обложке нотной тетради рисуется нотный стан, под каждой ноткой приклеивается наш «герой». Так ученик воспринимает нотки не просто как знаки, а мыслит их конкретными образами, знает историю «героев». Для повторения пройденных нот, используются игры с карточками (чем больше ученик узнает нот, тем больше становится карточек), что мотивируют ученика скорее выучить нотки.

Этот метод используется и в изучении нот басового ключа. На другой обложке делается такой же нотный стан, но только с басовым ключом, на котором, по мере изучения нот в левой клавиатуре аккордеона, начинают появляться уже знакомые ученику «герои», что способствует их быстрому запоминанию.

В один урок проходит знакомство только с одной ноткой. Для закрепления пройденной нотки, ученик вместе с педагогом придумывает короткую попевку на любую тему (о домашнем животном, о самом себе и т.д.) на одной или нескольких изученных нотках. Сочинённую песенку необходимо записать в нотной тетради. Если ученик ещё не умеет различать длительности, то песенка записывается целыми нотками без разделения на такты.

Изучение длительностей

Работая с маленькими детьми не получается быстро освоить длительности нот, их счёт. На первом этапе изучения длительностей короткие песенки записываются целыми нотами без тактовых разделений. Как правило, первый этап занимает несколько занятий. На втором этапе ученику объясняется, что нотки бывают не только белыми, но и закрашенными - чёрными. Белые нотки (половинные длительности) - длинные, а чёрные (четвертные) - короткие. Различие длительностей воспринимается только на слух, без счёта. Второй этап может занимать более длительное время. Начинать изучение счёта лучше без применения восьмых длительностей. За исключением тех учеников, которые быстрее и легче усваивают материал.

Смена меха

Для маленьких учеников удобнее использовать обозначение смены меха именно такими знаками:

Куда смотрит уголок, туда и ведется мех. После освоения данных знаков ученики легко переходят на традиционные обозначения.

Игра двумя руками вместе

Игру двумя руками нужно начинать с пьес, в которых чередуется игра правой и левой руками. Для начала, лучше всего использовать пьесы, в которых нет аккордов в партии левой руки. Затем берутся пьесы с частичной игрой двумя руками вместе, но обязательно с одинаковым ритмом. Ученикам очень нравится соединять нотки, которые должны играться вместе, цветными карандашами. Это соединение помогает быстрее понять принцип игры двумя руками вместе. Только после освоения таких пьес можно переходить к более сложным. Задача педагога - следить за качеством исполнения. Для отработки трудных мест используется игра «Паровозик». Берётся несколько карандашей (можно заменить и другим) в роли вагончиков поезда, ученику предлагается перевезти все вагончики - исполнить трудное место без единой ошибки. Если ученик выполнил всё без ошибки, то один вагончик уезжает, если нет - остаётся. Очень часто по цвету карандаша ученики придумывают, что именно находится в каждом вагончике. Дети с удовольствием играют в эту игру, и преодолевают трудности легко, не уставая.

Штрихи

Основным штрихом на начальном периоде обучения является non legato. Этот штрих наиболее прост и понятен для маленького ученика. Пальчики «шагают» по клавишам, как ножки. «Наступил» - нажим, «поднял» - отпустил клавишу и расслабил ручку. Освоение штриха legato происходит постепенно, начиная с двух ноток. Самый сложный штрих - staccato. Пальчики - это мячик, который падает на клавишу и отскакивает от неё. Полезно осваивать данный штрих упражнением «репетиция» на одном звуке. Игра упражнений идёт параллельно с игрой пьес. Можно и вместе с учеником придумывать упражнения, но обязательно давать им названия.

Динамика

Наибольшую трудность у ученика вызывает работа над меховедением и звукоизвлечением. Без освоения этих навыков невозможно научиться исполнению динамических оттенков ­ одного из главных средств музыкальной выразительности.

Освоение динамических оттенков происходит постепенно. Сначала, на упражнениях «Паутинка» и «Корабельный канат» осваивается динамика piano и forte. На следующем этапе переходим к упражнениям на crescendo и diminuendo, попутно объясняя переходные динамические оттенки от piano к forte. Очень понятны упражнения ­ «Самолёт прилетел» и «Самолёт улетел». Полученные навыки можно закреплять с помощью заранее подготовленных графических карточек с изображением различных предметов, явлений природы (ракета, волны и т.д.). Можно использовать упражнения из «Школы игры на аккордеоне» Р.Н.Бажилина, «Азбуки юного баяниста» Г.И.Крыловой или придумать свои музыкально-звуковые рисунки. Задача педагога, помочь ученику найти нужные ощущения при меховедении.

В заключение данной работы можно выделить основные рекомендаци:

  • обучение должно проходить в игровой форме, именно в этом возрасте дети воспринимают информацию через игру;
  • занятие должно включать в себя различные виды деятельности, (упражнения без инструмента и на инструменте, изучение нового материала, игра пьес и т.д.), так как ребёнок не может долго концентрироваться на одном задании;
  • подача нового материала должна быть доступной и интересной;
  • атмосфера урока должна быть доброжелательной;
  • новой информации должно быть немного, иначе ученик попросту не сможет запомнить новый материал;
  • все заметки в нотной тетради (смена меха, аппликатура и т.д.) должны помечаться цветными ручками или карандашами, для привлечения внимания ученика и разграничения поставленных задач.

Репертуар для юных музыкантов

  1. Бойцова Г. Юный аккордеонист. 1 часть.
  2. Крылова Г.И. Азбука маленького баяниста. Для начального обучения игре на баяне детей 6-8 лет. В двух частях.
  3. Федчина Л. Музыкальный алфавит. Первые этюды для самых маленьких.
  4. Шплатова О.М. Первая ступенька: юным баянистам и аккордеонистам.