Проблеме мотивации учения уделяется пристальное внимание в отечественной педагогической психологии. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Диагностика и сущность мотивации учебной деятельности получила свое развитие в трудах В.Г.Асеева, Ю.К.Бабанского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Г.И.Щукиной, Л.И.Божович, Е.П.Ильина, А.К.Марковой, Н.Ф.Талызиной, В.И.Чиркова, Е.О.Ивановой, И.М.Осмоловской, Б.Г. Ананьева.
Проанализировав литературу, мы выяснили что, в психолого-педагогической литературе не удалось встретить прямого определения термина «учебная мотивация». По всей видимости, это связано с терминологической неясностью, которая существует в общей психологии. В результате анализа психологической литературы по теме исследования выявлено, что термины «учебная мотивация», «мотивация учения», «мотивация деятельности учения», «мотивационная сфера ученика» являются синонимами. В широком смысле данными терминами обозначают совокупность мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. В узком смысле данные термины представляют собой довольно сложную систему мотивов.
В классификации мотивов, предложенной Л.И. Божович, лежит выделение двух основных типов учебных мотивов, имеющих разное происхождение и предметное содержание. Одни из них (познавательные), «порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения». Другие (социальные), «порождаемые всей системой отношений существующих между ребенком и окружающей его действительностью.
На наш взгляд, наиболее полная и точная классификация предложена А.К.Марковой. Основываясь на классификации Л.И.Божович, она выделяет аналогичные группы учебных мотивов, каждая из которых подвергается отдельной дифференциации.
К уровням (подвидам) познавательной мотивации относятся:
- широкие познавательные мотивы
- учебно-познавательные мотивы
- мотивы самообразования
- социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие, узкие социальные или позиционные мотивы
- мотивы социального сотрудничества
Таким образом, различные исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу личности, включающую в себя потребности, мотивы, цели и интересы в их взаимодействии.
Принципиальными путями формирования мотивации являются:
- «сверху вниз» - состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения.
- «снизу вверх» - состоит в том, что младший школьник включается взрослыми в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт нравственного поведения.
Обучение в начальной школе должно включать в себя оба эти вида воздействия на мотивацию учения.
Так же учителю необходимо владеть различными способами и приёмами работы с классом, чтобы способствовать созданию мотивации к учебной деятельности. Данные приемы должны отличаться новизной, разнообразием, занимательностью, увлекательностью, использованием ярких художественных средств, образностью; включать в себя удивление, поиск, парадоксальность.
Анализ исследований, по данной проблеме, позволил выявить средства формирования учебной мотивации, к ним относятся:
- проблемные ситуации;
- наглядность при изложении учебного материала;
- использование на уроках игровых моментов;
- коллективные формы деятельности;
- создание ситуации успеха;
- стимулирование широких социальных мотивов;
- показ перспектив;
- воздействие на учащегося через классный коллектив.
Теоретический анализ позволил утверждать, что смысл оценочной деятельности учителя, как неотъемлемой составляющей его профессиональной деятельности состоит в стимулировании активности самих учеников.
Оценочная деятельность учителя - это отбор, разработка и применение нормативных и индивидуальных критериев (эталонов) оценивания, оценочных шкал и способов контроля и оценки.
Целью этой деятельности является не контроль успеваемости учащихся, а создание условий для развития у учащихся адекватной самооценки.
Для успешного осуществления оценочной деятельности учителю необходимо владеть:
- умением определять предмет оценивания;
- умением воспринимать предмет оценки;
- умением сопоставлять предмет оценки с определенными критериями;
- умением выбирать форму оценки и умением сообщать оценку ученику и др.
В начальной школе одной из значимых проблем для педагога является проблема учебной мотивации, в силу своих возрастных особенностей учащиеся часто отвлекаются, не следят за объяснениями учителя, не прилагают необходимых усилий для выполнения заданий.
Поэтому особого внимания учителя требует отметочная мотивация.
Положительные отметки - подбадривают школьника, стимулируют его учебную работу. Однако нужно учитывать возможность своеобразной реакции со стороны детей с крайне низкой или высокой самооценкой: при расхождении их ожиданий с оценкой учителя эти дети могут отнестись к ней с недоверием и тревогой. Похвала за слабые ответы может подчеркнуть некомпетентность ученика в глазах его одноклассников. Это влечет за собой негативную реакцию класса и по отношению к отстающему, и по отношению к учителю.
Щадящие отметки эффективны, когда разрыв между оценкой и реальным результатом невелик. Степень же разрыва может определяться учителем пока только интуитивно, точные параметры здесь отсутствуют.
Отрицательные отметки - более сложная проблема. Отрицательная отметка должны направлять и корректировать учебные действия ученика, так как в большинстве случаев отрицательная отметка вызывает у учащихся возмущение и недовольство.
Таким образом, в младшем школьном возрасте оценочная деятельность учителя играет важную роль и для ребёнка, и для родителей. Отметки становятся и целью, и критериями отношений к школе, и к самому учителю.
Дети остро чувствуют психологическую и социальную значимость оценки. Для многих оценочная деятельность является стимулом и целью обучения.